Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Пороховщиков, Александр Александрович (конструктор)

Александр Александрович Пороховщиков (18921941) — российский инженер-конструктор, лётчик, предприниматель, сын предпринимателя А. А . Пороховщикова, дед актёра Александра Шалвовича Пороховщикова.

Биография

Самолетостроением начал заниматься с юных лет (будучи гимназистом). В 1909 году построил самолёт, одобренный Н. Е. Жуковским.[источник не указан 63 дня]

В 1910 году газеты писали:

Юный изобретатель аэроплана Ал. Пороховщиков приступил к постройке своего аэроплана. Постройка, как мы сообщали, задерживалась из-за недостатка необходимых средств. В настоящее время постройку принял на себя на известных условиях один из столичных автомобильных фабрикантов. Постройка, которая будет вестись под личным наблюдением изобретателя, займет около месяца, после чего будет преступлено к пробным полетам.
Ал. Пороховщиков хлопочет о предоставлении ему для полетов гатчинского аэродрома. На отдельные части аэроплана юный изобретатель берёт 12 привилегий.[1]

В 1911 году организовал опытную мастерскую, где построил расчалочный моноплан простейшей конструкции «Пороховщиков № 1» и сам летал на нём.

РИГА. Молодой изобретатель Пороховщиков совершил удачный полет на моноплане собственной конструкции. — писала газета[2]

1914 — построил полутораплан двухбалочной схемы — двухместный разведчик, название «Би-кок» № 2 («Двухвостка»).

Рижское небо оказалось счастливым и для молодого изобретателя Александра Пороховщикова. Такие летчики и авиаконструкторы как князь Кудашов, пилот Уточкин, изобретатель Гаккель, авиатор Слюсаренко приезжали в Ригу уже в зените славы. А Александр Пороховщиков впервые взлетел ввысь еще в 1911 году на ипподроме в Золитуде. Причем на аэроплане собственной конструкции. Молодого человека заметили, он переехал в Санкт-Петербург, работал авиаконструктором. Мир тесен. В сентябре 1914 года Михаил Григорашвили провел испытательный полет сконструированного Пороховщиковым самолета «Би-кок». Самолет понравился и летчику, и военному министерству. Александру предложили: пусть авиаконструктор Терещенко производит «Би-коки» на своем заводе в Киеве. Случись это — первым пилотом аэропланов Пороховщикова стала бы Люба Галанчикова: с началом войны она вернулась из Франции в Россию, сдала свой личный самолет военному министерству и стала работать летчиком-испытателем на заводе Терещенко. Замысел, однако, не сбылся: Пороховщиков сказал, что готов сам производить самолеты. Стороны ни о чем не договорились и Александр вернулся в Ригу, где создал первый в мире… танк.[3]

1915 — создал «танк Вездеход»

1917 — в мастерской Пороховщикова (в Петрограде), преобразованной в завод, выпускались самолёты иностранных марок, а также учебный биплан П-IV.

1918 — сдал официальные испытания на звание военного лётчика, затем служил в советских авиационных частях, возглавлял авиамастерские, одновременно продолжая конструкторскую деятельность.

1919—1923 выпускались учебные самолёты его конструкции — П-IV бис, П-IV 2бис, П-VI бис (все они имели бипланную схему с хвостовой фермой).

1923 — переехал в Москву, где работал инженером.

20 октября 1940 года арестован по обвинению в шпионаже и антисоветской агитации. 11 июля 1941 года приговорён ВКВС СССР к расстрелу, расстрелян 28 июля. Место захоронения — полигон «Коммунарка». Реабилитирован 3 декабря 1955 года.

Источники

  • Большой Энциклопедический словарь
  • Интервью А. Ш. Пороховщикова
  • Николай Пальчиков. Крылья спецназа. — Красная звезда, 01.01.2009.
  • Первый Русский танк А. А. Пороховщикова
  • Уроки танкостроения. Первое поколение танков
  • Работы А. А. Пороховщикова
  • Самолёты страны Советов
  • Первый рижский танкостроитель
  • Е. Косырев. Танк вчера, сегодня, завтра // Наука и жизнь, 1968. — № 4, 5.
  • Москва, расстрельные списки — Коммунарка

Примечания

  1. Петербургская газета // май, 1910
  2. Новое время // июнь, 1911
  3. Александр Гурин. Подарите мне аэроплан


Пороховщиков, Александр Александрович (конструктор).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24