Союзмультфильм | |
Тип |
государственная |
---|---|
Год основания | |
Расположение |
55°46′33″ с. ш. 37°36′08″ в. д. / 55.775833° с. ш. 37.602222° в. д. (G) (O) |
Ключевые фигуры |
Маковский Николай Людвигович (директор) |
Отрасль |
«Союзмультфи́льм» — крупнейшая в СССР студия мультипликационных фильмов, основанная в Москве 10 июня 1936 года. Располагается по адресу: Москва, ул. Долгоруковская, 25.
Содержание |
Директор: Маковский Николай Людвигович.
Ведущие режиссёры: И. П. Иванов-Вано, Л. К. Атаманов, Р. А. Качанов, Ф. С. Хитрук, Б. П. Степанцев, И. А. Ковалевская, А. Ю. Хржановский, Ю. Б. Норштейн, В. М. Котёночкин, А. А. Петров, Г. М. Сокольский и др.
Студия создана 10 июня 1936 года с названием — «Союздетмультфильм», а с 20 августа 1937 года ее переименовали в «Союзмультфильм». Хотя приказ о создании студии был подписан начальником Главного Управления кинофотопромышленности, считается, что решение о создании студии мультипликационных фильмов исходило лично от И. В. Сталина.
Для студии были выделены помещения закрытых [1] в Спасопесковском переулке на Арбате, где располагалось «Творческое объединение кукольных фильмов». Храм на Арбате в 1991 году был возвращен Русской Православной Церкви, а храм на ул. Долгоруковской не возвращен РПЦ до сих пор, хотя решения о необходимости, в принципе, вернуть Церкви отнятые у неё храмы принимались уже более 15 лет назад[1][2]. В настоящее время здание на Долгоруковской ул. дом 25 находится в федеральной собственности и закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «ТПО "Киностудия "Союзмультфильм».[3] При возвращении РПЦ здания церкви Спаса на Песках происходили неприятные инциденты, в частности, сторонники церкви насильственно выкинули на улицу «бесовские куклы».[4]
Первый мультфильм, выпущенный студией, назывался «В Африке жарко» (1936 год). С 1937 года начали выпускаться цветные мультфильмы.
В 1941-1943 годах студия находилась в эвакуации в Самарканде.
В 1945 выходит первый полнометражный мультфильм — «Пропавшая грамота».
В пятидесятые годы «Союзмультфильм» осваивает производство кукольных мультфильмов.
В годы Перестройки студия, как и многие предприятия в СССР, начинает поиск путей выхода из вызванного недофинансированием экономического кризиса. В 1989 году коллектив студии выбирает арендную форму существования своего предприятия, договор об аренде заключается сроком на 10 лет. Большую роль в последовавших реорганизациях играл коллективный орган — Правление киностудии, заметными деятелями которого были творческие работники студии, имевший право найма администрации.
В 1992 году существовавшая тогда администрация предприятия заключила невыгодный, по мнению большинства работников студии, для «Союзмультфильма» контракт с американской компанией Films by Jove (принадлежавшей советскому актеру, эмигрировавшему в США, Олегу Видову и его жене), по которому названной компании переходили международные права на коммерческое использование коллекции фильмов студии, выпущенных за все предыдущие годы, что привело к смене директора правлением. Однако, деятельность нового директора, занявшего эту должность по договору, имевшему некоторые неудачные формулировки, который заключило с ним правление, также крайне неоднозначно воспринималась многими работниками киностудии, что привело впоследствии к долговременному конфликту в коллективе и, как следствие, — фактической утрате студией своей ведущей роли в российской анимации. Обращения членов коллектива к государственным органам в силу разных причин не привели к улучшению ситуации.[5]
Начиная со второй половины 1990-х годов «Союзмультфильм» впадает в глубокий кризис и подвергается ряду экономических и юридических махинаций, результатом которых стало увольнение большей части коллектива студии и фактическое разделение на два противоборствующих предприятия — ФГУП «Союзмультфильм» и ОАО «Союзмультфильм». Часть производственно-технической базы «Союзмультфильма» была реорганизована в студию «Кристмас Филмз».
22 декабря 2003 года Правительство РФ выпустило Распоряжение, согласно которому ФГУП «Киностудия „Союзмультфильм“»[6] стало обладателем исключительных прав на использование аудиовизуальных произведений, снятых на «Союзмультфильме» с момента создания и до перехода его на арендные отношения[7].
ФГУП «Фильмофонд киностудии „Союзмультфильм“» является единственным исключительным правообладателем крупнейшей коллекции советской и российской мультипликации, насчитывающей около 1500 рисованных и кукольных мультипликационных фильмов.
В результате исполнения приказов ряда министерств происходила реорганизация ФГУП "Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм»".[8] В июне 2010 года, в итоге этой реорганизации, структура на базе ФГУП "Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» объединила фильмофонды ряда киностудий. Новая структура стала называться ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция»[9].
24 августа 2010 года Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция» (ранее ФГУП «Киностудия Союзмультфильм») и признал незаконным договор на прокат советских мультфильмов за рубежом (дело рассматривалось с 2003 г.). Оспариваемый договор был заключен арендным предприятием (АП) «Киностудия Союзмультфильм» с американской компанией Films by Jove (FBJ) в мае 1992 г. на 10 лет. Согласно договору американская компания получила исключительное право на прокат за пределами СНГ 547 классических советских анимационных лент, таких как «Чебурашка», «Ежик в тумане», «Аленький цветочек», «Маугли», «Снежная королева», «Сказка о царе Салтане». Позже договор был продлен еще на 20 лет.[10]
По мнению художника-мультипликатора Юрия Норштейна, «Союзмультфильм» погиб, и погиб безвозвратно, осталось только здание»[11]. По его словам, сейчас осталось только это здание кому-нибудь прибрать к рукам — и всё, на этом все закончится. Согласно принятым руководством РФ решениям, остающееся за «Союзмультфильмом» здание на ул. Долгоруковской (являющееся перестроенным под нужды студии православным храмом) и прилегающая к нему территория (на которой, в частности, было расположено кладбище) должны быть возвращены Русской православной церкви. С просьбами о решении этого вопроса в правительство Российской Федерации неоднократно обращались как работники студии, так и деятели искусства и культуры. Однако, несмотря на то, что обе существующие на данный момент студии находятся в государственной собственности, никаких решений, позволивших бы возродить студию «Союзмультфильм», не принято до сих пор.[12]
В настоящее время студия «Союзмультфильм» существует исключительно за счет использования авторских прав на «золотой фонд» отечественной мультипликации. Работа над единственным новым фильмом, «Гофманиадой», длится уже более 10 лет.
9 июня 2011 года российские мультипликаторы — Юрий Норштейн, Леонид Шварцман, Андрей Хржановский и Эдуард Назаров — опубликовали в «Новой газете» открытое письмо Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину в котором призвали российские власти сделать государственную студию мультипликационных фильмов «национальным проектом» и выделить «невозвратное финансирование в объеме 250—300 миллионов рублей в течение восьми лет»[13].
Со времени создания киностудии «Союзмультфильм» в 1936 году её эмблемой было изображение отрезка киноплёнки, намотанной на карандаш. Этот символ употреблялся непоследовательно (чаще всего игнорировался) и с течением лет был забыт (его можно видеть, например, в первом выпуске «Ну, погоди!»). В послевоенный период единой официальной эмблемы у студии уже не было.
В 60-е и 70-е годы ведущие режиссёры пытались использовать свои индивидуальные символы: так, фильмы В. и З. Брумберг открывались изображением рисованного человечка из фильма «Федя Зайцев», а фильмы Р. Качанова — Чебурашки. Чаще всего употреблялось простое написание названия «Союзмультфильм» в одну или в три строки.
В 1992 году Леонид Каюков создал новую эмблему, имевшую цвета российского флага. Эта эмблема не прижилась и в настоящее время вытеснена эмблемой с Чебурашкой, которая обычно публикуется на обложках видеоносителей, в частности, фирмы «Крупный план». На официальном сайте ФГУП «Союзмультфильм» в качестве символа используется простая надпись названия студии в одну строку, исполненная художественным шрифтом, близким к работам Е. Т. Мигунова. В таком виде она фигурировала в фильмах «Непьющий Воробей», «Знакомые картинки», «Ну, погоди!» и других.
Союзмультфильм.