Приз Сико́рского (англ. Igor I. Sikorsky Human Powered Helicopter Competition) был учреждён в 1980 году Американским вертолётным обществом[en] для поощрения разработки мускулолёта вертолётного типа, удовлетворяющего ряду жёстких требований[1]: аппарат должен был находиться в воздухе не менее 60 секунд и подняться на высоту не менее трёх метров, при этом не отдаляясь от точки старта более, чем на 10 метров. В 2013 году, через 33 года после учреждения приза, он был официально присуждён команде студентов и выпускников Торонтского университета под названием AeroVelo, построившим аппарат Atlas, который совершил полёт, соответствуюший этим требованиям.[2][3]
За время существования приза более 20 команд разработали и построили вертолёты на мускульной тяге, однако только пять из них когда-либо поднялись в воздух.[4]
Приз был назван в честь Игоря Сикорского, одного из основателей общества. Изначально сумма приза составляла 10 000 долларов США, но вскоре была увеличена до 250 000 долларов.[5]
Первым в мире оторвавшимся от земли вертолётом на мускульной тяге в 1989 году стал Da Vinci III, разработанный и построенный студентами Калифорнийского политехнического университета[en].[6] В ходе полёта продолжительностью 7,1 секунды аппарат достиг высоты в 20 см (8 дюймов). Следующим мускулолётом стал Yuri I, разработанный и построенный студентами японского университета Нихон[en]. В 1994 году он поднялся на высоту 20 см и оставался в воздухе 19,46 секунды.[6]
Поскольку после 1994 года попыток выиграть приз не предпринималось, корпорация Sikorsky Aircraft в 2009 году увеличила призовой фонд до 250 000 долларов.[4][5] Этот шаг возродил интерес к соревнованию; основными претендентами на приз, идущими «ноздря в ноздрю», стали команды Мэрилендского и Торонтского университетов.[4]
Студентами Мэрилендского университета был разработан и построен аппарат Gamera I[en],[7] 12 мая 2011 года совершивший успешный полёт продолжительностью 4 секунды; один из последующих полётов аппарат продержался в воздухе 11 секунд.[8]
В ноябре 2011 года началось сооружение усовершенствованной версии аппарата Gamera II[en], 21 июня 2012 года этот вертолёт продержался в воздухе 50 секунд.[9] 28 августа 2012 года при испытательных полётах следующего аппарата, Gamera IIXR, имевшего ещё большие размеры и более длинные винты, были установлены официальные мировые рекорды для вертолёта на мускульной тяге: продолжительности полёта — 65 секунд, и высоты подъёма — 8 футов, что стало первым в истории «высотным» полётом мускулолёта вертолётного типа, а также первым из выполненных требований приза Сикорского.[10]
24 июня 2012 года мускулолёт Upturn команды NTS Works продержался в воздухе в течение 10 секунд, достигнув при этом высоты в 60 см (2 фута).[11]
Команда AeroVelo начала пробные полёты своего, ещё большего по размерам, квадрокоптера Atlas 28 августа 2012 года.[12] 13 июня 2013 года в 12:43 по Североамериканскому восточному времени Тодд Рейхарт (англ. Todd Reichart) выполнил на этом аппарате рекордный полёт, в ходе которого Atlas оставался в воздухе на протяжении 64.11 секунды, поднялся до максимальной высоты в 3,3 метра и отклонился от точки старта не более, чем на 9,8 метра.[13][14] Данные о полёте были переданы в экспертную комиссию, которая, рассмотрев предоставленную информацию, постановила, что полёт соответствовал установленным требованиям, и следовательно, команда AeroVelo официально признаётся победительницей.[4][5]
Приз Сикорского.