Прерыватель-распределитель зажигания (жарг. Трамблёр, от фр. trembleur — вибратор, прерыватель) — механизм, служащий для формирования высоковольтных импульсов в цепи зажигания и (или) для распределения зажигания по цилиндрам карбюраторных и инжекторных бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Дизельные двигатели имеют иной принцип зажигания смеси и распределитель им не нужен.
Устройство включает в себя прерыватель тока низкого напряжения, распределитель тока высокого напряжения, центробежный и вакуумный регуляторы опережения зажигания. Прерыватель в определенный момент размыкает первичную цепь катушки зажигания, что вызывает индуцирование тока высокого напряжения в ее вторичной обмотке. Через распределитель (ротор с токоразносной пластиной и крышка с электрическими контактами) ток высокого напряжения подается к свечам зажигания соответствующих цилиндров. Регулирующие устройства распределителя автоматически изменяют момент опережения зажигания в зависимости от режима работы двигателя.
В более современной бесконтактной системе зажигания прерыватель отсутствует. Он заменен устройством формирования задающих импульсов на эффекте Холла для формирования искры блоком управления зажиганием (коммутатором). Некоторые инжекторные двигатели с распределителем зажигания не содержат механических узлов коррекции угла опережения. В них эта функция возложена на электронный блок управления двигателем. В современных же инжекторных двигателях прерыватель не применяется вовсе: он заменен одной или несколькими управляемыми катушками зажигания, или катушками непосредственно на каждой свече зажигания.
Прерыватель-распределитель зажигания.