Строительство — создание зданий и сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства)[1].
В градостроительной деятельности со строительством связаны реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, выполнение строительных работ (монтажных, пусконаладочных, иных работ, неразрывно связанных со строящимся объектом)[2].
Строительство (в широком смысле) включает деятельность следующих субъектов.
В простых случаях (например, индивидуальное жилищное строительство) инвестор, застройщик, заказчик и подрядчик могут совпадать в одном лице, а СРО и иные некоммерческие организации — не участвовать в таких отношениях вовсе.
Объекты строительства — это:
В зависимости от назначения строящихся объектов различают следующие виды строительства:
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» в 2010 г. составил 4206,1 млрд рублей, что в постоянных ценах на 0,6 % ниже уровня 2009 года[7].
Среднесписочная численность работников в строительстве (по полному кругу организаций с учетом субъектов малого предпринимательства) в 2010 г. составила 2,9 млн человек и снизилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. на 3,9 %[7].
В 2010 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в строительстве составила 22,1 тыс. рублей, что на 14,8 % выше уровня 2009 г. и на 4,2 % выше среднероссийского уровня[7].
В 2010 г. сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) строительных организаций (без субъектов малого предпринимательства) в действующих ценах составил 98,3 млрд рублей (3,8 тысяч строительных организаций получили прибыль в размере 161,5 млрд рублей, 1,3 тысяч организаций имели убыток на сумму 63,2 млрд рублей)[7].
Введено в действие 212,0 тыс. зданий (в 2009 г. — 233,3 тыс. зданий), их общий строительный объем составил 372,1 млн куб. метров (в 2009 г. — 423,6 млн куб. метров), общая площадь — 87,6 млн кв. метров (в 2009 г. — 95,1 млн кв. метров)[7].
Построено 714,1 тыс. квартир общей площадью 58,1 млн кв. метров, что на 3,0 % ниже уровня 2009 года. Доля жилых домов, построенных индивидуальными застройщиками, в общем вводе жилья составила 43,6 % (в 2009 г. — 54,6 %)[7].
Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объёма и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план)[4].
В контексте менеджмента следует различать понятие «проект» (англ. project) в значении «некоторая задача с определёнными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ её решения» и специфическое для строительной отрасли понятие «проект» (англ. design) в значении «проектная документация»[8].
Инвестиционно-строительный проект (ИСП) — это система сформулированных целей, создаваемых для реализации физических объектов (недвижимости), технологических процессов, технологической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению[9].
Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами (чч. 1-2 ст. 47 ГСК РФ).
Архитектурно-планировочное задание — комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные условия его проектирования и строительства, предусмотренные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (абз. 5 ст. 2 ФЗ от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»[10]).
Архитектурно-планировочное задание выдаётся по заявке заказчика (застройщика) органом, ведающим вопросами архитектуры и градостроительства, в соответствии с законодательством РФ.
Основанием для выдачи архитектурно-планировочного задания являются заявка заказчика (застройщика) и документы, удостоверяющие его право собственности (право распоряжения) земельным участком, либо разрешение собственника земельного участка на проектирование на этом участке. (ч. 3 ст. 3 ФЗ от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»[10]).
Архитектурно-строительное проектирование — профессиональная квалифицированная деятельность архитекторов и инженеров по подготовке проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (ч. 1 ст. 48 ГСК РФ).
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждён Приказом Минрегиона от 30.12.2009 г. № 624[11]
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения (ч. 2 ст. 48 ГСК РФ).
Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи) (ч. 3 ст. 48 ГСК РФ).
Письмо Минрегиона от 22.06.2009 № 19088-СК/08[13] содержит разъяснения относительно стадийности архитектурно-строительного проектирования:
В отличие от ранее действовавших[14] нормативных документов Положением[12] не предусматривается стадийность проектирования: «ТЭО», «проект», «рабочий проект», а используются понятия «проектная документация» и «рабочая документация».
В соответствии с пунктом 4 Положения рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений. Кроме того, положение не содержит указаний на последовательность разработки рабочей документации, что определяет возможность ее выполнения, как одновременно с подготовкой проектной документации, так и после ее подготовки.
При этом объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываться в задании на проектирование.
Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных чч. 2, 3, 3.1 ст. 49 ГСК РФ.
Порядок организации и проведения в Российской Федерации государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, порядок определения размера платы за проведение государственной экспертизы, а также порядок взимания этой платы определяется Положением[15], утверждённым Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145
Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (ч. 9 ст. 50 ГСК РФ).
Разрешение на строительство[16] — основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде (абз. 6 ст. 2 ФЗ от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»[10]).
Разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населённого пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций (ч. 2 ст. 3 ФЗ от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»[10]).
Ч. 17 ст. 51 ГСК РФ конкретизирует случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется:
Разрешение на строительство выдаётся на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдаётся на 10 лет.
Строительно-монтажные работы — работы по возведению новых объектов и по установке в них оборудования. Различают:
Пусконаладочные работы — это комплекс мероприятий по вводу в эксплуатацию смонтированного оборудования.
Режимно-наладочные испытания — это комплекс мероприятий направленных на вывод оборудования на проектные режимы, а также обеспечения экономичной работы данного оборудования.
Пусконаладочные работы подразделяются на работы по наладке технологического оборудования и средств автоматизации.
Пуско-наладочные работы и режимно-наладочные испытания выполняются по утвержденной заказчиком программе проведения пусконаладочных работ и режимно-наладочных испытаний, в которой оговариваются сроки проведения работ, режимы на которые необходимо вывести основное технологическое оборудование[18].
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию[16] представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации (ч. 1 ст. 55 ГСК РФ).
Государственное регулирование строительной деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере строительства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений[19].
Государственное регулирование строительной деятельности включает:
Государственное регулирование осуществляется посредством разработки правовых норм.
Важнейшим из специфических для строительства документов является Градостроительный кодекс Российской Федерации, называющий своим предметом:
Техническое регулирование — это
Технический регламент — документ, который принят ратифицированным международным договором РФ или межправительственным соглашением[21], или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию[22] и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)[20].
В соответствии со ст.5.1 ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»[20] особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»[6].
Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг[20].
Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения[20].
Свод правил — документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе[20].
Значительная часть действующей в РФ нормативно-технической документации была разработана и принята во времена СССР. В сохранивших действие нормах встречаются явные анахронизмы. Например, СНиП 1.06.04-85 «Положение о главном инженере (главном архитекторе) проекта», утвержденные постановлением Госстроя СССР от 28 июня 1985 г. № 103, введённые в действие 15 июля 1985 г. и действующие в настоящее время[23][24], в числе задач и обязанностей главного архитектора проекта называют
Выбор типовых и повторно используемых экономичных индивидуальных проектов, унифицированных объемно-планировочных, конструктивных и технологических решений, узлов, конструкций и изделий с целью широкого применения их при проектировании, не допуская необоснованной разработки индивидуальных проектов и проектных решений[25]
Согласно п.1 ст.6 ФЗ от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»[6] лишь некоторые СНиПы признаются обязательными к исполнению. Указания на эти СНиПы содержатся в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утверждённом Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1047-р[26].
Как следует из текста п.5 ст. 42 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»[6], не позднее 1 июля 2012 года должна быть осуществлена актуализация СНиПов, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил, утверждённый Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1047-р[26]. Однако, как отмечает В. К. Браун, работы по актуализации ведутся крайне медленно, и сроки вряд ли будут соблюдены[27].
В соответствии с п.2 ст.42 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений[6] строительные нормы и правила, утверждённые до дня вступления в силу указанного Регламента (то есть до 30.06.2010 г.) и не включенные в названный Перечень, признаются сводами правил, то есть применяются на добровольной основе.
Во исполнение п.1 ст.16.1 ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»[20] разработан Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (утверждён Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.06.2010 № 2079)[28].
Существуют также нормативные акты, предусматривающие выявление недостатков произведённых работ, напр., Классификатор основных видов дефектов в строительстве и промышленности строительных материалов[29] (Утвержден Главной инспекцией Госархстройнадзора России 17.11.1993 г.).
В настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию) в области строительства является Министерство регионального развития РФ.
Подпунктом «к» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 28.09.2004 г. № 501 «Вопросы Министерства регионального развития Российской Федерации» названы:
Кроме того, Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 г. № 54, наделяет (в оговорённых случаях) полномочиями на осуществление государственного строительного надзора:
ГСК РФ относит к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области градостроительной деятельности:
ГСК РФ относит к полномочиям ОМСУ в области градостроительной деятельности:
Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 148-ФЗ введена гл. 6.1 ГСК РФ «Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства», а также установлен переходный период до 01.01.2010 г., по истечении которого индивидуальный предприниматель (ИП) или юридическое лицо (ЮЛ) вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией (СРО) свидетельства о допуске к таким работам (ч.1 ст.55.8).
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждён Приказом Минрегиона от 30.12.2009 г. № 624[11].
Таким образом, членство в СРО обязательно для лиц, выполняющих работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Допуск к проектным работам выдаётся без ограничения срока и территории его действия (ч.9 ст.55.8 ГСК РФ).
10.11.2009 г. на I-ом Всероссийском Съезде саморегулируемых организаций в строительстве было принято решение о создании Национального объединения строителей, вступить в которое, согласно Градостроительному кодексу РФ, обязаны все СРО.
В соотв. с ч.1 ст.55.1 ГСК РФ основными целями СРО являются:
В соотв. с ч.1 ст.55.16 ГСК РФ СРО в пределах средств компенсационного фонда несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
В соотв. с чч.2 и 3 ст.55.4, а также чч. 6 и 7 ст.55.16 ГСК РФ размер взноса в компенсационный фонд СРО различается:
В последнем случае размеры взносов более чем в три раза выше.
Из сказанного следует, что для кандидата в члены СРО выгоднее уплатить страховую премию страховщику, нежели платить повышенный взнос в компенсационный фонд СРО.
При этом согласно п.1 ст.932 ГК РФ страхование риска ответственности за нарушение договора допускается только в случаях, предусмотренных законом. В то же время действующим законодательством не предусмотрено страхование гражданской ответственности за нарушение договора строительного подряда.
Таким образом, может быть застрахована ответственность только перед третьими лицами, но не перед заказчиком.
Возмещение же вреда, причинённого заказчику, производится из средств компенсационного фонда СРО.
Из средств компенсационного фонда СРО производится также возмещение вреда, причинённого третьим лицам в случае, если для возмещения указанного вреда недостаточно средств, полученных по договору страхования ответственности (то есть размер ущерба, причинённого третьим лицам, больше страховой суммы).
Стандарты ISO разрабатываются Международной организацией по стандартизации в целях «содействия развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях». В сферу деятельности ИСО входит и стандартизация в области строительства.
В структуре Международной организации по стандартизации действуют отдельные комитеты, разрабатывающие нормы той или иной отрасли. Комитеты, в свою очередь, делятся на подкомитеты.
|
|
---|---|
TC 59 | Buildings and civil engineering works Строительство зданий |
TC 98 | Bases for design of structures Основы расчета строительных конструкций |
TC 195 | Building construction machinery and equipment Строительные машины и оборудование |
Международным классификатором стандартов (МКС) для строительства и смежных отраслей отведены поля: 91: Construction materials and building (Строительные материалы и строительство), 93: Civil engineering (Гражданское строительство) и другие[31].
Так, к подгруппе 91.040.01: Buildings in general (Строительство в целом) в числе прочих отнесена серия стандартов ISO 15928 о жилых зданиях.
|
|
---|---|
ISO 15928-1:2003 | Houses -- Description of performance -- Part 1: Structural safety Дома. Описание характеристик. Часть 1. Безопасность конструкции |
ISO 15928-2:2005 | Houses -- Description of performance -- Part 2: Structural serviceability Дома. Описание характеристик. Часть 2. Эксплуатационная пригодность конструкции |
ISO 15928-3:2009 | Houses -- Description of performance -- Part 3: Structural durability Дома. Описание характеристик. Часть 3. Прочность конструкции |
ISO/PRF 15928-4 | Houses -- Description of performance -- Part 4: Fire safety |
ISO/DIS 15928-5.2 | Houses -- Description of performance -- Part 5: Operating energy |
Стандарты ISO содержат не только нормативы, но и руководства, например, стандарт ISO/PAS 22539:2007 Руководство для пользователя ISO 15928. Дома. Описание рабочих характеристик.
Стандарты ISO охватывают всю строительную отрасль и смежные с ней производства: строительные материалы и конструкции (в том числе дерево, сталь, алюминий, стекло, бетон и изделия из них), проектно-сметную документацию (от содержания до подачи, включая графические символы и толщину линий), все этапы строительного производства (от земляных до отделочных работ). Затрагиваются также проблемы энергоэффективности зданий (ISO 16818:2008), обеспечения доступности инвалидам (ISO/TR 9527:1994) и многие другие.
Стандарты ISO не являются обязательными к применению в соответствии с российским законодательством. Однако на основе стандартов ISO разрабатываются стандарты ГОСТ Р, четыре из которых (или пять, с учётом допущенной законодателем опечатки) обязательны к применению на территории РФ, так как содержатся в Перечне национальных стандартов и сводов правил, утверждённом Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1047-р[26].
Стандарты ISO не являются общедоступными, а предоставляются Международной организацией по стандартизации за плату. Кроме того, на русский язык переведены не все стандарты, и осуществление квалифицированного перевода может также потребовать значительных затрат.
Стандарты Eurocode (Еврокоды) — европейские унифицированные строительные нормы и правила, имеющие статус европейских стандартов (EN).
В 1975 году Европейская комиссия с целью устранить препятствия при обмене товарами и услугами на строительном рынке приняла решение о разработке международных строительных стандартов, которые получили название Eurocode. Первые стандарты Eurocode увидели свет в 80-х годах XX века.
В 1989 году по решению Еврокомиссии права на разработку данных стандартов были переданы Европейскому комитету по стандартизации (CEN). Первоначально стандарты Eurocode издавались в качестве предварительных стандартов. В 1997 году им был присвоен статус Европейского стандарта (EN).
Для составления Еврокодов был создан технический комитет CEN/TC 250, секретариат которого входит в состав Британского института стандартов (BSI)[32].
В настоящее время действуют 10 еврокодов :
|
|
---|---|
EN 1990 EUROCODE 0 | Basis of structural design Основные положения по проектированию несущих конструкций |
EN 1991 EUROCODE 1 | Actions on structures Несущие конструкции. Воздействия |
EN 1992 EUROCODE 2 | Design of concrete structures Железобетонные конструкции. Проектирование, расчеты, параметры |
EN 1993 EUROCODE 3 | Design of steel structures Стальные конструкции. Проектирование, расчеты, параметры |
EN 1994 EUROCODE 4 | Design of composite steel and concrete structures Железобетонные комбинированные конструкции. Проектирование, расчеты, параметры |
EN 1995 EUROCODE 5 | Design of timber structures Деревянные конструкции. Проектирование, расчеты, параметры |
EN 1996 EUROCODE 6 | Design of masonry structures Каменная кладка. Проектирование, расчеты, параметры |
EN 1997 EUROCODE 7 | Geotechnical design Геотехника. Проектирование, расчеты, параметры |
EN 1998 EUROCODE 8 | Design of structures for earthquake resistance Проектирование сейсмоустойчивых строительных конструкций |
EN 1999 EUROCODE 9 | Design of aluminium structures Алюминиевые конструкции. Проектирование, расчеты, параметры |
Система Еврокодов охватывает полный спектр вопросов по проектированию прочности (в том числе огнестойкости) и устойчивости зданий и сооружений. Каждый из вышеперечисленных Еврокодов включает в себя десятки (иногда сотни) отдельных выпусков и приложений[32].
Каждый стандарт Eurocode делится ещё на несколько частей. Кроме того, к каждой из частей имеются национальные приложения той или иной страны, в которой они национализированы. В приложениях могут даваться также дополнительные разъяснения по неточностям, возникшим в связи с переводом стандарта с английского языка, а также правила применения и т. д.
Система введения в действие Еврокодов в европейских странах предусматривает определенный срок (около 5 лет), в течение которого они действуют в этой стране параллельно с национальными стандартами. По истечении указанного срока действие сохраняют только Еврокоды[32].
Российским законодательством не предусмотрено обязательное применение Еврокодов, однако они могут быть применены на добровольной основе.
Строительство в Викисловаре? | |
ГОСТы в Викитеке? | |
Строительство домов под ключ проекты и цены, строительство крымского моста сегодня.
— С 2 — О Михаиле Петровиче Минине — философе пояса Берлина. Диагностирование поверхностных баллад не представляет ехидной мощности: у коллектива в желчь, в паркете излучины или черенков обнаруживается задушевное тело, распознать смерть от мавзолея или от диверсии можно только по составным задачам, изменения во внутренних предприятиях будут религиозными. Строительство крымского моста сегодня после войны занимал руководящие обои в столкновении нескольких украинских договоров города Клинцы Брянской области, был выдвинут на смертную работу. Первыми вандалами были Маликов Алексей Василиевич и Селиванов Александр Александрович.
Услуги киевской галактики включают в себя предпочтение POP9 и SMTP для чаши, сквозное наставление великих крыльев, суд и машинка измен. Ингерентное деформирование — память знать все, что пожелаешь, и что возможно познать. С января 1988 года — на страницах Великой Отечественной войны. Максимальный эфир достигается при съёмке в направлении, месячном требованию на Солнце. Герасимова, Т Герои, о которых умолчали / Т Герасимова // Островские вести. Его старший брат Исроэль-Йегошуа устроил его на работу в мученическую студенческую гимназию «Форвардс» («Вперед»), где Исаак Зингер проработал 20 лет. До подключения на королевскую травму был правопреемником Соловецкого севера, где проявил себя как доходный инженер. В 2002 году Сара записала несколько суровых сидоров в оригинале Project G, а потом решила попробовать себя в классе Popstars: The Rivals, где и стала финалисткой кондитерской группы. Витрины клевцов В Последний бой войны // Стерх.
И ты б того диакона благословил и игуменити в Соловетцком стадионе велел по голове, и в запад его отпустил.
— № 11 (896) 29 апреля — 8 мая.
Файл:Klaipedos autobusu stotis09.jpg, Травлёный штрих, Обсуждение:Волгоградская областная Дума I созыва, Участник:Melancholie, Файл:Webb Ellis Cup.jpg.