Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Сарматизм у культурі, сарматизм в живописи, сарматизм в польской культуре

Гетман Ян Замойский в малиновой делии и голубом шелковом жупане
Доспех гусара Речи Посполитой в сарматском стиле из Карацены, стилизованный под доспех сарматского катафрактия

Сармати́зм — шляхетская идеология, доминировавшая в XVI-XIX веках. Сарматизм возводил шляхту к древним сарматам, отделяя этим знать от простолюдинов (славян и литовцев).

Сарматизм предопределил многие особенности знати Речи Посполитой в отличие от западноевропейской аристократии: условно «восточный» стиль парадной одежды (жупан; от тюркского Шапан - Чапан), особые манеры и т. д.

Идеология сарматизма отразилась в искусстве: соответствующий стиль изображения шляхтича получил название сарматский портрет. Для сарматской архитектуры характерны нарочито упрощённые, примитивные формы, отсылающие к памятникам средневековой старины.

Содержание

Шляхетская культура

Шляхта была открытым сословием воюющих господ. Они себя дистанцировали от «быдла» (bydło — крупный рогатый скот, в широком смысле — аналог русского «скотина», psia krew «собачья кровь»). Истинный шляхтич предпочтёт умереть с голоду, но не опозорит себя физическим трудом. Отличались «гонором» (честью и чувством собственного достоинства, от лат. honor «честь») и храбростью. Обладали личной свободой и воспринимали короля как равного себе («паны-браты»). Шляхта всегда оставляла себе право на мятеж (рокош). Этот период вошёл в историю как «золотая вольность». Их отличало особое уважение к другому, выраженное в том, что каждый из заседающих обладал правом вето.

Использование термина

О сарматизме впервые завёл речь польский историк Ян Длугош (1415—1480). Проникаясь модным в Европе XV века поиском исторических корней, шляхтичи доказывали, что они являются потомками кочевого вольнолюбивого народа, известного по произведениям античных авторов, — сарматов[1].

В качестве приметы времени можно привести тот факт, что литовские князья Глинские объявили своим предком темника Мамая из знатного монгольского рода Кият. Сарматизм был воспет многими писателями, в частности, в произведениях Вацлава Потоцкого, Яна Кристофа Пасека, Андрея Збылитовского и Иеронима Морштина. В XIX веке сарматическая культура нашла отражение в исторической трилогии Генрика Сенкевича «Огнём и Мечом» (1884), «Потоп» и «Пан Володыёвский»[1].

В современной Польше слово «сарматский» (sarmacki) является формой иронической самоидентификации, иногда чтобы подчеркнуть уникальность польского характера[1].

См. также

Примечания

  1. ↑ Український сарматизм, Олексій Кресін

Литература

  • Тананаева Л. И. Сарматский портрет: Из истории польского портрета эпохи барокко / Отв. ред. д-р искусствовед. В. Н. Прокофьев; АН СССР; ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР. — М.: Наука, 1979. — 304 с. — 16 800 экз. (в пер.)
  • Белецкий П. А. Украинская портретная живопись XVII—XVIII вв. / Платон Белецкий; Художник серии А. М. Ясинский. — Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1981. — 258 с. — (Из истории мирового искусства). — 25 000 экз. (в пер., суперобл.) (Посвящение: Памяти Анатолия Филипповича Иваненко — друга, инициатора этого издания)
  • Ломоносов А. Р. Сарматизм в польском изобразительном искусстве эпохи Просвещения // Мировая культура XVII-XVIII веков как метатекст: дискурсы, жанры, стили. Материалы Международного научного симпозиума «Восьмые Лафонтеновские чтения». Серия «Symposium», выпуск 26. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — С. 61-63.

Ссылки

  • Официальный сайт интернационального дворянского клуба «SZLACHTA».
  • Украинский сарматизм

Сарматизм у культурі, сарматизм в живописи, сарматизм в польской культуре.

Разен-Антхольц, Доминиканская Республика на летних Олимпийских играх 2012.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24