Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Социальная сеть (социология)

Социальная сеть (англ. social network) — социальная структура (математически — граф), состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений).

Содержание

Суть социальной сети

Всего шесть рукопожатий отделяет меня и Вас от аборигена в Австралии, от знакомства с английской королевой, Биллом Гейтсом или Мадонной. Это так называемый эффект малого мира или теория шести рукопожатий. Ее автор, Стэнли Милгрэм, доказал, что любые 2 человека на Земле знакомы друг с другом, образно говоря, через 6 рукопожатий.[1]

Наблюдать этот феномен на практике позволяют социальные сети. В доинтернетовские времена они представляли собой обычные сети человеческих отношений. Само понятие «социальная сеть» включает некий круг знакомых человека, где есть сам человекцентр сети, его знакомыеответвления сети и отношения между этими людьмисвязи.

Математической моделью социальной сети является безмасштабная сеть.

История понятия

В 30-е годы в Америке исследовались взаимосвязи между людьми с помощью социограмм, то есть визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними — в виде линий. В частности этим занимался Я. Л. Морено.[2].Фактически Я. Л. Морено можно считать основателем дисциплины Анализ социальных сетей. Термин был введён в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», вошедшей в сборник «Человеческие отношения». До того, многие мыслители об обществе выражали мнение о важности рассмотрения общества как сложного переплетения взаимоотношений.

Понятие «социальная сеть» во второй половине XX века стало популярным у западных исследователей общества; в английском языке оно стало общеупотребительным. Общепонятны в английском выражения вроде «чья-то предпринимательская сеть»: данный пример означает круг знакомых какому-то человеку людей, имеющих для него (и, в некой степени и конфигурации, друг для друга) предпринимательский интерес, а также все подобные круги знакомств тех людей, и так далее до какого-то уровня значимости. В русском языке есть близкое понятие «блат», означающее неформальные и социально значимые человеческие отношения. При отображении модели социальной сети целесообразным может быть:

  • Размещение узлов сети — точек или пятнышек — в двух измерениях соответственно их свойствам вроде места жительства.
  • Пространственное упорядочение объектов в одном измерении соответственно некоторому их количественному свойству, такому как возраст, положение в организационной иерархии, богатство, доход или иная мера социального статуса.
  • Использование общих для всех сетевых диаграмм методов для отображения количественных и качественных свойств социальных объектов и отношений. Примеры:
    • Отображение яркости или размера объекта (точки) или связи (линии, «нити») в зависимости от присвоенной им количественной характеристики.
    • Выделение дискретных и качественных свойств объектов или связей цветом.

По этой ссылке можно посмотреть примеры отображения взаимосвязей между авторами в социальной сети блоггеров LiveJournal


Также существуют бизнес ориентированные социальные сети, в которых юридические лица и индивидуальные предприниматели контактируют для создания бизнес-контактов. В таких сетях не редко знакомятся обычные пользователи используя понятные поисковые возможности.

Анализ социальных сетей

Для анализа социальных сетей используется целый ряд количественных и качественных понятий, таких как степень централизации, степень кластеризации, связности и прочие. Один из самых известных примеров анализа был проведен в 1970-е годы американским социологом Марком Грановеттером. Он показал[3], что для многих социальных задач, таких как поиск работы, например, слабые связи оказываются намного эффективнее, чем сильные. Этот эффект он назвал «силой слабых связей». Для эффективности и устойчивости социальной сети оказываются важными ряд функциональных ролей ее участников. Таких как информационные брокеры, эксперты и другие[4],[5].

Для анализа используется специализированное программное обеспечение (см. Social network analysis software).

Модели социальных сетей

Моделирование социальных сетей служит, по крайней мере, двум целям. Во-первых, помогает понять то, как формируются и развиваются социальные сети. Во-вторых, поскольку структура социальной сети является важным фактором функционирования социальных и экономических систем, помогает понять и прогнозировать распространение информации, распространение заболеваний, выбор поведения людьми, поведение рынка и т. д.

Таким образом, существующие модели социальных сетей по целям исследования можно разделить на две основные категории [6]: модели формирования социальных сетей и модели распространения нововведений в социальных сетях. В будущем, по-видимому, появятся и комплексные модели, поскольку процессы сетевой динамики и процессы распространения в сетях связаны друг с другом.

Для достижения вышеупомянутых целей могут использоваться разнообразные математические методы, и с этой точки зрения модели социальных сетей можно разбить на два типа: оптимизационные (включая имитационные) и теоретико-игровые. Например, модель случайных графов [7], в которой рассматривается вероятностный процесс, генерирующий связи в социальной сети, относится к первому типу, а стратегическая модель [8], в которой формирование связей происходит на основе сравнения выгод и затрат, — ко второму.

Обзор известных моделей социальных сетей и описание новых содержатся в книге Д. А. Губанова, Д. А. Новикова и А. Г. Чхартишвили «Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства» [9].

Социальносетевые услуги

«Социальной сетью» (от англ. social networking service — «социальносетевая услуга») также может называться услуга, способствующая образованию и поддержанию социальных кругов и сетей и работающая посредством Всемирной сети. Поддержание соц. сетей делается, например, автоматизацией распространения объявлений/оповещений вдоль установленных связей между людьми, интересующимися деятельностью один другого. Образованию новых связей помогают всевозможные базы личных данных и службы знакомств. Часто поддержка социальных сетей в какой-то мере включается в разнообразные виды услуг, где требуется заведение учётных записей, что позволяет систематически копить личные данные о пользователях. Особенно это относится к услугам, поддерживающим личное общение между пользователями. Пример — службы размещения блогов, блог-платформы. Подробнее об Интернет-сообществе.

В связи с постоянно увеличивающимся количеством социальных сетей у пользователей возникает проблема, связанная с необходимостью нахождения пересечений в социальных связях на разных ресурсах. Собрав круг общения на одном ресурсе, пользователь бывает вынужден искать людей из этого круга и на других сайтах для полноценного пользования этими сайтами. Существуют сервисы, позволяющие соединить информацию с нескольких сайтов одновременно и получать информацию о событиях, происходящих в сетях, в которых он зарегистрирован.

Глобализация

Формирование «соцсети» является частью такого процесса как глобализация. При этом рассматриваются и прогнозируются все за и против этого устойчивого процесса. На фоне формирования «соцсети» рассматриваются очень важные сопутствующие процессы, например: распространение болезней (вирусов), культурный взаимообмен, появление новых социальных групп и т. д.

В национальном университете Йокогамы есть курс «Глобализация социальной сети», где все эти вопросы обсуждаются (и выполняются заказы на поставленные задачи в этой области знаний со стороны различных заинтересованых, в этом, международных организаций)[10].

Примечания

  1. Stanley Milgram, «The Small World Problem», Psychology Today, 1967, Vol. 2, 60-67
  2. J. L. Moreno, Who Shall Survive?, Beacon House, Beacon, NY, 1934.
  3. «The Strength of Weak Ties»; American Journal of Sociology, Vol. 78, No. 6., May 1973, pp 1360—1380
  4. Малкольм Гладуэлл Переломный момент. Как незначительные изменения приводят к глобальным переменам. — «Альпина Паблишер», 2010. — 256 с. — ISBN 978-5-9614-1145-4 M.Gladwell The Tipping Point: How Little Things Can Make a Big Difference (ISBN 0-316-31696-2)
  5. Б.Уззи, Ш.Данлап, Как сплести свою социальную сеть, Harvard Business Review Russia, № 15, январь-февраль 2006, с.46.
  6. Jackson M. Social and Economic Networks. — Princeton: Princeton University Press, 2008.
  7. Robins G., Pattison P., Kalish Y., Lusher D. An Introduction to Exponential Random Graph (p*) Models for Social Networks // Social Networks. 2007. № 29. P. 173—191.
  8. Jackson M.O., Wolinsky A. A Strategic Model of Social and Economic Networks // Journal of Economic Theory, 1996, 71, pp 44-74.
  9. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: Издательство физико-математической литературы, 2010. 228 с.
  10. www.ynu.ac.jp

Литература

  • Г. Ю. Филимонов, С. А. Цатурян. Социальные сети как инновационный механизм «мягкого» воздействия и управления массовым сознанием // «Политика и общество». – М.: Nota Bene, 2012. - С. 65 – 75.

На английском языке

  • «The Structure and Function of Complex Networks», M. E. J. Newman., 2003

Ссылки

  • «От плана к клану: социальные сети и гражданское общество», Наталья Динелло.
  • Научная диссертация «Анализ социальных сетей».
  • Статья «Анализ социальных сетей» на сайте «Экономика, социология, менеджмент».
  • International Network for Social Network Analysis

Социальная сеть (социология).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24