Сейф | |
Жанр |
С_амобытный |
---|---|
Годы |
1987 — наши дни |
Страны | |
Город |
Палех |
Язык песен |
Русский |
Лейбл |
Safe Records |
Состав |
Николай Ковалёв |
Бывшие участники |
Иван Бекетов |
www.thesafe.ru |
Сейф — один из самых загадочных коллективов русского музыкального андеграунда с самобытным поэтическим и музыкальным стилем и багажом в три десятка альбомов.
Содержание |
Группа «Сейф» образовалась в конце 1980-х годов в знаменитом на весь мир местечке Палех — центре русской лаковой миниатюры. Художественная среда, в которой «варились» молодые модники Николай Ковалёв, Сергей Караваев, Иван Бекетов, Сергей Шамин и Юрий Петров, а также их увлечение фильмами А. Тарковского и его приезд в Палехское художественное училище (в котором учились трое из коллектива), во многом повлияли на творческое становление группы. Не случайно, уже позже, спустя 20 лет, «Сейф» участвовал в концерте на I-ом Международном кинофестивале «Зеркало» им. Андрея Тарковского.
В 1989 году «Сейф» вступает в только что организованную «Ассоциацию ивановских музыкантов» (аналог Рок-клуба) и сразу становится одним из наиболее ярких коллективов Ассоциации, активно участвует в её концертах и фестивалях. Пресса называет «Сейф» самой поэтичной группой области, а основные авторы песен Николай Ковалёв и Сергей Караваев и далее на протяжении творческого пути не раз награждаются за лучшие тексты песен. Группа получает первые гонорары, планирует концерты в Польше… но в начале 90-х в стране происходят перемены, Ассоциация распадается, налаженные связи рушатся…
С 1992 года «Сейф» выбирает для себя иную форму существования — раз в год музыканты собираются, чтобы записать новый альбом в собственной студии «Safe Records», и сыграть пару концертов, остальное же время реализовываются в основных профессиях (Ковалёв, Бекетов и Петров — как художники, Караваев — как врач). По признанию музыкантов, именно финансовая независимость от музыки позволила им сохранить творческую независимость музыкального и поэтического материала.
«Стиль, стиль, стиль!!!», — провозглашали молодые сейфовцы в начале своего пути. Но именно музыкальный стиль, меняющийся на протяжении всех 30 альбомов группы, и при этом такой узнаваемый, очень трудно вписать в рамки каких либо существующих стилей. Здесь и перманентное присутствие «новой волны» 80-х, и заплывы в сторону «шугейзинга», и заигрывание с джазовыми гармониями, и вкрапление латиноамериканских ритмов, и по-диджейски смелое микширование, и какая-то космополитическая этника мелодий… Действительно — самобытное смешение стилей.
Одно время музыканты называли свой стиль «Slow Dive» (Медленное погружение) в честь одной из песен «Siouxsie and the Banshees», имея в виду постепенное познание мира до самых его глубин, и предлагали так же постепенно погружаться в музыку группы. Недавно появилось ещё одно определение стиля, в виде ироничной расшифровки названия — С. Е. Й. Ф. (С_амобытный Е_кспериментальный Й_нди Ф_ьюжн).
Постепенно вокруг коллектива образуется независимое творческое объединение «Сейф». Объединение устраивает различные культурные и художественные акции, помогает палехской детской музыкальной школе (выпускает пластинки детского оркестра и хора), создаёт уникальный литературно-музыкальный сборник «Музыка палехских зим», снимает любительские художественные фильмы: «Упадание» 1999 года, по мотивам «Старухи» Д. Хармса и «Тот берег» 2000 по собственному оригинальному сценарию (сценарий и постановка Николай Ковалёв и Алексей Жиряков).
Во время съёмок Ковалёв творчески сближается с давним знакомым — художником и музыкантом Михаилом Ларионовым, великолепно сыгравшим в фильме «Упадание» «хармсовскую старуху». И когда на рубеже веков состав «Сейфа» обновляется, Ларионов привносит в группу элемент эксцентрического шоу. Изобретательный музыкант и шоумен, извлекающий звуки не только из классических музыкальных инструментов (труба, кларнет, флейта, 10-струнная пуэрториканская гитара…), самодельных (постиндустриальная колёсная лира), но и из «немузыкальных» (трёхлитровая банка, водопроводный кран, пластмассовая лейка…), превратил концертные выступления «Сейфа» из неоромантических отстранённых действ в настоящие искромётные представления с юмором и иронией.
Так же в обновлённый состав вошли: дочь Михаила — Маша (перкуссия, духовая мелодика, труба), Татьяна Свириденко (клавишные, бэк-вокал) и Павел Бахарев (барабаны, бэк-вокал). В этом составе «Сейф» много выступает. «Мы за один этот год дали больше концертов, чем за всю предыдущую историю группы», — делится Николай Ковалёв в интервью в конце 2005 года.
27 августа 2005 года «Сейф» побеждает на фестивале-конкурсе «В отрыв!», проходившем в Иваново на аэродроме «Южный».
В это время группа записывает две разноплановые, но очень сильные пластинки «Час таинства» 2004 и «Периферийное зрение» 2005. Презентация последней сопровождается одноименной фотовыставкой и перформансом. Тематика песен «Периферийного зрения» — истории реальных людей окружающих нас на периферии жизненных интересов, а саунд соткан из звуков окружающих человека — от работающего принтера, до звяканья столовых приборов.
Музыкальный критик Старый Пионэр написал неожиданную по форме рецензию на альбом — в виде реппового спича:
Убойным хитом становится «Первое дежурство участкового Клочкова» — реальная история первого дежурства реального участкового по фамилии Клочков. Песня издаётся рекорд-компанией «Бомба-Питер» на сборнике «Охота — 19», а также выходит отдельным макси-синглом «Дежурство участкового Клочкова»[2]. По сути, самостоятельная пластинка из 9-ти композиций, посвящённых единому персонажу.
В ноябре 2006 «Сейф» принимает участие в третьем фестивале независимой музыки «Территория Rock», где участвует так же группа «Гражданская Оборона» и несколько менее известных коллективов.
В 2007 году «Сейф» записывает юбилейную пластинку «Миноры весны»[3]. 13 песен разных лет в новой аранжировке меньше всего напоминают сборник, а долгожданное концертное звучание придаёт альбому ещё большую цельность.
5 октября 2007 года, за месяц до готовящегося юбилейного концерта к 20-летию группы, внезапно уходит из жизни Михаил Ларионов.
С трудом оправившись от утраты, «Сейф» всё же делает юбилейный концерт, привлекая музыкантов из других групп и джазового оркестра Юрия Стрепетова. Концерт посвящается Михаилу Ларионову.
Сотрудничество с музыкантами джазового оркестра Ю. Стрепетова продолжилось в виде совместной концертной программы и подготовки материала для нового альбома.
16 мая 2009 года «Сейф» презентует новый альбом «Долгий и горячий»[5]. Тематика альбома — Любовь и Страсть. В оригинальные песни «Сейфа» вплетены текстовые цитаты разных авторов, красиво написавших, по мнению группы, о Любви и Страсти. Спектр выбранных авторов широк, разнообразен и достоен — от Вертинского до питерской группы «Полюса», которая в качестве специального гостя выступает на концерте-презентации.
«Сейф» активно поддерживает и продвигает ряд талантливых палехских групп: «Отравленный сад», «Корабль снов», «Жерминаль»… В статьях музыкальных журналистов появляется термин «Палехская волна».[6]
27 июня 2009 года группа участвует в крупномасштабном фестивале «Антифабрика» на одной сцене с «Моральный кодекс», «Чёрный кофе», «Харизма», Дмитрий Четвергов и др. Группа барабанщика «Сейфа» Павла Бахарева — «Корабль снов» получает Специальный приз фестиваля.
В августе 2009 т/о «Сейф» организует в Палехе двухдневный международный фестиваль искусств «В поисках утерянного Рая. Яблочный Спас».[7] В один из дней фестиваля «Сейф» ре-презентует отреставрированную версию своего первого художественного фильма «Упадание». Затем в течение года концерты группы проходят в виде кино-музыкальных вечеров (первое отделение фильм, второе — концерт).
23 августа 2009 группа «Сейф» делает «живое» выступление в прямом эфире на радио Маяк — Иваново 104,2 FM в программе «Антифабрика 2010»[8]. Это первое «живое» исполнение музыки в истории радио Маяк — Иваново 104,2 FM.
27 июня 2010 года группа участвует в крупномасштабном фестивале «Антифабрика — 2010» , хэдлайнер группа «Кипелов». «Сейф» становится лауреатом фестиваля.
20 августа 2010 года т/о «Сейф» в рамках III международного фестиваля искусств «Яблочный Спас» организует вечер «Три неравные половины», в программе которого ре-презентует отреставрированную версию своего второго художественного фильма «Тот берег». Затем следует серия кино-музыкальных вечеров (первое отделение фильм, второе — концерт).
Осенью этого же года т/о «Сейф» участвует в конкурсе пародий «Снять за 60 секунд» [9] английской премии Jameson Empire Awards. (Суть конкурса — снять пародию, длительностью 60 секунд на известный фильм). Николай Ковалёв снимает фантазию/пародию на культовый сериал, своего любимого режиссёра Дэвида Линча «Twin Peaks». Позже (уже не для конкурса) монтирует развёрнутую, семиминутную версию «Twin Peaks: Crime and punishment» [10], доступную на YouTube.
30 декабря 2010 года «Сейф» заканчивает работу над 30-м альбомом — «Все печали мира» [11]. Возможно, это самая интимная пластинка группы, пропитанная ностальгией и светлой печалью. «Все самые красивые песни — печальны. Печаль это не уныние, печалится или тосковать о чём-то, о ком-то — это красиво. Это значит не быть равнодушным. Это значит иметь что-то волнующее тебя в прошлом, что-то ценное в твоей жизни, то, куда ты хотел бы вернуться, то, что ты хотел бы прожить заново. А также это желание, ожидание и надежда на нечто прекрасное в твоём будущем», гласит пресс-релиз. Альбом презентован в Рождественскую ночь душевным концертом.
«Гуру» ивановской рок-журналистики, теле- и радио-ведущий Александр Краснов делает заявление:
Альбом «Все Печали Мира» в течение двух месяцев ротируется в авторских программах Александра Краснова на Радио России.
Затем Краснов знакомит с музыкой группы Михаила Карасёва (поэт, музыкант, проживающий в Израиле, автор ряда хитов группы «БИ-2», родной дядя Шуры БИ-2). Карасёв предлагает «Сейфу» записать совместную песню. 26 марта 2011 в авторской программе А. Краснова «Музыкальный Экспресс» на радио России состоялась презентация песни «Время Следить За Небом» [12] на стихи Михаила Карасёва.
25 июня 2011 года «Сейф» получает Гран-при на рок-фестивале «Антифабрика - III».
8 июля 2011 года «Сейф» выступает на юбилейном 10-ом, крупнейшем рок-фестивале страны — «Нашествие».
17 декабря 2011 вышел новый альбом «Имя Музы». Альбом состоит из 9 песен, посвящённых 9 музам и одной, заглавной - песнь Аполлона.
13 января 2012 «Сейф» выступает на крупнейшем зимнем рок-фестивале страны «Старый Новый Рок», проходившем в Екатеринбурге.
23 июня 2012 года «Сейф» выступает в качестве почётного гостя на рок-фестивале «Антифабрика - IV», а Николай Ковалёв становится членом жюри фестиваля.
6 июля 2012 года «Сейф» выступает крупнейшем рок-фестивале страны — «Нашествие». [13]
1987 |
|
1989 | приходит Олег Кузнецов — шоудэнс |
1990 | уходит Олег Кузнецов |
1998 | уходит Сергей Шамин уходит Юрий Петров |
2000 | приходит Михаил Ларионов — духовые, струнные, шумовые, самодельные приходит Татьяна Свириденко — клавишные, бэк-вокал |
2001 | приходит Тимофей Колышкин — барабаны уходит Александр Куркин |
2002 | уходит Тимофей Колышкин |
2004 | приходит Мария Ларионова — перкуссия, клавишные приходит Павел Бахарев — барабаны |
2007 | уходит (из жизни) Михаил Ларионов приходит Юрий Стрепетов — труба, валторна |
2009 | уходит Мария Ларионова уходит Юрий Стрепетов |
2010 |
|
Сейф (группа).