Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Суннет

(перенаправлено с «Суннет»)
Перейти к: навигация, поиск
                         

Хитан (араб. ختان‎‎), хатна (араб. ختنة‎‎), суннат — исламский термин, означающий обряд обрезания, представляющий собой усечение крайней плоти[1]. Исламские богословы до сих пор спорят о том, является ли обрезание желательным или обязательным действием для всех мусульман мужского пола. Обязательной даты обрезания не существует, но желательно совершить его в раннем детстве. В тех случаях, когда мальчики рождаются без крайней плоти обрезание для них не нужно[2].

Значение

В отличие от иудейской традиции, где обрезание является заветом между Богом и людьми, в исламе данный обряд носит менее символичное значение. В исламе обрезание является частью Сунны пророка Мухаммада, а также символом принадлежности к исламу. В настоящее время мусульмане является самой многочисленной религиозной группой, практикующей обрезание[3]. Обрезание не является условием для принятия ислама, а для тех, кто принял ислам в старшем возрасте обрезание не является обязательным[2].

Обряд обрезания в Центральной Азии (между 1865 и 1872 г.)

История

Согласно исламской традиции пророк Ибрахим был первым человеком, совершившим обряд обрезания по приказу Всевышнего[4]. В Сахихах аль-Бухари и Муслима приводятся хадисы, в которых пророк Мухаммед говорит, что пророк Ибрахим собственноручно совершил обрезание в возрасте восьмидесяти лет[5]. Во времена пророка Мухаммада обрезание практиковалось большинством арабских племен, в том числе арабов-язычников. По словам Ибн Аббаса, люди времен джахилии совершали обрезание своим детям при достижении детьми возраста совершеннолетия[6]

Согласно исламской традиции сам пророк Мухаммед родился без крайней плоти[7]. Многие из сподвижников пророка Мухаммеда совершали обрезание при принятии ислама. Пророк Мухаммед обрезал своих внуков на седьмой день после их рождения[8][9].

Источники

Обрезание не упоминается в Коране, но некоторые исламские богословы считают, обряд обрезания подразумевается в 124-м аяте суры Аль-Бакара:

[Вспомни,] как испытал Господь Ибрахима повелениями и как тот выполнил их...

По мнению некоторых мусульманских богословов одной из этих заповедей было, совершение обряда обрезания[10][11].

Хадисы об обрезании

Несмотря на то, что обрезание не упомянуто в Коране, второй основной источник исламского права, содержит хоть и скупую, но интересную информацию об обряде обрезания.

  • «Фитра — это пять (действий) или пять (действий) составляют фитру: обрезание (хитан), сбривание волос на лобке (истихдад), подстригание ногтей (таклим аль-азфар), выдергивание волос под мышками (натф аль-ыбт) и подстригание усов (кас аш-шариб)»[12][13]
  • «После того, как две обрезанные части встретились (или по другой версии: после того, как одна обрезанная часть прикоснулась к другой) — полное омовение (гусль) становится обязательным»[14]
  • «Обрезание (хитан) — это „сунна“ (очень желательное действие) для мужчин и „макрума“ (благородное действие) — для женщин»[15]

Обрезание в различных течениях

Все великие исламские богословы считали обряд обрезания частью религиозной практики как для мужчин, так и женщин. Разногласия возникали по поводу различных аспектов обряда обрезания, таких как степень обязательности, возраст совершения манеры совершения обряда и т. д.

Степень обязательности в различных исламских течениях и правовых школах разниться. У суннитов обрезание считается желательным (суннат), либо обязательным (ваджиб) действием. Кораниты отвергают даже желательность обрезания, заявляя, что само обрезание противоречит некоторым аятам Корана.

Сунниты

Среди суннитских правоведов существуют различные мнения по поводу обязательности обрезания. Имамы Абу Ханифа, основатель ханафитского мазхаба и Малик ибн Анас, утверждают, что обрезание является сунной-муккада, то есть не обязательным, но рекомендуемым действием. Имамы аш-Шафии и Ахмад ибн Ханбаль рассматривали обрезание как обязательное действие для всех мусульман[16].

Шииты

Большинство шиитских богословов рассматривают практику обрезания обязательной[17]. Шииты считают, что необрезанный мусульманин не может совершить паломничество в Мекку. В авторитетных шиитских книгах сохранились высказывания праведного халифа Али ибн Абу Талиба о том, что «если человек становится мусульманином, то он должен совершить обрезание, даже если ему 80 лет»[18]. По словам Джафара ас-Садика «земля ненавидит мочу необрезанных»[19].

Кораниты

Среди исламских течений существует течение, отвергающее обрезание мужчин в связи с тем, что оно не упоминается в Коране. Сторонники этой точки зрения указывают на аяты Корана, которые указывают на совершенство творения[20] и соображения гигиены[21]. Некоторые кораниты утверждают, что обрезание является запрещённым (харамом), утверждая, что такие аяты как 119-й аят суры Ан-Ниса запрещает изменение своего тела, а 4-й аят суры Ат-Тин говорит, что человек был создан совершенным[22][23][24][25].

Женское обрезание

В ханафитском, маликитском и ханбалитском мазхабах женское обрезание желательно, но не обязательно. В шафиитском мазхабе женское обрезание как и мужское является обязательным действием для мусульманки[16]. В сборнике хадисов «Сунан» Абу Дауда приводится хадис от Ум Атии аль-Ансарии, по которому пророк Мухаммад советовал некой женщине, практиковавшей женское обрезание (хатина) в Медине, во время операции не отрезать больше, чем нужно[26]. Большинство исламских правоведов сходятся во мнении, что при женском обрезании отрезается лишь крайняя плоть клитора, а его смысл носит «косметический» характер.

Процедура

В то время как процедура еврейское обрезание (англ.) регламентирует сроки и порядок совершения ритуала, исламское обрезания не имеет строго определённой процедуры или формы обрезания. Процедура обрезания может меняться в зависимости от времени и места его совершения. Все исламские учёные признавали, что правильный процесс обрезания у мужчин включает «отрезание куска кожи, покрывающего головку полового члена таким образом, чтобы последняя полностью оголилась»[27].

В последнее время всё чаще операции по обрезанию крайней плоти делаются врачами с использованием местной анестезии. В отличие от еврейского обрезания, в обрезании мусульманина может принимать участие представитель другой веры[3].

Возраст обрезания

В исламских источниках не указано определенное время для обрезания. Время совершения обрезания зависит от традиций в семье, региона и страны. Большинство исламских богословов придерживаются мнения, что родители должны обрезать ребёнка до достижения им возраста семи, десяти лет или начало полового созревания[28][29]. По мнению одних ученых, наилучшим возрастом для обрезания является седьмой день после рождения ребёнка, так как сам пророк Мухаммад совершил обрезание своих внуков — Хасана и Хусейна — на седьмой день после их рождения[3][8].

В некоторых исламских странах, обрезание производится после того, как мальчик научится читать весь Коран от начала до конца[3]. В Малайзии и других странах операция обычно проводится при достижении мальчиком возраста от десяти до двенадцати лет.

Обрезание в Европе

В июне 2012 года Кёльнский суд приравнял обрезание к уголовному преступлению. В суд подала местная прокуратура после того, как у четырёхлетнего мусульманского мальчика после операции произошли осложнения. В результате германские врачи начали отказываться от проведения подобных операций, опасаясь судебных исков. Согласно берлинским законам для того, чтобы родители или опекуны ребёнка смогли провести операцию они обязаны предоставить письменное согласие, предъявить справку из общины, чтобы доказать свою религиозность, а также ознакомиться с возможными рисками для здоровья мальчика[30].

Примечания

  1. Исламист
  2. ↑ Хитан // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — 3000 экз. — ISBN 5-98443-025-8.
  3. ↑ Circumcision of boys. Religion & ethics—Islam. BBC (24 марта 2006). Проверено 29 июля 2008. Архивировано из первоисточника 27 октября 2012.
  4. См. список источников по данному вопросу у: M. J. Кister, « '…And He Was Born Circumcised…': Some Notes on Circumcision in Hadith», Oriens (34, 1994), с. 10.
  5. Sahih Bukhari Hadith No. 575, and Muslim’s anthology of authentic hadith, IV, item 2370.
  6. аль-Бухари Сахих аль-Джами, см. также другие источники этого хадиса у: Kister, «'…And he was born…», с. 25.
  7. Religions - Islam: Circumcision of boys. BBC (13 августа 2009). Проверено 26 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 27 октября 2012.
  8. 1 2 Ас-Суюти, ад-Дур аль-Мансур, I, 114 приведено у: Kister, «'…And he was born…», с. 26. Хадис также приведен у аль-Байхаки.
  9. Ibn Hajar says in Al-talkhis, IV, 83, that: «It is related by Al-Hakim and Al-Baihaqi on Aisha’s authority, and also by Al-Baihaqi on Jaber’s authority quoting the Prophet».
  10. Ибн Каййим аль-Джaузия, Тухфату-ль-Маудуд, с. 164, приведено у: Кister, «'…And he was born…», с. 12.
  11. Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи, Зад аль-Майсир фи 'Ильм ат-Тафсир (Бейрут: 1404/1984), в 8 тт., т. 1, с. 311.
  12. аль-Бухари хадис № 5550 / «Сахих»; Муслим хадис № 257 / «Сахих»
  13. Muslim, al-Jami' al-Sahih, с. 159.
  14. Термин «хитан» уже на раннем этапе понимался имеющим отношение как к обрезанию мужчин, так и к обрезанию женщин. Известный ханбалитский ученый — Ибн Кудама аль-Макдиси (ум. 1223) писал, что оба эти хадиса содержат «указания на то, что женщины [в те времена] уже практиковали обряд обрезания» (Ибн Кудама, аль-Мугни, (Аль-Кахира, 1968), в 10 тт., т. 1, с. 64)
  15. Ахмад Ибн Ханбал, Муснад, (Бейрут: 1389/1969), в 6 тт., т. 3, с. 415.
  16. ↑ Medical Ethics of Male Circumcision. Web.archive.org (30 мая 2010). Проверено 20 мая 2012. Архивировано из первоисточника 30 мая 2010.
  17. Book 90 of Hilyat ul-muttaqeen
  18. Al-Kalini, Abu-Ja’afar Muhammad Ibn-Yaqub. Al-furu’min al-kafi. Vol. 6 Tehran: Dar al-kutub al-islamiyyah. 1981:35
  19. Al-Kalini, Abu-Ja’afar Muhammad Ibn-Yaqub. Al-furu’min al-kafi. Vol. 6 Tehran: Dar al-kutub al-islamiyyah. 1981:34
  20. 32:7, 82:7-8
  21. Islam and circumcision. Circumstitions.com. Проверено 20 мая 2012. Архивировано из первоисточника 27 октября 2012.
  22. 4:119, 95:4
  23. Circumcision - Does the Quran Approve it? - Genital Mutilation | ختان | Khitan | Islam | Sunnah | Hadith | Khatna | Musolmani | Sunat | Sirkumsisi | Khatan | Tuli | Tule | Pagtutuli | Sunatan | Sünnet | Urkwtha | Tahara | Touhur | طهارة | طهور. QuranicPath. Проверено 26 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 27 октября 2012.
  24. Revisionist Muslim « For All Monotheists. Allmonotheists.com. Проверено 26 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 27 октября 2012.
  25. Male and female circumcision, medical, legal, and ethical considerations George C. Denniston, Frederick Mansfield Hodges
  26. Абу Дауд, Сунан, 4:368 («Адаб», 167), приведено у: Wensinck, Concordance…, vol. 2, с. 10-11. Данный хадис был классифицирован самим Абу Даудом как «даиф» («слабый»). См.: J. Berkey, «Circumcision Circumscribed: Female Excision and Cultural Accommodation in the Medieval Near East.» International Journal of Middle East Studies: (28, 1996), c. 36, прим. 36.
  27. Ан-Навави, приведено у: Wensinck, «Khitan», с. 20.
  28. Племянник пророка Мухаммада Абдуллах ибн Аббас, был обрезан в период достижения им совершеннолетия (Хадис приведен у аль-Бухари, см. также другие источники этого хадиса у: Kister, «'…And he was born…», с. 25.)
  29. Circumcision. Islamicvoice.com (28 марта 2000). Проверено 20 мая 2012. Архивировано из первоисточника 27 октября 2012.
  30. Немецкие мусульмане и евреи вышли на митинг в защиту обрезания — Lenta.ru 10.09.2012

Ссылки

  • Хитан // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — 3000 экз. — ISBN 5-98443-025-8.
  • K̲h̲itān / Wensinck, A.J. // Encyclopaedia of Islam : with indexes etc. : [англ.] : in 12 vols. / ed. by P. J. Bearman, Th. Bianquis, C. E. Bosworth, E. van Donzel, W. P. Heinrichs et al. — 2nd ed. — Leiden : E. J. Brill, 1960—2005.
  • Суннат — статья из Исламской энциклопедии Islamist.ru.
  • Саттаров Р. Обряд обрезания в Исламе: обзор источников Берлин, 2006.
  • Каиргалиев М. О пользе обрезания. — Официальный сайт мечети Хазрет Султан. 05.08.2012
  • Омаргаджиев Г. Женское обрезание IslamDag.ru
  • Женское обрезание не является обязательным в исламе Ислам для всех, 09.02.2004

Суннет.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24