Соросовский профессор — лауреат премии Фонда Сороса, Международной соросовской программы образования в области точных наук (ISSEP). Лауреату ежемесячно в течение одного года выплачивалась денежная премия.
Конкурс на грант и звание «Соросовский профессор» проводился на основе опроса студентов вузов и компьютерного анализа таких показателей, как публикации, научное руководство исследовательскими проектами, воспитание новых научных кадров, индекс цитирования работ в мировой прессе, научные награды и полученные гранты. Проект конкурсных условий и механизма проведения самих конкурсов был разработан председателем Правления Программы профессором В. Н. Сойфером и утвержден решением Правления в 1994 г. В конкурсе могли участвовать преподаватели, удовлетворяющие обязательным условиям для участия в конкурсе, такие как наличие ученого звания профессора или должности профессора, чтение самостоятельно (без замен другими преподавателями) полных курсов лекций и/или ведение семинаров не менее, чем 24 студентам вузов по дисциплинам, относящимся к сфере точных наук (физика и астрономия, химия, биология, математика, науки о Земле), и общим объемом не менее 84 академических часов в расчете на год.
Наряду с конкурсом на званием «Соросовский профессор» проводились также конкурсы на звание «Соросовский студент», «Соросовский учитель», «Соросовский аспирант» и «Соросовский доцент».
Американский миллиардер Джордж Сорос 15 февраля 1994 года заявил о создании Международной соросовской программы образования в области точных наук (ISSEP), для выявления и поддержки лучших учителей, студентов, аспирантов, доцентов и профессоров, активно работающих в области физики, химии, математики, биологии и наук о Земле.
С помощью этой системы грантов Джордж Сорос пытался стимулировать российское, украинское, белорусское и грузинское правительства к возобновлению финансовой помощи работникам научной и образовательной сферы во времена перестройки. Идея проекта заключалась в поддержке работников умственного труда посредством выплаты грантов, средства на которые по началу выделялись целиком из Фонда Сороса, впоследствии приобщая к этому процессу государственное финансирования вышеуказанных стран. Он считал, что только таким образом можно было убедиться в том, что идеалы Программы и механизмы ее работы поддерживаются обществом тех стран, где Программа функционирует, и отражают интересы этих государств. Премия помогла целому поколению лучших учителей России в 1990-е годы. После завершения Соросовской программы её место фактически занял Грант Москвы в сфере образования.
Соросовский профессор.