Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Тапас

Та́пас (санскр. तपस्, Tapas IAST, «тепло», «жар», «истязание», «аскеза») — в древнеиндийской мифологии космический жар как универсальный космогонический принцип[1], лежащий и в основе мироздания, и в основе религиозного благочестивого поведения. Упоминается ещё в Ригведе (VIII, 59, 6; X, 109, 4; 136, 2; 190, 1), где описывается его творческий потенциал на космическом и спиритуальном уровнях. Е. А. Торчинов указывает на то, что слово «тапас» означает не всякое тепло, а тепло птицы, высиживающей птенцов, и поэтому связанное с затратами энергии. Это слово стало использоваться для обозначения аскезы, поскольку древние индийцы считали, что птица от высиживания яиц худеет[2]. Позднее тапас стал одним из важнейших понятий в ряде систем индийской философии. Б. Л. Смирнов характеризует «тапас», как одно из самых многогранных в смысловом отношении санскритских слов[3]. Упанишады рассматривают тапас наряду c брахмачарьей как добродетель, порождающую огромную силу. Традиционная философия Индии утверждает, что тапасом можно достичь чего угодно, вплоть до владычества над всем миром. С этой целью индийские аскеты (тапасики) предпринимали самоистязание, например, стояли среди четырёх костров, расположенных по сторонам света, на открытом месте, таким образом, что палящие лучи солнца действовали, как пятый огонь. Другим видом тапаса является обет стоять на пальцах одной ноги и т. д. Тапасик не стремится умилостивить Бога или богов, напротив, боги зачастую стараются помешать тапасу тем или иным путём. В основе механизма действия тапаса лежит закон кармы, утверждающий равновесие причин и следствий. В соответствии с этим законом, перенесённые аскетом мучения должны быть компенсированы равноценным количеством счастья.

В Йога-сутрах Патанджали четыре раза упоминает тапас (II, 1, 32, 43; IV, 1). Сарвепалли Радхакришнан рассматривает практику тапаса как один из элементов этической подготовки к йоге, целью которой является преобразование сущности человеческой природы, и связывает её с тремя психоаналитическими понятиями, посредством которых можно контролировать первоначальные инстинкты: защитной реакцией, субституцией и сублимацией. Он указывает, что:

Тапас, или аскетизм, уничтожает загрязнения, смешанные с подсознательными впечатлениями, вытекающими из страстей и кармы. Психология йоги допускает, что, кроме сознающего разума, имеется бессознательная, но психически активная область и тапас имеет целью контроль над содержанием этой бессознательной области[4].

При этом Радхакришнан подчёркивает, что практика тапаса предписывается йогой прежде всего для того типа людей, которых современная психология называет экстравертами.

В буддизме термин «тапас» означает самодисциплину[5]. В Палийском каноне (Мадджхима-никая) говорится о достижении тапаса путём задержки дыхания[6].

Примечания

  1. Топоров В. Н. Тапас // Мифологический словарь. М., 1991.
  2. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., 1998.
  3. Махабхарата VI. Хождение по криницам. Лесная. (Книга III, гл. 80–175, 311–315). — Ашхабад: Издательство АН ТССР, 1962. — 616 с. — 1500 экз.
  4. Индийская философия. Т.2, гл. 5. М. 1957.
  5. Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям.
  6. Йога: свобода и бессмертие. .

Тапас.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24