Ралли «Мариуполь» — традиционное соревнование по автомобильному ралли, которое проводится в окрестностях Мариуполя Донецкой области Украины с 2007 года по настоящее время. Организаторами ралли «Мариуполь» являются Автомобильная Федерация Украины[1] и Гражданская Организация «АвтоСпортМариуполь».
Впервые со времен объявления независимости Украины ралли «Мариуполь» прошло в 2007 году в статусе этапа Национальной гоночной серии «Кубок Лиманов». В 2008 году оно впервые вошло в календарь Чемпионата Украины по ралли, и с тех пор ни разу из него не выпадало.
Главной особенностью ралли «Мариуполь» является наличие на трассе множества трамплинов и водных преград (бродов). Такими характеристиками не обладает ни одно другое украинское ралли, поэтому ежегодно гонка собирает несколько десятков экипажей-участников и многотысячную армию зрителей и болельщиков.
Трасса для параллельных гонок длиной 2300 метров была построена специально для ралли «Мариуполь» в 2008 году, и с тех пор регулярно включается в маршрут гонки. Это самый ближний к Мариуполю спецучасток, который находится всего в шести километрах от черты города по направлению к пгт Мангуш.
Спецучасток «Азов» является самым молодым в маршруте ралли «Мариуполь» — он впервые был использован в 2012 году. Участок протяженностью более 20 км расположен неподалеку от курортного поселка Мелекино, находящегося на берегу Азовского моря. Характерной особенностью «Азова» является наличие большого количества трамплинов, как на прямых участках дороги, так и в поворотах, что, по словам гонщиков, делает его похожим на прибалтийские и финские раллийные трассы. По словам чемпиона Украины 2011 года Валерия Горбаня, этот спецучасток радикально отличается от всего, что есть в украинском ралли[2]
Спецучасток «Броды», расположенный около села Кременевка примерно в 30 километрах от Мариуполя в сторону Донецка, является самым зрелищным отрезком трассы ралли «Мариуполь». Наиболее популярными у зрителей являются два брода через приток реки Кальчик, около которых в дни гонки собирается несколько тысяч человек, часть из которых приезжает накануне и дожидается старта гонки, ночуя в палатках. Также зрелищным местом является популярный трамплин, расположенный неподалеку от трассы Т0523.
Больше всего участников (47 экипажей) стартовало в ралли «Мариуполь» 2011 года, меньше всего (14 экипажей) – в ралли «Мариуполь» 2007 года[3].
В 2010 году с подиума Ралли Мариуполь уехал автомобиль победителя Александра Салюка-младшего, в котором не было членов экипажа. Машина самостоятельно проехала около сотни метров по центральному проспекту Мариуполя.
Ралли Мариуполь.