Семипоклонный начал (или приходные и исходные поклоны) — это молитвенное последование, совершаемое старообрядцами в начале и в конце всякой церковной службы или домашней молитвы.
Текст молитвы:
- 1) Боже милостив буди мне грешному.
- 2) Создавый мя Господи, и помилуй мя.
- 3) Без числа согреших Господи, помилуй и прости мя грешнаго.
- 4) Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородице, присноблаженую и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слово рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем.
- 5) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
- 6) И ныне и присно и во веки веком, аминь.
- 7) Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови.
- 8) Господи Исусе Христе Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко благ и человеколюбец.[1]
После каждого стиха совершается земной поклон, с первого по седьмой — с крестным знамением, восьмой — без знамения.
Новообрядцы, в рамках общего упрощения службы, вместо семипоклонного начала в качестве предначальной обычно используют следующую молитву:
Несмотря на то, что молитвенное правило для мирян имеет, в общем, рекомендательный характер, и поэтому различия в текстах личных молитв не должны иметь принципиального значения, многие старообрядцы воспринимают семипоклонный начал, как один из элементов, отличающий их от новообрядцев. Так у некоторых старообрядческих согласий (например — «спасовцев») семипоклонный начал даже использовался в качестве правила приема в свою веру.
Семипоклонный начал.