Рыцарский роман | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
Алексей Сидоров |
В главных ролях |
Александр Иншаков, |
Оператор |
Борис Бондаренко |
Композитор | |
Кинокомпания |
Avatar Films |
Длительность |
135 минут |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0405278 |
Сценарий фильма написан по мотивам романа сэра Вальтера Скотта «Граф Роберт Парижский».
Содержание |
События разворачиваются в конце XI века во время первого крестового похода. Победитель рыцарского турнира граф Роберт Парижский в качестве награды удостоился чести сопровождать графиню Бригитту в крестовом походе в Иерусалим.
Кадры со съёмок фильма были использованы в фильмах «Крестоносец» (боевик) и «Незнакомое оружие, или Крестоносец 2» (комедия). Таким образом, один и тот же киноматериал «сыграл» три раза. Что интересно, оба «Крестоносца», использующие материал фильма, вышли раньше, чем сам «Рыцарский роман».
Фильм снимался в разных местах: в Стамбуле (Константинополе), в Царицыно (Москва), но основные эпизоды в крепости были отсняты в древней цитадели рыцарей-госпитальеров на острове Родос, стены которой сохранились значительно лучше константинопольских укреплений.
Фильм является вольным переложением популярного романа Вальтера Скотта и не является исторически достоверным.
Несмотря на то, что научным консультантом картины был известный российский историк-оружиевед Михаил Горелик, рекомендации которого использовались в таких фильмах, как: «Сказание о Сиявуше» (1976), «Борис Годунов» (1986), «Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии» (1988), «Рыцарский замок» (1990), «Царь Иван Грозный» (1991), «Талисман» (1993), «Ермак» (1996), доспехи рыцарей-крестоносцев и византийской наемной гвардии из «англов» не выглядят исторически корректными для конца XI — начала XII в.
Так, вместо традиционных для европейских рыцарей конических норманнских шлемов с прямыми наносниками, практически все воины носят низкие полусферические шлемы с полными закрытыми личинами, которые можно отнести скорее к XIII столетию, да вдобавок ещё и тщательно отполированные!
Красноватые щиты гвардейцев-англов в крепости сделаны из пластмассы, что сильно бросается в глаза, а форма лезвий их аляповатых секир вообще не имеет «исторических аналогов». В то же время, маркиз де Во (Арнис Лицитис) носит типичный шлем викинга вроде т. н. «шлема из Гьермундбю» X в. Щиты рыцарей скорее могут быть отнесены к XIV веку, в то же время почти ни у кого — ни у крестоносцев, ни у гвардейцев — нет типичных для эпохи миндалевидных норманнских щитов.
Также обращает на себя внимание тот факт, что у одних воинов мечи «каролингские», а у других — значительно более поздние, второй пол. XII—XIII вв., и это — при полном отсутствии раннероманских рыцарских мечей второй пол. XI — первой пол. XII в.!
Зато не вызывает никаких нареканий ламеллярный доспех кесаря Никифора (Николай Ерёменко-мл.) и короткий меч-каролинг графа Роберта (Александр Иншаков), впрочем, слишком архаичный для изображаемой эпохи.
Никифор Вриенний (1062—1137) — реальное историческое лицо, византийский государственный деятель, получивший чин кесаря от басилевса Алексея I Комнина и ставший супругом его образованной дочери Анны Комнины (1083—1153) — крупнейшей женщины-историка Средневековья (Ирина Безрукова). Он также был известным историком и автором хроники, охватывающей период с 976 по 1087 гг.
После смерти мужа, Анна Комнина продолжила его записки, написав свой главный труд — «Алексиаду». В 1118 г. честолюбивая Анна возглавила заговор с целью посадить на престол своего мужа, а после провала заговора подверглась опале и конец своей жизни провела в монастыре.
Историкам ничего не известно о применении в Византии пыток, подобных тем, что применяет в картине рыжий Татий (каскадер Юрий Слободенюк, в реальной жизни — друг Александра Иншакова).
В то же время, образ прекрасной Бригитты (Вера Сотникова) имеет реальную историческую основу: среди крестоносцев действительно встречались воины-женщины. Известный французский историк-медиевист Режин Перну в своей книге «Крестоносцы» (СПб.: Евразия, 2003) пишет:
«Среди них встречаются амазонки: например, маркграфиня Ида Австрийская, известная красавица и закаленная спортсменка, которая, взяв крест наравне с баронами во время второго похода, в 1101 г., сопровождала Вельфа герцога Баварского. Ей суждено было войти в легенду: она пропала во время битвы при Гераклее, обернувшейся катастрофой для франкских войск, полностью уничтоженных, и рассказывали, будто она окончила жизнь в далеком гареме, родив будущего мусульманского героя Занги, завоевателя Эдессы».
Некоторые эпизоды фильма в большей степени напоминают события не первого, а т. н. «арьергардного» крестового похода 1100—1101 гг., который ряд исследователей, не исключая и вышеупомянутую Р. Перну, считают «вторым».
Фильмы Алексея Сидорова | |
---|---|
Режиссёр | Бригада (2002) • Бой с тенью (2005) • Бой с тенью 3 (2011) |
Сценарист | Рыцарский роман (2000) • Бригада (2002) • Звездочёт (2004) • Бой с тенью (2005) • Бой с тенью 2: Реванш (2007) • Тёмный мир (2010) • Бой с тенью 3 (2011) |
Продюсер | Бой с тенью 2: Реванш (2007) • Слушая тишину (2007) • Тёмный мир (2010) • Бой с тенью 3 (2011) |
Рыцарский роман (фильм).