Сармати́зм — шляхетская идеология, доминировавшая в XVI-XIX веках. Сарматизм возводил шляхту к древним сарматам, отделяя этим знать от простолюдинов (славян и литовцев).
Сарматизм предопределил многие особенности знати Речи Посполитой в отличие от западноевропейской аристократии: условно «восточный» стиль парадной одежды (жупан; от тюркского Шапан - Чапан), особые манеры и т. д.
Идеология сарматизма отразилась в искусстве: соответствующий стиль изображения шляхтича получил название сарматский портрет. Для сарматской архитектуры характерны нарочито упрощённые, примитивные формы, отсылающие к памятникам средневековой старины.
Содержание |
Шляхта была открытым сословием воюющих господ. Они себя дистанцировали от «быдла» (bydło — крупный рогатый скот, в широком смысле — аналог русского «скотина», psia krew «собачья кровь»). Истинный шляхтич предпочтёт умереть с голоду, но не опозорит себя физическим трудом. Отличались «гонором» (честью и чувством собственного достоинства, от лат. honor «честь») и храбростью. Обладали личной свободой и воспринимали короля как равного себе («паны-браты»). Шляхта всегда оставляла себе право на мятеж (рокош). Этот период вошёл в историю как «золотая вольность». Их отличало особое уважение к другому, выраженное в том, что каждый из заседающих обладал правом вето.
О сарматизме впервые завёл речь польский историк Ян Длугош (1415—1480). Проникаясь модным в Европе XV века поиском исторических корней, шляхтичи доказывали, что они являются потомками кочевого вольнолюбивого народа, известного по произведениям античных авторов, — сарматов[1].
В качестве приметы времени можно привести тот факт, что литовские князья Глинские объявили своим предком темника Мамая из знатного монгольского рода Кият. Сарматизм был воспет многими писателями, в частности, в произведениях Вацлава Потоцкого, Яна Кристофа Пасека, Андрея Збылитовского и Иеронима Морштина. В XIX веке сарматическая культура нашла отражение в исторической трилогии Генрика Сенкевича «Огнём и Мечом» (1884), «Потоп» и «Пан Володыёвский»[1].
В современной Польше слово «сарматский» (sarmacki) является формой иронической самоидентификации, иногда чтобы подчеркнуть уникальность польского характера[1].
Сарматизм у культурі, сарматизм в живописи, сарматизм в польской культуре.
Разен-Антхольц, Доминиканская Республика на летних Олимпийских играх 2012.