Содержание |
Помимо собственно Республики Башкортостан башкиры также живут во многих субъектах Российской Федерации: в Челябинской, Оренбургской, Курганской, Свердловской, Тюменской, Самарской и Саратовской областях, в Пермском крае, в республике Татарстан, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в государствах ближнего и дальнего зарубежья. Говорят на башкирском и русском языке. Пермские и свердловские башкиры, а также башкиры Татарстана и северо-запада Башкортостана говорят на северо-западном диалекте башкирского языка, близком к татарскому языку.
На территории Челябинской области проживает более 166 тысяч башкир. Башкирское население представлено в большинстве районов области. Компактные поселения башкир имеются в Аргаяшском (60 % населения), Кунашакском (47 % населения), Сосновском, Кусинском, Красноармейском, Нязепетровском, Октябрьском, Каслинском, Чебаркульском, Уйском, Кизильском, Агаповском, Нагайбакском, Ашинском, Кыштымском и некоторых других районах области. До Великой Отечественной войны на территории Челябинской области существовал Аргаяшский национальный округ.
Из аргаяшских башкир вышел Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев — видный религиозный и политический деятель первой половины XX века.
Башкиры Челябинской области говорят на различных говорах восточного диалекта башкирского языка.
Башкиры Оренбургской области считаются коренными её жителями. По данным переписи 1989 года башкиры проживают компактно в следующих районах — Красногвардейский (5378 человек), Гайский (2734 человек), Саракташский (1881 человек), Кувандыкский (1864 человека). В целом башкиры проживают во всех районах области, а также в городах — Оренбург (6211 человек), Орск (4521 человек), Медногорск (2839 человек), Гай (1965 человек) и пр. В Оренбурге расположен памятник истории и культуры башкирского народа Караван-сарай (Карауанhарай), сооруженный в 1838-44 годах по инициативе представителей башкирских родов под попечительством военного губернатора Василия Алексеевича Перовского.
На территории современной Оренбургской области родились выдающиеся представители башкирского народа:
Башкирская родоплеменная организация Гайна[1] в XIII веке занимала обширные территории по берегам Камы — от устья реки Сива до устья реки Очёр, а далее граница земель шла по реке Сылва до верхнего течения затем р. Иргинка выходила к верховьям реки Быстрый Танып.
После разгрома Казани царем Иваном Грозным в 1552 году, башкиры-гайнинцы в 1557 году приняли его подданство и получили от царя «владельную грамоту», по которой они оставались хозяевами земель между рек Кама, Сылва и Белая. Позднее они, как и остальные башкиры, были определены в военное сословие наподобие казачьего, платили небольшой общинный налог, ибо должны были охранять границу и участвовать в войнах, которые вела Россия. Когда установилась кантонная система, гайнинцы вошли в 1-й башкирский кантон. Самым знаменитым для них выло участие в войне против Наполеона (Франции). 13 пермских башкир за боевые заслуги в войне были награждены серебряной медалью «В память войны 1812 года».
После принятия гайнинцами московского подданства, правительство начало проводить политику колонизации края. Сначала, согнав гайнинцев с коренных земель, построили Ново-Никольскую слободу, которая позднее превратилась в Осинскую крепость. в 1618 году Андрей Крылов строит дачу, которая потом превратилась в с. Крылово. В 1739 году у реки Шермейка генерал-аншеф Александр Глебов строит медеплавительный завод. Гайнинцы не раз поднимались для сохранения своих территории, но восстания жестоко подавлялись. Гайнинцы участвовали во всех башкирских восстаниях. По свидетельству Батырши, в период восстания 1735-40 гг. 400 гайнинских воинов уничтожили 1000-ную команду «вольницы» при 4 пушках и «только после перемирия отдали пушки». В период восстания 1755 г. на них возлагалась очень важная роль, но выступление башкир Гайны было в зародыше пресечено могущественным тарханом гайнинских башкир, рудопромышленником и старшиной Туктамышем Ишбулатовым (в будущем — депутатом от башкир в екатерининской Уложенной комиссии и пугачевским полковником). Самым значительным восстанием было их участие в Пугачевском восстании 1773—1775 гг., где участвовало более 9000 гайнинцев. Они дали этой войне 9 полковников, 7 атаманов и 16 походных старшин. После этого их земли остались в пределах Гайнинской волости.
Среди гайнинцев того времени появились знаменитые люди. Это Исмаил Тасимов, по инициативе которого было открыто Первое горное училище, ныне Горный университет. Вторым ярким представителем края был Туктамыш Ижбулатов, который 20 лет был старшинной Гайнинской волости, депутатом Уложенной комиссии, составил наказ башкир в Уложенную комиссию и 3 раза выступил на заседаниях комиссии. Третьим представителем был Мансур Гата-хазрет, депутат Государственной Думы, открывший прогрессивное медресе в с. Султанай.
Курганские башкиры — этнотерриториальная группа башкирского народа, компактно проживающая на западе Курганской области. Общая численность — 15470 человек. Расселены в основном в Альменевском, Сафакулевском, Щучанском районах области. Наиболее крупные населенные пункты с преобладанием башкирского населения в Курганском Зауралье — Танрыкулово, Сарт-Абдрашево, Шарипово, Субботино, Сухоборское, Сулейманово, Мир, Юламаново, Азналино, Тунгуй и др. Абсолютное большинство курганских башкир — сельские жители. Верующие -мусульмане (сунниты).
Язык курганских башкир относится к ялано-катайскому подговору восточного диалекта башкирского языка. В подговоре немало русизмов. Большинство курганских башкир владеет также и русским языком.
Антропологические типы, распространённые среди курганских (ялано-катайских) башкир занимают промежуточное место между европеоидной и монголоидной большими расами (южносибирский, субуральский, памиро-ферганский, понтийский, светлый европеоидный)
Народная культура данной группы башкир характеризируется большой сохранностью многих элементов традиционной семейной обрядности, старинных образцов фольклора, народной одежды. Ещё не так давно, в 1960-1970-е годы, здесь можно было услышать такой песенный жанр как «сенляу» (плач). В середине XX века в д. Большое Султаново проживала старейшая сказительница округи Бадерниса Афлятунова. Она по памяти исполняла различные жанры фольклора (иртэки, исторические песни, эпос). Традиционный комплекс одежды курганских башкир весьма своеобразен. Характерными в традиционной одежде являются женские нагрудные украшения «яга», в комплексе с нагрудным «инhалек», головные покрывала «кушъяузык».В прошлом были также распространены такие головные уборы как «калябаш» — шлемообразный головной убор с широкой наспинной лопастью, спошь обшитый монетами. Такия — девичья шапочка, также украшенная монетами и кораллами. встречалось такое украшение — перевязь как «дауат», «амайзек», характерное для многих поволжских народов. для мужской одежды данного региона характерно сходство с основными регионами. Сорочка-рубаха имела отложной воротник. Рубаха часто украшалась тамбурной вышивкой. Свадебная рубаха «Селтэрлекульдэк» нередко украшалась вышивкой шелками. иногда бисером. Также украшался вышивкой жениховский пояс — бильмау. Среди мужских головных уборов распространены были в основном бурек, кулепаря, и тюбетейки.
Небольшая часть выходцев из курганских башкир являются ныне жителями городов Челябинск, Сургут, Екатеринбург, Курган, Тюмень. Некоторые семьи с 1960-1970-х годов (в результате миграций) проживают также в регионах Узбекистана и Казахстана.
Известные башкиры уроженцы области:
См.также:Северо-западные башкиры
Башкиры — коренной народ восточных районов Татарстана и издревле владели своими землями на основе вотчинного права.[2] В книге Асфандиярова А. 3. «Аулы мензелинских башкир» описываются, вместе с краткой историей, башкирские населенные пункты Енейской, Байлярской, Булярской, Гарейской, Еланской, Иректинской, Киргизской, Сарайли-Минской и Юрмийской волостей Мензелинского, Бугульминского, Елабужского и Сарапульского уездов 4 губерний до 1913—1920 годов.
|
По первой переписи населения Российской империи 1897 г. на территории современного Татарстана проживало более 160 тыс. человек, указавших в качестве своего родного языка башкирский. А.З Асфандияров отмечает: «По Подворной переписи 1912—1913 годах в 18 волостях из 31 только Мензелинского уезда насчитывалась 151 тысяча башкир. Через 7-8 лет в 1920 году их не стало вообще»[3]. Исследователь считает, что такой процесс не постепенного, а мгновенного исчезновения башкирского населения из этнографической карты ТАССР требует объективного объяснения, и связывает его с уничтожением вотчинного права башкир, обусловившего процесс ассимиляции другим этносом, а также с насильственным изменением национальности, связанным с политической конъюнктурой. Отметим, что аналогичный процесс происходит не только на территории Татарии, но и на территории Большой Башкирии, где численность башкир за период 1897—1920 гг. сократилась на 410 тыс. человек[4]. По мнению ряда исследователей эти процессы связаны с переменой национальной идентичности населения, в том числе и добровольной[5].
В Казани в начале 90-х годов прошлого века образовалось башкирское культурное общество «Башкорт йорто», в Набережных Челнах — «Юлдаш», члены которых представили башкир на Первом съезде народов Татарстана в мае 1992 года. А после появления Закона РФ «О национально-культурных автономиях», в марте 1998 года, на учредительной конференции вместо общества «Башкорт йорто» была создана, затем зарегистрирована Национально-культурная автономия бaшкиp города Казани. В 2000 году «Юлдаш» также преобразовался в Национально-культурную автономию «Шонкар». В этом же году зарегистрировалась Национально-культурная автономия башкир города Нижнекамск. В сентябре была проведена научно-практическая конференция по теме «Волжская Булгария и Башкиры», с выездом в древний город Булгар.[6]
Известные башкиры уроженцы края:
Башкиры издревле проживали на территории области, что отмечал ещё Ибн Фадлан — арабский путешественник и писатель X века. Но из-за различных войн и других невзгод и приходилось не раз переселятся на Южный Урал и обратно. Башкирами были основаны деревни ныне расположенные на территориях Большечерниговского и Большеглушицкого районов Самарской области (ранее Имелеевская волость Самарской губернии). Самарские башкиры также известны как иргизские, так как большая часть их деревень расположены в долине реки Иргиз; саратовские башкиры, также известные как камеликские (по названию реки Камелик), известны с начала XVIII века. Предки самарских и саратовских башкир были выходцами с юго-востока Башкортостана; их потомки и по сей день говорят на южном диалекте башкирского языка.
Самарская земля дала башкирскому народу ряд знаменитых людей:
Башкирские населенные пункты на территории Саратовщины известны с начала XVIII века. Располагались они в долине реки Камелик, отчего их второе название камеликские башкиры. Эти населённые пункты вошли позже в состав Кузябаевской волости Самарской губернии. Ныне башкиры проживают в основном в Перелюбском (Байгундино, Кузябаево, Кунакбаево) и Пугачёвском районах. Предки саратовских башкир, как и самарских, с юго-востока Башкортостана.
По данным переписи населения в Москве проживают 6600 башкир. Для помощи башкирам в Мосве создано представительство, которое которые финансируются из бюджета республики. Реально в Москве живет большое количество башкир, приезжающих на заработки из Уфы и других районов Республики, большое количество башкирских студентов учатся в Московских ВУЗах. Их количество не поддается учету и постоянно меняется. Из наиболее известных московских башкир:
Расселение башкир.