Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Север — Юг

Внешние изображения
Международный транспортный коридор «Север — Юг»

«Север — Юг» — международный транспортный коридор. Призван обеспечить транспортную связь между странами Балтии и Индией через Иран.[1] Основными преимущества МТК «Север — Юг» перед другими маршрутами (в частности перед морским маршрутом через Суэцкий канал) называются: сокращение в два и более раза расстояния перевозок, а также снижение стоимости перевозки контейнеров по сравнению со стоимостью транспортировки по морскому пути.[2]

Соглашение о создании коридора было подписано в Санкт-Петербурге 12 сентября 2000 года.[2] Странами-участницами стали Россия, Иран и Индия.[2] В мае 2002 года в Санкт-Петербурге министрами транспорта стран-участниц был подписан протокол об официальном открытии коридора.[2] Позднее к договору присоединились Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Оман, Сирия.[2] Подали заявки на присоединение Турция и Украина.[2]

Товарный рынок оценивается в 25-26 млн тонн к 2015 году.[2] Ожидается, что строительство железнодорожного участка между Ираном и Азербайджаном сократит на 13…20 % объем российского внешнеторгового транзита грузов через Турцию (включая водный путь Босфор-Мраморное море-Дарданеллы).[3] На территории России стержневым направлением развития транзитных и внешнеторговых грузопотоков в рамках коридора «Север — Юг» является железнодорожное направление Бусловская — Санкт-Петербург — Москва — Рязань — Кочетовка — Ртищево — Саратов — Волгоград — Астрахань протяженностью 2513 км.[2]

Содержание

Маршруты следования грузов

Коридор предусматривает три основных маршрутов следования грузов:[2]

  • Транскаспийский: через порты Астрахань, Оля, Махачкала. В 2004 году была построена железнодорожная ветка до порта Оля.
  • По восточной ветви коридора: прямое железнодорожное сообщении через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана по действующему пограничному переходу Теджен — Серахс. В 2007 году был подписан договор на строительство линии Жанаозен — Кызылкая — Берекет — Этрек — Горган, которая сократит маршрут на 600 км.[4][5] В 2011 году велось строительство туркменского участка Гызылгая-Берекет-Этрек, кредит покрывающий 75% затрат на строительство выдал Азиатский банк развития.[6] В ноябре 2011 года было завершено строительство казахстанского участка.[7] Открытие линии запланировано на 2012 год.[7]
  • По западной ветви коридора: направление Астрахань — Махачкала — Самур, далее по территории Азербайджана до планируемой пограничной станции Астара. По территории Ирана транзит должна обеспечивать строящаяся линия Астара — Казвин — Решт. По состоянию на март 2011 года завершалась отсыпка железнодорожного полотна на участке Казвин — Решт.[8]
    Движение грузов от Самура по существующему маршруту через территории Азербайджана и Армении с выходом в Иран через пограничную станцию Джульфа заблокировано по политическим мотивам. В 2009 году в Армении была создана «Дирекция по строительству железной дороги Север-Юг», которая ответственна за строительство и поиск источников финансирования строительства дороги между Арменией и Ираном.[9] Однако по состоянию на сентябрь 2011 года источники финансирования для дороги стоимостью $2 млрд так и не были найдены.[9]

Критика

Основными недостатками международного коридора «Север — Юг» называются отсутствие между Россией и Ираном прямого железнодорожного сообщения и медленная работа таможни в российских портах.[10]

Примечания

  1. Как сделать транспортный коридор Север-Юг привлекательным. Виртуальная таможня (07.11.06). Архивировано из первоисточника 28 июля 2012. Проверено 15 апреля 2011.
  2. ↑ Международный транспортный коридор "Север-Юг" (мтк). Транспортные коридоры. ОАО РЖД. Архивировано из первоисточника 28 июля 2012. Проверено 15 апреля 2011.
  3. Закавказский рельс. Российская Бизнес-газета (№676 от 21.10.2008). Проверено 15 апреля 2011.
  4. И все-таки коридор "Север - Юг"... Насколько удачно Туркмения "впишется". Фонд стратегической культуры (30.03.2009). Архивировано из первоисточника 28 июля 2012. Проверено 15 апреля 2011.
  5. Соглашение о строительстве железнодорожной линии Узень (Казахстан) - Кызылкая - Берекет - Этрек (Туркменистан) - Горган (Иран). Посольство Республики Казахстан в Туркменистане (16 октября 2007 года). Архивировано из первоисточника 28 июля 2012. Проверено 15 апреля 2011.
  6. Туркмения одобрила финансирование участка железной дороги "Север-Юг"
  7. ↑ Казахстанская часть транснационального проекта «Узень - граница с Туркменистаном» завершена. http://www.zakon.kz+(5 декабря 2011). Архивировано из первоисточника 28 июля 2012. Проверено 6 декабря 2011.
  8. Продолжается строительство железной дороги между Ираном и Азербайджаном. First news (24.03.2011). Архивировано из первоисточника 28 июля 2012. Проверено 15 апреля 2011.
  9. ↑ Словацкая компания заинтересована программами строительства транспортного коридора «Север-Юг» и желдороги «Иран-Армения». umniylogist.ru (28.09.2011). Архивировано из первоисточника 28 июля 2012. Проверено 4 октября 2011.
  10. Перспективы развития торговых отношений России и Индии. Железнодорожное сообщение (2006). Архивировано из первоисточника 28 июля 2012. Проверено 15 апреля 2011.

Ссылки

  • Фоторепортаж о перевалке грузов в иранском порту

Север — Юг.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24