Социо́ника — концепция типов личности и взаимоотношений между ними, основанная на типологии Юнга и теории информационного метаболизма А. Кемпинского. Применяя теорию «информационного метаболизма»[прим 1] Кемпинского к Юнговской типологии, соционика утверждает существование определённых вариантов информационного обмена между субъектами, в зависимости от свойственного им «социотипа»[1], называемого также ТИМ, «тип информационного метаболизма». Из теории психических функций Юнга соционика выводит существование 16 таких типов[2] как результат различных комбинаций психических функций[3].
Соционика целенаправленно изучает тот механизм, с помощью которого человек воспринимает и оценивает поступающую к нему информацию. В связи с этим человек рассматривается как психоинформационная система, имеющая конкретные каналы связи. Человеческое общение, соответственно, предстает как обмен информацией, при этом термин «информация» понимается достаточно широко: информация может быть вербальная и невербальная, выраженная в жестах и мимике, информационный характер носят и чувства, и настроения, и впечатления от произведений искусства. [4] [5]
Субъектами информационных взаимодействий и следующих из них взаимоотношений, в соционике могут быть не только отдельные люди (взаимоотношения которых рассматривает более общепринятая соционика), но и группы людей, коллективы и даже этносы и государства — это предмет рассмотрения предлагаемый некоторыми авторами, более абстрактной, «интегральной соционики»[6]. Можно также рассматривать в рамках соционической модели взаимодействия человека со сложными техническими устройствами и процессами производства. Предлагаемое расширение предмета соционики требует привлечения методов информатики и социологии[7], делая её междисциплинарным направлением.
По мнению сторонников соционики, её прикладное значение заключается «в правильной оценке человеком собственного потенциала и нахождении адекватных путей самореализации, профессионального выбора, а также в объективном восприятии возможностей и способностей окружающих, чтобы строить более гармоничные взаимоотношения с ними»[8].
Соционика распространена почти исключительно на постсоветском пространстве[9], где также не является общепринятой концепцией. На Западе термин «соционика»[прим 2] употребляется в научной области для обозначения междисциплинарной области исследований в области распределённых систем искусственного интеллекта и их приложениям к социологии[10][11].
Содержание |
Соционика была создана в начале 1970-х годов литовским социологом, психологом и экономистом Аушрой Аугустинавичюте и оформлена в работе «О дуальной природе человека» (Вильнюс, 1980). Основным материалом для создания соционики послужило творческое прочтение работы Карла Юнга «Психологические типы». Юнг ввёл понятие психических функций и разделил их на рациональные (мышление и чувствование) и иррациональные (ощущение и интуиция) в экстравертной и интровертной установке. Эта терминология и была впоследствии использована в соционике[2].
Второй отправной точкой для построения соционики стала теория «информационного метаболизма» Кемпинского, которая, по утверждению её автора, является одним из теоретико-методологических подходов (в широком смысле) в психиатрии и психотерапии (потенциально — в психологии)[12]. Однако существует мнение, что Кемпинский употреблял понятие «информационного метаболизма» в ином смысле, чем оно понимается в соционике[13].
О статусе соционики существуют противоположные мнения. По наиболее смелым оценкам она представляет собой самостоятельную дисциплину, выходящую за рамки психологии. В. Крысько, составитель «Словаря-справочника по социальной психологии», считает её междисциплинарной наукой, лежащей на стыке психологии, информатики и социологии.[7] Ф. Шарков считает, что соционика изучает процессы, происходящие в обществе.[14] Некоторые соционики, являясь в то же время специалистами в области технических наук, полностью выходят за рамки психологии и социологии, рассматривая в рамках соционики взаимодействия технических устройств.[15]
Ряд авторов, напротив, рассматривает соционику только в рамках психологии, как одну из многих существующих типологий личности,[16][17][18][19] вариант типологии Юнга, поскольку для выделения её в отдельную науку нет оснований[20]. Философ П. Монастырский отмечает, что категории соционики являются умозрительными, не основанными на эмпирическом опыте.[21] Ряд специалистов по соционике рассматривают соционическую типологию личности применительно к коллективам и группам людей,[22][23], и даже к целым народам[24][25] а другие распространяют её и на неодушевлённые объекты, такие, как технические устройства[26] но этот подход встречает возражения даже среди социоников[27].
Наконец, по противоположному мнению, соционика — псевдонаука.[28]. Другие авторы, напротив, определяют соционику как информационную бионику, которая первой из гуманитарных наук использовала информационную модель как "инструмент" изучения и прогнозирования экологии человеческих отношений, поведения и развития таких сложных объектов, какими в соверменном мире являются человек и человеческие общества.[29]. Некоторые авторы связывают бурный рост под видом новых направлений в науке таких экзотических, причудливых и «эндемичных» дисциплин, как имиджеология, акмеология, соционика, с общим упадком высшего образования на постсоветском пространстве.[9]
Существует и промежуточная точка зрения: её занимают как отдельные соционики, критикующие её изнутри за «опасную близость к псевдонауке», но считающие, что тенденция к её очищению от псевдонаучных пережитков раннего этапа нарастает,[30][31] так и ряд психологов и социологов, публикующих исследования в рамках соционической теории.[32][19]
Неопределённость статуса соционики связана также с такой часто отмечаемой её особенностью, как существенный разброс идей «соционических школ» и отдельных исследователей как в теоретическом аспекте, так и в практических приложениях.[31][33][34]
В некоторых учебниках для вузов[16] и книгах по психологии[35] соционическая типология, или типология информационного метаболизма, рассматривается наравне с другими типологиями личности. По мнению ряда социоников, соционическая типология полностью согласуется с юнговской и следует из нее, в отличие от типологии Майерс-Бриггс, отклонившейся от типологии Юнга ввиду переставленых в ней у интровертированных типов позиций доминантной и вспомогательной психических функций[36]. По мнению других, говорить о «полной согласуемости с первоисточником» некорректно: и в соционике, и в типологии Майерс-Бриггс по сравнению с оригинальной типологией Юнга произошла трансформация терминов[37].
По примерной основной программе высшего профессионального образования по специальности «Социология», принятой Университетским Межвузовским объединением (УМО), в которое входит 116 университетов России, и утвержденной Министерством образования и науки РФ, основы соционики как одной из типологий личности в рамках психологии входят в учебный курс дисциплины «Социальная психология» (включая «диагностику соционического типа», «анализ индивидуальных особенностей и стратегий взаимоотношений с другими людьми на основе знания социотипа»).[38]
В настоящее время соционика не входит в номенклатуру научных специальностей ВАК РФ[39], однако основы соционики преподаются в более чем 120 университетах [40] и других вузах России, Украины, других стран СНГ, Латвии либо в качестве отдельного курса, либо, ввиду приложимости методов соционики к различным гуманитарным наукам, в виде составной части учебных курсов по социологии, педагогике, социальной психологии, менеджмента, психологии управления, управления человеческими ресурсами, конфликтологии, социально-культурного сервиса и туризма, информатики и программирования, философии, неврологии, журналистики, документоведения, рекламе, библиотековедении, социальной работы, лингводидактики и других, в том числе технических дисциплин[41].
Университетами России, Украины[1], Болгарии[42], Румынии[43] издан ряд учебников и монографий по соционике, либо по психологии, педагогике и менеджменту, в которых соционике и ее методам посвящены отдельные разделы.
Соционика применяется в педагогической[44][45], библиотечной[46][47], социологической[48], авиационной[49][50] и других предметных областях.
Наиболее активно соционика используется в образовательном процессе, причем не только как инструмент учителя для управления учебным процессом[51], но и как основа для развития и совершенствования системы образования и подготовки кадров[42]. Утверждается что педагог, владеющий соционическими знаниями и технологиями, может сознательно налаживать взаимодействия с окружающими и повысить эффективность профессиональной деятельности[52]. Целенаправленное использование интертипных отношений позволяет интенсифицировать дидактический процесс, усилить мотивацию учащихся[53]. Соционика также применяется для оценки индивидуально-психологических и личных качеств человека с целью прогноза успешности его профессиональной деятельности[54].
Соционика представляет интерес в области рекламы[55] и маркетинга[56], поскольку позволяет объяснить причины поведения потребителей.
Соционика служит инструментом изучения личности и творчества писателя, типологии персонажей его произведений[57]. Метод лингвосоционического моделирования, предложенный Л. М. Комиссаровой[58], применяется при анализе индивидуального лексикона языковой личности[59]. Перевод соционических характеристик в речевые называют «методом лингвосоционического моделирования».[60][61]
Соционические методы были предложены для моделирования информационных процессов в системах «человек-машина»[62][63], а также практически используются для моделирования систем «оператор-воздушное судно» при обучении летчиков[50], и в других аналогичных областях.
Ввиду многообразия сфер применения соционики, ее концепций и информационных моделей, с 90-х годов 20-го века предложено различать соционику личности, или дифференциальную соционику, и обобщенную, более абстрактную интегральную соционику[64][значимость факта?]. Ряд специалистов считает, что концепции информационного метаболизма, кибернетического моделирования и общей теории систем позволяют выйти за рамки собственно психологии и социологии и рассматривают информационные взаимоотношения технических устройств[62], а также виды информационных взаимодействий человека как оператора с различными техническими и электронными системами управления крупных производств, в том числе химических, атомными электростанциями, сложными компьютерными комплексами, с адаптивно перестраиваемыми под конкретного оператора интерфейсами[64].
Аушра Аугустинавичюте переработала понятие психологических функций, уточнив и дополнив его, рассматривая их прежде всего как структуры, воспринимающие и обрабатывающие информацию. Поэтому они были названы "функциями информационного метаболизма"
. Были внесены изменения в терминологию: вместо названий «мышление» и «чувство» используются термины «логика» и «этика», а вместо «ощущение» — «сенсорика».С точки зрения соционики, информационный поток, воспринимаемый и обрабатываемый психикой в процессе информационного метаболизма, делится на 8 аспектов. Каждый информационный аспект обрабатывается определённой психической функцией - функцией информационного метаболизма. Соционика исходит из положения, что разные типы по-разному воспринимают и обрабатывают разные «информационные аспекты».
В терминологии Аугустинавичюте, по тем дихотомиям, по которым у Юнга делились психические функции, в соционике делится информационный поток на различные аспекты: на «рациональные» или «иррациональные», и далее «рациональные» аспекты делятся на «логические» и «этические», а «иррациональные» — на «сенсорные» и «интуитивные», и далее все эти аспекты делятся ещё и по дихотомии «экстраверсия»/«интраверсия», уточняя возможность акцентированности соционических функций на внешних или внутренних составляющих аспектов базовых дихотомий. Получается элементарных аспектов, на которых способна акцентироваться психика в разных своих соционических функциях.
Для графического обозначения аспектов Аугустинавичюте ввела символы: логика обозначается квадратом, этика — квадратом с вынутым верхне-правым углом, сенсорика — кругом, а интуиция — треугольником. Экстравертные аспекты обозначаются чёрным цветом (заштрихованная фигура), а интровертные — белым (незаштрихованная фигура). Выбор цвета аспектов при графическом изображении является условным.
Несколько слов о происхождении графических символов:
Экстравертную сенсорику мы обозначили кружком , фигурой, которая создает впечатление наиболее полного соприкосновения со всем внешним миром. Интуицию — треугольником , который отлично вписывается в круг. Логика и этика — это внешняя форма и внутреннее содержание одного и того же процесса. Поэтому если логику обозначили квадратом , как символом строгости мышления, то для внутренней стороны того же явления эмоционального накала нужно подобрать символ, помещающийся в квадрате. Так появился квадрат без угла .
— Аушра Аугустинавичюте. О дуальной природе человека
А. Аугустинавичюте высказала гипотезу, что для восприятия окружающего мира психика человека использует 8 элементов информационного метаболизма (8 психических функций), каждый из которых воспринимает один определённый аспект объективной действительности[прим 3].
Психические функции (точнее — функции информационного метаболизма) — это определённые элементы человеческой психики, с помощью которых человек взаимодействует с информационными аспектами окружающего мира. Всего существует 8 психических функций, каждая ограничена своим кругом деятельности, взаимодействует с определённым одним из 8 информационных аспектов — воспринимает, обрабатывает или выдаёт информацию, связанную с ним. Эти 8 функций соответствуют 4-м психическим функциям, введенным Юнгом, в экстравертированной или интровертированной установке. На психологическом уровне развитость той или иной функции означает способность человека разбираться в определённых аспектах окружающего мира.
Тип информационного метаболизма человека, по А.Аугустинавичюте, определяется степенью осознанности информации, получаемой человеком «о разных аспектах мира». Социотип определяет способы получения и обработки информации, возможности человека при взаимодействии с окружающей действительностью, его сильные и слабые стороны.[источник не указан 46 дней] Согласно концепции А.Аугустинавичюте, все 16 типов в совокупности образуют целостную информационную систему — «социон», целостность которого обусловливается информационными взаимодействиями между ними[65].
При разделении всего «социона» по четырём дихотомиям, образуется 16 соционических типов, именуемых следующими псевдонимами:
Согласно соционической теории, социотип человека неизменен в течение всей жизни, хотя информационное наполнение различных функций и аспектов может меняться.
Аугустинавичюте разработала информационную модель психики человека, которую назвала своим инициалом, «модель А». Использование «модели А», по мнению социоников, позволяет описать особенности восприятия мира и поведение представителей разных соционических типов, дать научный прогноз отношений между людьми[66] и служит основой для теории интертипных отношений[67]. В ней используются термины психоанализа «Эго», «Суперэго» и «Ид», а также неологизм «Суперид»[уточнить]. «Модель А» состоит из восьми полей, соответствующих всем четырём психическим функциям Юнга в обеих вариантах психологической установки (как «экстравертные» и как «интровертные»). Для каждого социотипа в эти ячейки заносят аспекты, на которых акцентированы психические функции у данного социотипа. Порядок распределения аспектов по функциям 3-8 жёстко зависит от аспектов, на которых акцентированы первые две функции и полностью определяется закономерностями, введенными Аугустинавичюте при её разработке.
Модель А на примере типа «ИЛЭ»:
|
|
|
Блоки «Эго» и «Суперэго» называют «ментальное кольцо», а блоки «Ид» и «Суперид» — «витальное кольцо». Считается, что обработка информации в функциях первого кольца осознаётся человеком, а второго — происходит бессознательно. Распределение аспектов по функциям колец в модели А получается зеркальным отражением друг друга, с изменением «вертности».
Функции блоков «Эго» и «Ид» характеризуются как «сильные», а функции блоков «Суперэго» и «Суперид» — «слабые». Имеется ввиду соответствующее различие в возможностях — по пропускной способности и гибкости в оперировании выбранным аспектом информации.
Некоторые школы отмечают и исследуют у функций модели А различия по ещё нескольким параметрам, например размерностям, знакам и т. п.
Соционика — не столько типология личности, но в гораздо больше мере теория отношений, возникающих в результате взаимодействия между типами[68]. Моделирование межтипных отношений, по утверждениям приверженцев соционики, позволило соционике открыть законы психологической совместимости и объяснить их на основе принципа дополняемости[69][неавторитетный источник? 47 дней].
Под интертипными отношениями понимаются[67] особенности информационных взаимодействий между представителями соционических типов. Информация, выдаваемая по каждому аспекту функциями психики одного представителя, обрабатывается теми функциями психики второго представителя, которые на этих аспектах у него специализированы. Если один и тот же аспект информации у двух ТИМ обрабатывают разные функции, отношение и влияние соответствующей информации на ТИМ оказывается разным. Отличие в отношениях к той или иной информации двух людей во многом определяет их отношение друг к другу. Результат взаимодействия двух типов (и характер интертипного отношения) зависит от того, какие на каких позициях в моделях этих типов стоят взаимодействующие функции.
Например, если у одного ТИМ некий аспект информации обрабатывается базовой функцией, а у другого - нормативной, представителями первого ТИМ представители второго будут с большой вероятностью восприниматься как ограниченные и упёртые в данном аспекте, а представители второго ТИМ с большой вероятностью будут воспринимать свойственную базовой функции первого ТИМ гибкость решений по этому аспекту как беспринципность. А если у вторго ТИМ этим аспектом будет заниматься суггестивная функция, он будет воспринимать проявления базовой функции первого как непостижимую, но очень нужную помощь и поддержку, а первый представитель будет с большой вероятностью воспринимать второго как благодарного но бестолкового подопечного. Соответствующим образом, по-разному будут встречно оцениваться и особености обработки остальных 7-ми аспектов, что обусловлено относительным положением пар функций, обрабатывающий одинаковые аспекты у обоих ТИМ, и не зависит от того, какими именно аспектами они занимаются.
При шестнадцати вариантах распределения аспектов по функциям в рамках ТИМ (т.е. при 16 ТИМ) получается шестнадцать возможных комплектов пар взаимодействующих функций, то есть шестнадцать вариантов интертипных отношений. Иначе говоря, любой из ТИМ имеет свой вид отношений к каждому из 16 ТИМ.
Двеннадцать из этих вариантов симметричны, то есть представители ТИМ относятся друг к другу одинаково, несмотря на то что во всех кроме «тождественных» отношений, отношения строятся на основании оценки обработки разных аспектов. Например, при отношениях, котороые названы «дуальными», программная функция одного ТИМ обрабатывает тот аспект информации, который у второго ТИМ обрабатывает суггестивная функция, и наоборот, программная функция второго обрабатывает тот же аспект, что суггестивная функция первого. Таким образом, оба ТИМ считают это полезной для себя помощью с одной стороны и проявлением подопечности с другой, хоть и каждый по своему аспекту. Получается взаимопомошь, один помогает в одном аспекте, второй симметрично помогает в другом. Итак, симметричные отношения получили следующие названия: «тождественные», «дуальные», «зеркальные», «активации», «родственные», «полудуальные», «деловые», «миражные», «погашения», «суперэго», «квазитождественные» и «конфликтные».
Четыре остальные вида интертипных отношений асиметричны, и каждый ТИМ участвует в каждом из них с обоих сторон. То есть, по сути, вместо двух разных видов отношений он участвует в одном виде, но в разных ролях. Таким образом получается не четыре, а всего два вида ассиметричных интертипных отношений: отношеня социального «заказа» и отношения «ревизии» (контроля).
Подробное описание механизма возникновения и сущности всех интертипных отношений дано автором теории А.Аугустинавичюте[70].
Исследование статистики «интертипных отношений» в устойчивых супружеских парах, проведенное научными сотрудниками ТОО «Международный институт соционики»[71], подтверждает «законы психологической совместимости», описанные соционической теорией А. Аугустинавичюте.
Таблица интертипных отношений | |||||||||||||||||||
Составлена В. Ляшкявичюсом, учеником А. Аугустинавичюте | |||||||||||||||||||
I квадра | II квадра | III квадра | IV квадра | ||||||||||||||||
ИЛЭ | СЭИ | ЭСЭ | ЛИИ | ЭИЭ | ЛСИ | СЛЭ | ИЭИ | СЭЭ | ИЛИ | ЛИЭ | ЭСИ | ЛСЭ | ЭИИ | ИЭЭ | СЛИ | ||||
ИЛЭ «Дон Кихот» |
Т | Д | А | З | П | Р | дел | м | СЭ | пп | квт | К | п | р | ро | пД | |||
СЭИ «Дюма» |
Д | Т | З | А | Р | П | м | дел | пп | СЭ | К | квт | р | п | пД | ро | |||
ЭСЭ «Гюго» |
А | З | Т | Д | ро | пД | п | р | квт | К | СЭ | пп | дел | м | П | Р | |||
ЛИИ «Робеспьер» |
З | А | Д | Т | пД | ро | р | п | К | квт | пп | СЭ | м | дел | Р | П | |||
ЭИЭ «Гамлет» |
п | р | ро | пД | Т | Д | А | З | П | Р | дел | м | СЭ | пп | квт | К | |||
ЛСИ «Максим Горький» |
р | п | пД | ро | Д | Т | З | А | Р | П | м | дел | пп | СЭ | К | квт | |||
СЛЭ «Жуков» |
дел | м | П | Р | А | З | Т | Д | ро | пД | п | р | квт | К | СЭ | пп | |||
ИЭИ «Есенин» |
м | дел | Р | П | З | А | Д | Т | пД | ро | р | п | К | квт | пп | СЭ | |||
СЭЭ «Наполеон» |
СЭ | пп | квт | К | п | р | ро | пД | Т | Д | А | З | П | Р | дел | м | |||
ИЛИ «Бальзак» |
пп | СЭ | К | квт | р | п | пД | ро | Д | Т | З | А | Р | П | м | дел | |||
ЛИЭ «Джек Лондон» |
квт | К | СЭ | пп | дел | м | П | Р | А | З | Т | Д | ро | пД | п | р | |||
ЭСИ «Драйзер» |
К | квт | пп | СЭ | м | дел | Р | П | З | А | Д | Т | пД | ро | р | п | |||
ЛСЭ «Штирлиц» |
П | Р | дел | м | СЭ | пп | квт | К | п | р | ро | пД | Т | Д | А | З | |||
ЭИИ «Достоевский» |
Р | П | м | дел | пп | СЭ | К | квт | р | п | пД | ро | Д | Т | З | А | |||
ИЭЭ «Гексли» |
ро | пД | п | р | квт | К | СЭ | пп | дел | м | П | Р | А | З | Т | Д | |||
СЛИ «Габен» |
пД | ро | р | п | К | квт | пп | СЭ | м | дел | Р | П | З | А | Д | Т | |||
Сокращения: | |||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||
Пояснение: для определения интертипных отношений представителя одного ТИМ к представителю другого ТИМ, по таблице находим строку первого ТИМ по заголовкам в левом столбце, и столбец второго ТИМ по заголовкам в верхней строчке. Пересечение найденных строки и столбца покажет искомое интертипное отношение. |
Соционические типы, находящиеся между собой в тождественных, дуальных, зеркальных и активационных отношениях, образуют четверку или квадру[67]. У всех ТИМов квадры совпадают ценностные информационные аспекты (также называемые квадральными ценностями) (в модели А они занимают позиции базовой, творческой, внушаемой и активационной функций), делая общение внутри квадры максимально комфортным и неконфликтным.
Социотипы, находящиеся между собой в тождественных, зеркальных, квазитождественных отношениях и отношениях полной противоположности, образуют соционический клуб (другое название — установка на род деятельности).
Социотипы, находящиеся между собой в отношениях заказа и суперэго, образуют противоположно направленные кольца заказа.
Социотипы, находящиеся между собой в отношениях контроля (ревизии) и суперэго, образуют противоположно направленные кольца контроля[67].
Всего в соционике известно 35x4=140 малых групп, образованных из социотипов, у которых совпадает три (два ортогональных и третий связанный с ними) из 15 признаков Рейнина, в частности:
В 1980 г. Аушра Аугустинавичюте и Лариса Кобринская предположили, что помимо четырёх Юнговских дихотомий существует ещё 11 дихотомических признаков, образующихся при «перемножении» Юнговских дихотомий. Позднее математик Григорий Рейнин подвёл математический базис под данную гипотезу, в связи с чем признаки и получили его имя. Признаки Рейнина в настоящее время используются при соционической диагностике (типировании) некоторыми соционическими школами, в то время как другие школы их не признают.
Критики признаков Рейнина (Д. и М. Лытовы[73], В. Ермак, С. Кельганкин[74]) отмечают, что в данной гипотезе произошёл пересмотр ряда базовых соционических понятий, а также критикуют эмпирические исследования признаков Рейнина за методологическую некорректность. Тем не менее, в соционике немало их сторонников, несмотря на существенные отличия в их понимании разными школами и недостаточность доказательной базы.
Основной проблемой соционики является отсутствие объективных критериев определения соционического типа.[21][75]
Можно выделить следующие основные подходы к определению социотипа:
По способу получения информации
Идентификация ТИМа состоит из этапов: выдвижения гипотезы и верификации ТИМа [76]
В процессе диагностики происходит процесс сравнения наблюдаемых проявлений человека с эталоном. На практике в соционике используются следующие эталоны сравнения:
В разных школах используются различные совокупности методов диагностики, в соционике нет единого общепринятого метода диагностики ТИМа.
Первые соционические тесты появились ещё в самом начале развития соционики. Сначала они работали по достаточно простому алгоритму выделения четырёх базовых дихотомий «логика-этика», «интуиция-сенсорика», «интроверсия-экстраверсия» и «иррациональность-рациональность». Кроме того, с конца 1980-х гг. соционики использовали опросники, составленные на основе типологии Майерс-Бриггс. В примерной образовательной программе РФ подготовки бакалавров по социологии за 2010 год, где соционическое типирование включается как один из методов социальной психологии, для определения соционического типа применяется опросник Майерс-Бриггс.[77] Многие школы соционики утверждают о неполном соответствии типологии Майерс-Бриггс и соционической типологии,[78][79] однако считают допустимым использование различных дихотомических тестов, включая различные адаптированные версии опросника Майерс-Бриггс в качестве одного из инструментов, наряду с другими, для определения соционического типа, или типа информационного метаболизма.
В тесте Мегедь-Овчарова и Вайсбанда всего по 4 вопроса. Тест Вайсбанда несколько сложнее, так как в нём используется древовидная структура. Тест Гуленко построен аналогичным образом, хотя вопросов в нём уже около 70. Также для определения социотипа могут применяться тесты, используемые в родственных соционике типологиях, — MBTI, тест Кейрси и другие.
В последнее время появились более сложные опросники, которые учитывают больше параметров. Наиболее известные из них «Многофакторный Тест» (МТ) Д. и М. Лытовых[80] и опросники В. Таланова (ПКЛ, ЛОГиТ, ЛОТ), однако эти разработки нуждаются в независимой проверке.
Вайсбанду принадлежит попытка разработать набор диагностических признаков, тестирование по которому предполагает подробное ознакомление со смыслом каждого из них. Этот тест граничит с методами анализа поведения.
Противники тестового метода утверждают, что эта методика ненадежна ввиду проблематичности адекватной самооценки человеком, и процесс типирования возможен только с сопутствующим применением других методов. При этом существует довольно успешный, с точки зрения популярности, пример применения тестов в активно развивающейся и широко распространяющейся типологии Майерс-Бриггс, где, впрочем, интервьюирование является желательным уточняющим этапом.
Согласно результатам исследования Т. Н. Петровой, интертестовая сходимость при определении социотипа по тестам Гуленко, Кейрси и Мегедь и Овчарова составляет только 25 %. Она считает, что такие расхождения отчасти обусловлены следующими причинами:
поэтому при определении типа она предлагает использовать не только тесты-вопросники, но и другие методики, в том числе проективные, «позволяющие уточнить слабо осознаваемые или сознательно искажаемые элементы информационного метаболизма».[75]
Соционическое интервью представляет собой беседу эксперта (или группы экспертов) с типируемым на запланированые и произвольные темы. Иногда беседа может дополняться заполнением соционических анкет или тестов.
В ходе диагностики, эксперт по ответам типируемого:
На основе анализа способа обработки информации выносится заключение о ТИМе, некоторыми социониками практикуется выдача протокола диагностики ТИМа. Протокол диагностики — документ, содержащий запись вопросов экспертов и ответов типируемого, полный анализ ответов с точки зрения параметров функций, вывод о ТИМе, список экспертов, время и место проведения диагностики ТИМа.
...в процессе информационного метаболизма каждый человек пользуется 8 элементами ИМ, каждый из которых отражает один из объективных аспектов окружающего мира.
А. Аугустинавичюте «Дуальная природа человека»
|
«Соционика — наука, черпающая методологию из социологии, информатики и психологии и ориентированная на совершенствование общества…»
К написанию этой книги меня подтолкнула ситуация, сложившаяся на данный момент в относительно новой области знаний, носящей название соционики. Ситуация же эта достаточно непроста: существует множество школ и направлений, приверженцы которых называют себя социониками, хотя нередко идеи, на которые они опираются, имеют довольно большой разброс как в теоретическом плане, так и в плане получаемых результатов.
12.Что Вы считаете вредным и неприемлемым для соционики?
С. И. Чурюмов: Летом 2010 года в соционике уже можно было насчитать 27 её парадигматических вариантов. Некоторые из них настолько исказили классическое ядро Аушры, что их иначе как диверсией против соционики не назовёшь. Но этот вред нужно и можно обратить в пользу, проведя методологический анализ всего, что сделано в соционике, чем я и занимаюсь.
Типология Майерс-Бриггс отличается от системы соционических типов информационного метаболизма и от типологии Юнга, в частности структура интровертных типов в американской типологии отлична от юнговской и соционической [7]. Смешение соционических понятий и типологии Майерс-Бриггс приводит к ошибкам и заблуждениям в практической и консультационной работе. Многочисленные модификации этой типологии (Керси, Тигер и др.) также не следует отождествлять с соционикой.
Соционика.