Следствие ведут ЗнаТоКи. Подпасок с огурцом | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор |
Владислав Ефимов |
Композитор | |
Длительность |
192 мин. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0282070 |
«Следствие ведут ЗнаТоКи. Подпасок с огурцом» — телевизионный художественный детективный фильм 1979 года, 14-й фильм в серии «Следствие ведут ЗнаТоКи».
Содержание |
С таможни в милицию поступает картина «Подпасок с огурцом», которую пытались вывезти за границу. Сам «Подпасок» — халтура, не имеющая никакой художественной ценности, но эксперты-криминалисты обнаруживают, что под слоем краски скрывается действительно ценное полотно — эскиз портрета кардинала Фернандо Ниньо де Гевара кисти Эль Греко. Знатокам предстоит расследовать обстоятельства преступления.
По утверждению работников провинциального музея, где хранилась картина Эль Греко, портрет не пропадал и спокойно висит на своём месте. Выясняется, что ещё восемь месяцев назад в музее совершена дерзкая, умело спланированная кража: преступники, отключив сигнализацию, вынесли наиболее ценные музейные полотна; вызванная сторожем милиция нашла похищенные картины в течение 10-12 минут — они были спрятаны в котельной поблизости. Картины вернули в музей, директор Пчёлкин замял историю, чтобы не портить свою репутацию. На самом деле преступники подменили пять из семи украденных картин заранее заготовленными копиями, которые и оставили в котельной вместо оригиналов. Среди подменённых картин был и портрет кардинала, впоследствии задержанный на таможне.
Сначала следствие интересуется наиболее очевидными версиями: проверяет причастность к краже Пчёлкина и коллекционера Кипчака, сдавшего в комиссионный магазин «Подпаска». Но коллекционер явно не причём — картина, изъятая на таможне, заметно отличается от сданного в магазин оригинала; ясно, что иностранец просто купил первую попавшуюся подходящую картину, чтобы получить магазинную справку на вывоз полотна. А Пчёлкин, хотя его халатность при установке сигнализации и облегчила доступ преступников в музей, вряд ли причастен к краже, так как накануне распорядился перевесить несколько картин, в результате чего преступники, явно выбиравшие картины по описанию их местоположения, вынесли два полотна, на которые не были заготовлены копии, и вынуждены были их бросить.
Следствие выходит на семью коллекционеров и искусствоведов Боборыкиных. Живут Боборыкины словно в музее: стены их квартиры затянуты малиновым штофом (как во дворцах под Ленинградом) и обвешаны картинами; в квартире много прочего антиквариата: декоративные вазы, статуэтки, роскошный торшер и т.п. За фасадом утончённой и интеллигентной семьи процветает преступная шайка, промышляющая перепродажей картин, фарфора, предметов искусства и подделкой ювелирных изделий Фаберже. Организатором кражи картин из музея был зять Боборыкина, Альберт. Копии были сделаны на законном основании, по заказу от имени Боборыкина, учениками художественного училища, которым официально зачли за эту работу практику. Организовал практику преподаватель Цветков, который впоследствии доработал копии и искусственно «состарил» их, а ранее судимый кочегар из котельной, где нашли картины, обеспечил саму кражу.
Когда следствие уже сжало кольцо вокруг похитителей картин, оно получает неожиданный «подарок»: является с повинной Ким Фалеев (прекрасно сыгранный Николаем Караченцовым) — молодой, исключительно талантливый художник, производивший для Боборыкиных фальшивые изделия Фаберже (Боборыкин-старший отмечал их настоящим клеймом, которое в своё время украл у наследниц одного из мастеров Фаберже). Ким пережил сильнейшее разочарование. Муза Анатольевна Боборыкина, дочь Боборыкина-старшего и известный, очень авторитетный искусствовед, неоднократно признавала подлинниками его работы, помеченные клеймом Фаберже. (Интересно, что инициалы клейма KF можно расшифровать как «Карл Фаберже», так и «Ким Фалеев».) Фалеев настолько точно усвоил манеру работы Фаберже, что его авторство выяснилось только при спектроскопическом анализе сплавов, проведённом Кибрит. Получив свидетельства своего таланта и мечтая о признании, Ким принёс Музе свою работу без клейма, очевидно, рассчитывая, что та поймёт, кто делал восхищавшие её «лучшие работы Фаберже». Но Муза лишь снисходительно похвалила художника и, поставив перед ним «подлинную» работу Фаберже (в действительности — изделие того же Кима, но с клеймом), стала наглядно объяснять, чего не хватает Киму, чтобы достичь «вершины». Ким понимает: «Это проклятое клеймо отняло у меня вещи, в которые я вложил душу», и решает, что лучше понести наказание, но иметь возможность творить от собственного имени.
Всплывает драматическая история появления коллекции Боборыкина: оказывается, ныне уважаемый коллекционер в блокадном Ленинграде заведовал госпитальным пищеблоком (до этого — базой Райпищеторга) и собрал наиболее ценную часть своей художественной коллекции, выменивая бесценные полотна за буханку хлеба, а иногда — просто воруя или отнимая произведения искусства у изголодавшихся, неспособных помешать ему людей или умерших от голода. Томин, вернувшись из Ленинграда, где уточнял прошлое Боборыкина, направляется к Альберту с твёрдым намерением арестовать его, но, случайно став свидетелем того, как тот рассказывает ученикам о своём блокадном детстве, изменяет своё намерение. Он сообщает Альберту, каким способом тесть собрал в блокадном Ленинграде свою коллекцию и отпускает его. Расчёт Томина оказывается жесток, но точен: узнав о том, что тесть занимался мародёрством, Альберт устраивает ему скандал и принимает решение выдать следствию махинации с поддельными изделиями Фаберже, в которых участвовал Боборыкин-старший. В этом следствию помогает добровольная сдача Кима Фалеева. И если за блокадные дела срок давности истёк, то за Фаберже уйти от ответственности Анатолию Кузьмичу уже не удастся.
Фильм показывает неприглядную сторону жизни коллекционеров и торговцев антиквариатом, их отрицательные черты характера и неприглядные поступки. Являясь людьми чрезвычайно обеспеченными, они в то же время злы, бездушны и подозрительны, недоверчивы и враждебны как к посторонним, так и к близким людям, живут в психологически тяжёлой обстановке. Так, Муза Боборыкина прекрасно знает, что её муж постоянно ходит по ресторанам с женщинами, но лишь устраивает ему выяснения отношений. Общее впечатление о коллекционерах антиквариата в фильме выходит настолько негативным, что для его смягчения в фильм даже ввели как эпизодических персонажей двух вполне честных и добропорядочных харьковских коллекционеров, которые в разговоре приходят к мнению, что хоть сейчас отдали бы всё накопленное музеям с условием, что это будет выставлено в экспозиции, а не уложено в запасники.
В этом фильме Знаменский «выходит из игры» в самом начале следствия по личным мотивам (в прошлом он лично знал Пчёлкина и относится к нему резко негативно, поэтому считает неэтичным вести дело, где директор — один из подозреваемых. Личная неприязнь к Пчёлкину может сильно помешать объективности.), а дело далее ведёт другой следователь- молодой лейтенант Зыков (Борис Щербаков), демонстрирующий стиль работы со свидетелями и подозреваемыми, сильно отличающийся от манеры Знаменского: резкий, агрессивный нажим, ловушки, неприятные вопросы. Тем не менее он работает вполне эффективно и точно. В действии появляется один из колоритных старых героев, Сергей Рудольфович Ковальский (Григорий Лямпе), бывший мошенник по кличке «Хирург» (впервые показан во втором фильме ("Ваше подлинное имя"), а потом в восьмом ("Побег")), ныне прочно «завязавший» и работающий продавцом в художественном салоне. Зыков (Борис Щербаков) появляется ещё в Деле 23 и деле 24.
Фильмы серии «Следствие ведут ЗнаТоКи» | |
---|---|
Исполнители главных ролей | |
Знаменский — Георгий Мартынюк | Томин — Леонид Каневский | Кибрит — Эльза Леждей | |
Фильмы серии | |
Чёрный маклер | Ваше подлинное имя | С поличным | Повинную голову | Динозавр | Шантаж | Несчастный случай | Побег | Свидетель | Ответный удар | Любой ценой | «Букет» на приёме | До третьего выстрела | Подпасок с огурцом | Ушёл и не вернулся | Из жизни фруктов | Он где-то здесь | Полуденный вор | Пожар | Бумеранг | Без ножа и кастета | Мафия | Третейский судья | Пуд золота |
Это заготовка статьи о кинофильме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Следствие ведут знатоки. Подпасок с огурцом (фильм).