Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Сказка о золотом петушке

Сказка о золотом петушке

Монета НБРБ
Жанр:

сказка

Автор:

Александр Сергеевич Пушкин

Язык оригинала:

русский

Год написания:

1834

Публикация:

1835

Текст произведения в Викитеке

«Сказка о золотом петушке» — сказка Александра Сергеевича Пушкина; последнее из написанных великим русским поэтом произведений такого рода. Сказка была написана в 1834 году, а впервые напечатана в следующем году в журнале «Библиотека для чтения» (том IX, книга 16).

Содержание

Сюжет

По сюжету царь Дадон, владения которого периодически подвергаются неожиданным набегам недругов, за обещание исполнить любое желание, получает от мудреца-звездочёта золотого петушка, который затем исправно сообщает о приближении неприятеля. Поскольку старец долго не напоминал о себе и ничего не требовал взамен, Дадон успокоился и уже было забыл о данной клятве. Однако, когда царь собрался жениться, встретив неземной красоты девицу, «Шемаханскую царицу», появился мудрец и потребовал её себе в качестве уплаты. Как ни пытался откупиться царь от старика, тот был неумолим в своём желании, и Дадон в сердцах наносит ему смертельное увечье. Переживёт мудреца он не намного — золотой страж превращается из союзника в оружие возмездия…

Источники сюжета

Царь Дадон встречает Шемаханскую царицу, иллюстрация Ивана Билибина, 1907 год

Про «Сказку о золотом петушке» было написано немало работ, из которых одной из наиболее значительных является труд Анны Ахматовой, озаглавленный «Последняя сказка Пушкина». Большинство исследователей творчества Пушкина сошлись во мнении, что это произведение было навеяно автору «Легендой об арабском звездочете» Вашингтона Ирвинга и «Историей о Золотом Петухе» Фридриха Максимилиана Клингера. Помимо этого, «пушкинисты» разглядели в произведении влияние сатирика Ивана Андреевича КрыловаКаиб») и сказочные мотивы «Княжны Милуша» поэта и драматурга Павла Александровича Катенина[1].

Также был выявлен первоисточник сюжета, который берёт начало в фольклоре коптов, сохранённом в арабском историческом сборнике «Китаб ахбар аз-заман ва-ль-аджаиб аль-булдан» (или «Мухтасар аль-аджаиб ва-ль-гараиб»), который был переведён Пьером Ватье по рукописи из собрания кардинала Мазарини, переписанной в 1584 году. Данная легенда переносит повествование во времена Древнего Египта:

В этих книгах коптов есть упоминание среди других царей — жрицы по имени Борса, которая вершила правосудие народу, восседая на огненном троне. Когда какой-либо человек приходил просить у нее справедливости и если его дело было правым и он говорил истину, огонь отступал от него. Если же, напротив, это был лжец и обманщик, то, когда он приближался к огню, он тотчас же сгорал

Крачковский И. Ю. Избранные сочинения, т. IV. М.—Л., 1957, с. 13-14

Эта волшебница приказывает изготовить из твердого красного камня вращающуюся скульптуру барана на пьедестале в виде мельничного жернова, а над просверленным пьедесталом поднять железный стержень с бронзовым петухом на острие. Сооружение было размещено на горе, которую прозвали «горой Барана» (и где впоследствии была построена мечеть Ибн Тулуна). Когда какой-либо враг выступал войной на Египет, то вращающийся каменный баран смотрел в направлении, откуда шёл противник, а и в то же самое время бронзовый петух пел.

Экранизации и постановки

Примечания

  1. Александр Сергеевич Пушкин

Ссылки

  • Бойко К. А. «Об арабском источнике мотива о золотом петушке в сказке Пушкина» // Временник Пушкинской комиссии, 1976 / АН СССР. ОЛЯ. Пушкинская комиссия — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979. — С. 113—120

Сказка о золотом петушке.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24