Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Свадебные обычаи 19 века, свадебные обычаи лакцев, свадебные обычаи башкир презентация

Перейти к: навигация, поиск
ЗАГС в городе Салавате, Республика Башкортостан

Свадебные обычаи башкир - комплекс свадебных ритуалов и обычаев башкир, вступающих в брак.

Серьезно отношение к браку у башкир подтверждается башкирскими пословицами: “Мужчина, пока не женится, добропорядочность не обретет”, “И у птицы есть гнездо”,“У того, кто не женится, дома нет, у того, кто дом не имеет, родины нет”. Башкирская свадьба, ее ритуалы и обычаи включают в себя элементы прожитых времен развития башкирской культуры от древней веры до современных капиталистических нововведений.

К свадьбе готовились тщательно, для невесты и жениха шили нарядную одежду, которая после свадьбы переходила в разряд праздничной.

Обряд бракосочетания совершался как на дому с приглашением муллы с метрической книгой для официального заключения брака и записи об этом в книге, так и в мечети. Посещение муллы с прочтением никаха производилось после обмена подарками между родственниками брачующихся или отдачи хотя бы половины калыма. Мулла спрашивал согласия на заключения брака не самих брачующихся, а их отцов.

Содержание

Сговор родителей

По достиженни ребенком возраста, допускаемого для вступления в брак его родителей охватывало беспокойство. Отец шел советоваться с женой - не пора ли женить чадо? Если жена одобряла замысел, то шли напоминать об этом сыну. При согласии сына отец начинал поиски невесты. К отцу найденной невесты отец ехал сам или отправлял сватов. Полученное от него согласие на брак в некоторых районах закреплялось распитием договорившихся сторон из одной чашки напитка бата (разведенный водой мед или кумыс). После этого девушка считалась невестой.

Обычай с распитием из одной чаши был настоко силен, что смене решения отдать замуж дочь, ее родители должны были откупаться от родителей жениха деньгами или бартером (скот, ценные вещи) в размере положенного калыма.

Калым

Обряд получения и передачи калыма заключался в необходимости обеспечения молодоженов необходимым для начала совместной жизни имуществом, чтобы не начинать жизнь с нуля. Размер калыма зависел от района проживания родителей, заранее оговаривался родителями, был посильным и не обременительным для договаривающихся сторон. Необходимось введения самого этого понятия (родители обеспечивали детей всем необходимым безусловно) была обусловлена отсутствием законов о разделе имущества при расторжении брака и дополнительно закреплением брака (при расторжении брака калым возвращался).

Для разных районов Башкортостана существовала минимальная норма калыма. При невозможности выплаты калыма например для тещи в виде лисьей шубы, для соблюдения обряда и приличия ее заменяли на овечью или просто на простой халат. Калым полность отдавался отцу невесты, который взамен его давал приданое. Зачастую приданое было большим по размеру и ценности, чем калым[1].

Калым мог выплачиваться сразу целиком или постепенно, но до полной выплаты калыма муж не мог появляться на виду у тещи или тестя.

Существовала традиция получения невестой от жениха малого калыма. В качестве малого калыма невесте дарились необходимые ей в быту вещи – платки, халаты, обувь, сундук.

Обмен подарками

Продолжением сложных свадебных традиций являлся сбор подарков часто проводился в доме родных жениха. Специально обученный мальчик объезжал гостей верхом на лошади и собирая подарки в виде денег, платков, ниток и не дотрагиваясь до них руками передавал жениху. На современных свадьбах подарки кладутся в конверты и также передаются жениху.

Будущая тёща созывает к себе на чайную церемонию своих родных и знакомых, которые приносят ей галантереные товары - нитки, иголки, материю и др.

Малая свадьба

Малая свадьба заключалась в посещении муллы и записи сведений в метрической книге. Работа муллы оплачивалась процентом от стоимости калыма.

Туй

Туй - церемония праднования после официального заключения брака устраивалась после выплаты полность калыма. Если калым был выплачен не полностью, то празднование было скромным и приглашались только родственники жены.

Сам Туй продолжался c утра до вечера от 2 до 3 дней. Для развлечения гостей устраивались танцы, игры, состязания по борьбе, скачкам.

Борьба за невесту

Обряд устраивался по окончании празднований и заключался в чинении препятствий для отъезда жены.

Перечень препятствий зависел от фантазии друзей и родных молодых: молодую прятали подальше, привязывали веревками, устраивали борьбу, препятствуя ее выходу. Ущерб от борьбы (рваная обежда, оторваные пуговицы) оплачивал жених.

Обряд заканчивался победой жениха, дополнительным одариванием невесты и выездом ее к мужу. Сам отъезд и приезд в дом мужа обставлялся церемониями сообщениями о приезде, выкупа молодой, передачи в нужном месте упраления лошадью женщинам со стороны мужа.

Обживание дома мужа

Первичное после туя посещение дома мужа также было также оговорено обычаями:

  • молодая три раза становилась на колени перед свекром и свекровью и каждый раз ее поднимали с колен
  • молодая раздавали родственникам мужа подарки
  • родственники мужа раздавали подарки молодой жене
  • посещение молодой с ведрами и коромыслом речки, бросание в нее монеты, дабы откупиться от водяного
  • первичное открывание мужу лица - после выполнения предыдущих церемоний.

За первичным посещением дома мужа следовал ритуал перехода невесты в статус жены:

  • изменение прически (две косы)
  • замена девичьего головного убора (такия) на женский (кашмау)
  • завязывание пояса - символа счастья, добра и благополучия в семье.

Переход жениха в статус мужа также сопровождался обрядами :

  • получениt согласия на брак
  • тайные посещения невесты
  • вхождение в семейную жизнь

Обряды сопровождались обучением молодых основам семейной жизни, половому воспитанию, умению терпеливо переносить женские капризы.

Брачные запреты

Башкиры традиционно не брали в жены женщин из своего рода (между родственниками в первых четырех поколениях). В брак между собой могли вступать только родственники в пятом (тыуа ят) и шестом (ете ят) поколении.

Девушек выдавали замуж в возрасте от 14-15 лет, мужу полагалось быть старше жены на 3-5 лет.

Современная свадьба

Свадебный мост в Салавате

Современная свадьба проводится скромнее, без соблюдения полностью всех обрядов, с отсутствием приданого, времени проведения застолья и т.д. Произошла смена ценностей. Молодые хотели бы получать в подарок автомобили-иномарки, квартиры, компьютеры.

После оформления в ЗАГСе, обмена кольцами современные молодожены едут на машинах к памятнику Салавату Юлаеву (в Уфе), к памятнику Ленина (в Салавате). Вошло в традицию фотографироваться около этих памятников. Потом едут к мосту на реку Белая, закрепляют на конструкциях моста замки, кидают в реку букеты цветов.

Традицией стало снимать фильмы о свадебной церемонии. Поддержанием этой традиции занимаются специальные башкиры, имеющие качественную фото и видео аппаратуру.

Ссылки

http://www.bashkort.com/forum/index.php?topic=1684.0

http://lib.a-grande.ru/svadba.php

http://ayratgalim.narod.ru/stat/svadba.htm

http://www.hrono.info/text/2004/rahm04_04.html

Примечания

  1. Башкирская свадьба » История и Культура Башкортостана. Проверено 15 января 2013.

Свадебные обычаи 19 века, свадебные обычаи лакцев, свадебные обычаи башкир презентация.

Юстас (пират), Енгоян.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24