Самарская набережная, спускающаяся террасами к Волге, имеет протяжённость более пяти километров и разделена на четыре участка, по числу очередей застройки.
Содержание |
24 июня 1852 г. Самарская губернская строительная и дорожная комиссия поручила архитекторскому помощнику Фирсову провести работы по обустройству спуска к реке Волге, подготовить смету и рисунки спусков.[1]
По новому плану застройки г. Самары (1853) набережные рек Волги и Самары отводились только под пристани, хлебные амбары, рынок, материальные склады, биржи строевого леса и дров.
«В первые годы губернского города от строительной и дорожной комиссии архитекторский помощник Н. Н. Еремеев составил несколько проектов на благоустройство отдельных участков набережной Волги и спусков к ней по улицам».[2]
В 1853 г. Министерство финансов выделило 1975 руб. на устройство в Самаре спуска к Волге для московского почтового тракта. 110
В августе 1854 г. было начато обустройство двух спусков к плавучему мосту через реку Самару, работы были завершены осенью 1855 г., а в начале 1856 г. в Самаре завершились работы по благоустройству спусков к реке Волге по Заводской улице (ныне Венцека) и к реке Самаре по Соборной улице (Молодогвардейской).
Внешний облик волжского фасада Самары складывался постепенно. 15 марта 1880 г. Самарская городская управа и австрийский подданный Альфред фон Вакано подписали контракт о сдаче в аренду сроком на 99 лет участка земли на берегу Волги с постройками для устройства механического пивоваренного завода. Кирпичные с характерной раскраской корпуса Жигулевского пивоваренного комбината и сегодня привлекают внимание всех, кто проплывает по Волге мимо Самары.[3]
В июле 1890 г. под Воскресенским (ныне Пионерским) спуском было завершено сооружение часовни во имя святителя Алексия, митрополита Московского, считавшегося покровителем Самары. Проект часовни, построенной в «русском стиле» из красного кирпича с белокаменными украшениями и небольшой главкой на восьмигранном шатре, был разработан архитектором А.Щербачевым.
«Часовня являлась украшением набережной, на которой размещались торговые ряды и причалы».
Живший в Самаре Алексей Максимович Горький писал в одном из своих фельетонов:
"На набережной города Самары следовало бы устроить вывеску и на этой вывеске написать: «Смертный, входящий в Самару с надеждой в ней встретить культуру, Вспять возвратися, зане город сей груб и убог».
Так сложилось, что лучшая по природным условиям часть города, прилегающая к Волге, превратилась в район хаотической застройки, по существу отрезавшей все пути населения к реке. Набережная была вся занята складами, лесопилками и мелкими постройками, берег никак не был связан с центром города.[4]
С 29 июня по 15 сентября 2002 года самарская набережная являлась местом проведения выставки Земля: вид с небес (англ. Earth from the Air) французского фотографа Яна Артюс-Бертрана. Самара стала первым российским городом, в котором был показан этот фотопроект. На четвёртой очереди набережной, возле «Ладьи», на 62 специальных стендах было размещено 120 работ Артюс-Бертрана (120x180 см), снабжённых комментариями на двух языках. Также были представлены большая напольная карта мира (15x20 м) и двенадцатиминутный фильм, рассказывающий о работе фотографа. Вход на выставку был свободным, и за два с половиной месяца её посетило около миллиона самарцев.[5][6]
Самарская набережная длина, самарская набережная сочинение, самарская набережная весной фото, самарская набережная как доехать.
Мостовка (приток Липки), Капрэлян, Рафаил Иванович, Военно-морские силы Независимого государства Хорватия.