Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Созанский, Юрий

Перейти к: навигация, поиск
Юрий Созанский
Основная информация
Дата рождения

1926

Место рождения

Гродно, Гродненский уезд[d], Белостокское воеводство, Польская Республика

Дата смерти

2 мая 2014(2014-05-02)

Страна

 СССР

Профессии

музыкант, дирижёр, композитор, музыковед

Инструменты

пианино

Юрий Созанский – пианист, дирижер, композитор, педагог, ученый-музыковед.

Биография

Юрий Созанский родился в 1926-го году в городе Гродно в семье учительницы и военнослужащего. Происходит из именитого роду австрийских баронов фон Тюрк Созанских - выходцев из украинских священнослужителей, польской шляхты Корчак де Ворона и галицейских сподвижников национально освободительной идеи – семьи Коссак.

Как выпускник Дрогобычской гимназии, получая музыкальное образование в классе выдающихся музыкальных деятелей Б. Пюрка и В. Барвинского, уже в 14 лет заявляет о себе юным пианистом-виртуозом. Завершив экстерном Дрогобычское Музыкальное училище (1957г.,сегодня им. В.А.Барвинского), поступает сначала на теоретический факультет Киевской консерватории, который с отличием завершает по классу доктора музыковедения Горюхиной Н.А. и О. Шреер - Ткаченко (1962 г.), а после - аспирантуру оперно-симфонического дирижирования в классах Н.Рахлина и М.Канерштейна (1966г.).

Свое обучение в консерватории совмещает с работой дирижером и зав.музыкальной частью Ивано-Франковского Обл.-Муздрам-театра, где музыкально оформляет свыше десяти спектаклей (рукописи), таких как:

1."И один в поле воин" к пьесе Ю Дольда - Михайлика.

2.К спектаклю " Миллион за улыбку".

3."Иван да Марья"к сказке В. Гольдфельда.

4."Пришла любовь" к комедии М. Зарудного.

5."Встаньте легионы" к пьесе В. Евлампиева.

6.Увертюра к пьесе " Кармалюк" 7."Лиха искра" к пьесе Ив. Тобилевича

и другие

Кроме этих спектаклей музыкальный портфель Юрия Созанского пополняется фортепианными, хоровыми и вокальными произведениями.

В 1965г. - приехавший вместе с женой Скориной Фридой Сергеевной (направленной Министерством Культуры УССР на работу заведующей кафедрой теории и истории музыки во вновь образованный Музыкально-Педагогический Институт в Донецке), Юрий Созанский регулярно выступает с концертами симфонического оркестра Донецкой Филармонии, а как руководитель секцией структурного анализа НТСО консерватории развертывает значительную музыкально-исследовательскую работу.

Донецкий период был самым продуктивным и активным в жизни Юрия Созанского. Работая на двух кафедрах – теории музыки и народных инструментов, - он не прекращал концертной деятельности с оркестром Донецкой Филармонии, Донецкого музыкального училища и Донецкой консерватории. Осуществил более 50 рукописных научных работ, в которых постепенно выкристаллизовывается глобальная концепция его будущей музыкальной семиотики. Среди них:

Диалектика комплекса выразительных средств как семиотический аспект анализа музыкальной драматургии.

Семантика контраста.

Методологическое значением музыкального метаязыка.

Музыка и числа.

Точные методы и музыкальное искусство.

Переменность в соотношении музыкальной темы и музыкального образа.

Типы драматургии в инструментальной музыке.

Музыкальная драматургия как изучение конфликта через исследование контрсквозного.

К вопросу о драматургии в инструментальной музыке.

К вопросу о музыкальной драматургии. Анализ I части Сонаты op.2 №1 Л. Бетховена.

Деформация как принцип отражения субъективного. Роль финала в драматургии цикла 27 Симфонии Мясковского.

Точные методы и музыкальное искусство.

Отстаивание собственных научных взглядов приводит к ряду конфликтов в Донецке и в Москве. В начале 80-х г.г. все это заканчивается психическим срывом и депрессией.

Потерявший надежду на продолжение научной деятельности и защиты диссертации, Юрий Созанский воспользовался приглашением очень прогрессивного для своего времени и прагматичного директора Чарджоуского музыкального училища Дж. Розыва (Туркменистан). К началу 1981-1982 учебного года он оказывается уже в эпицентре музыкальной жизни города, как дирижер полулюбительского – полупрофессионального симфонического оркестра, а также педагогом, ищущим новые, более прогрессивные методы, обучения для местных, плохо владеющих русским языком, туркменских ребят. Он постоянно выступает в фортепианном дуэте со своей женой Созанской Валентиной. В этот период, он составляет инновационные учебные программы по музыкальной литературе (закладывая в них не исторический принцип, а принцип культурологической смежности и близости материала), осуществляет переводы научной музыковедческой литературы (Ю.Созанский свободно владеет несколькими языками), составляет экзаменационные и проверочные экспресс таблицы.

В апрельском концерте 1996 года был отмечен его семидесятилетний («Юбилей-70»).

В программу концерта было включено десять различных жанров (скрипка, фортепиано, вокал, ансамбли) из его музыкального наследия.

Следующий Юбилей 80-ти летия состоялся в Дрогобыче, когда сам Юрий Созанский в это время уже выходит на пенсию. Но, по воле судеб, именно на это время приходится возрождение имени Юрия Созанского у себя на родине. Оно полностью исходит из инициативы его сестры Елены-Галины Клымкив-Созанской многолетней заведующей музыкальной студией при Львовской Национальной Академии имени Николая Лысенко. Она инспирирует к 80-летнему юбилею своего брата издание книги «Юрий Созанский. Воспоминания. Материалы. Исследования», в которой, кроме опубликования воспоминаний обоих Созанских - брата и сестры, - были помещены отдельные разделы «Музыкальной Семиотики».

Поддержка второй супруги - Валентины, вместе с постоянными отзывами и запросами земляков из Галиции помогли состояться его «делу жизни». Книга «Юрий Созанский. Музыкальная семиотика» появилась в 2008 году в издании Львовской Музыкальной Национальной Академии имени Николая Лысенко. Так течение времени, когда в научном мире все чаще стали фигурировать понятия семантики, семиотики, структурализма, совпадает с возвращением Юрия Созанского к своей диссертации, в свое время далеко опередившей будущее, оставаясь актуальной и для современности. «Музыкальная семиотика» Юрия Созанского, затрагивая огромнейший круг музыкознания, выходит за пределы музыкологических исследований, поднимаясь до уровня эпистемологии не только в сфере гуманитарных наук, но и, что является на диво показательным – в ареал физико-математических, лингвистических, кибернетических и многих других, казалось бы очень далеких от музыковедения наук. Этим автор подтверждает одну из генеральных особенностей процессов глобализации современности, внося вклад своей работой в создание МЕТА-теории – как знака огромного синтеза пройденного человечеством пути.

В 2013 году Юрий Созанский вместе с женой переезжает в Россию в город Коломна к детям. 02.05.2014 года уходит из жизни в возрасте 88 лет от тяжелого ишемического инсульта. Он похоронен в Украине (Киевской области Боярка, 2014 года)

Публикации

Юрий Созанский. Воспоминания. Материалы. Исследования. Львов, "Сполом" 2006, 187 стр. Юрий Созанский. Музыкальная семиотика (научная монография). Львов, " Сполом" 2008, 522 стр. Юрий Созанский. Нотный сборник:" Из моего скромного творческого наследия". Издан к годовщине памяти.Львов, "Сполом" 2015, 140 стр.

Источники

Вступительная статья - "Про Юрия Созанского" в его монографиии "Музыкальная Семиотика" и Юрий Созанский. Воспоминания. Материалы. Исследования.- кандидата искусствоведения Лилии Назар - Шевчук.

Ссылки

  • Владимир Грабовский, Штрихи к портрету Юрия Созанского, «Немудрено быть украинцем, разговаривая по-украински...»


Созанский, Юрий.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24