Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Полидевк

Диоску́ры (др.-греч. Διόσκουροι — юные сыновья Зевса) — в древнегреческой мифологии[1] Кастор и Полидевк (др.-греч. Κάστωρ и Πολυδεύκης, лат. Поллукс), близнецы, дети Леды[2]. Участники похода аргонавтов и Калидонской охоты.

Содержание

Рождение

В «Илиаде» имя Диоскуры не встречается, хотя Кастор и Полидевк упомянуты в «Илиаде» (III 237). В «Одиссее» при описании Аида Кастор и Полидевк называются Тиндаридами, детьми Тиндарея, супруга Леды[3]. По наиболее распространённому взгляду, отец Кастора — Тиндарей, а отец Полидевка — Зевс; вследствие этого первый смертен, второй бессмертен. У Гесиода Кастора также называют сыном Зевса[4]. В микенских текстах есть имя ka-to (Кастор)[5].

Согласно песням Алкмана, родились на островке Пефн в Лаконике, Гермес перенёс их в Пеллану, где они были воспитаны. На островке стояли медные статуи Диоскуров величиною с фут[6]. Носили шапки в форме конуса от яйца, в котором они были рождены[7]. По словам Павсания мессенцы оспаривают Диоскуров у лакедемонян[8].

Классификация грамматиков, известная из речи Котты у Цицерона[9], выделяет три группы Диоскуров:

  • Анакты — дети Зевса первого и Персефоны: Тритопатрей, Евбулей, Дионисий. См. Тритопатры.
  • Кастор и Полидевк — дети Леды и Зевса третьего.
  • Алкон, Меламп и Эмол — сыновья Атрея.

Подвиги

Сказание говорит об участии Диоскуров в предприятиях других героев — в охоте на калидонского вепря, в походе аргонавтов; в Аттике рассказывали о походе их против Тесея с целью вернуть похищенную им сестру их Елену.

Посейдон подарил им коней и дал силу спасать терпящих кораблекрушение[10].

Кастор обучал Геракла сражаться в полном вооружении[11]. Кастор известен как наездник, упражнялся в военном деле. Кастор победил в беге на Олимпийских играх, устроенных Гераклом[12]. Полидевк упражнялся в кулачном бою и победил в кулачном бою на Олимпийских играх, устроенных Гераклом[12]. В городе Гермиона показывали стадион, где состязались Диоскуры[13].

Кастор[14] и Полидевк[15] были участниками Калидонской охоты.

Во время похода в Аттику Кастор ранен в правое бедро Афидном[16].

Поход аргонавтов

Кастор[17] и Полидевк[18] были аргонавтами.

Во время похода аргонавтов поднялась буря, и Орфей взмолился к самофракийским богам. Ветер утих, а к головам Диоскуров опустились две звезды[19]. Поэтому попавшие в бурю мореходы молились самофракийским богам[20].

Во время похода Полидевк убил в кулачном бою Амика[21]. Полидевк — участник состязаний в честь погребения Пелия[22], победил на них в кулачном бою[23]. Кастор же на погребальных играх по Пелию победил в простом беге[23].

Похищение дочерей Левкиппа

Полидевк похитил из Мессении дочь Левкиппа Фебу, Кастор похитил дочь Левкиппа Гилаиру, и они вступили с ними в брак. Похищение дочерей Левкиппа со свадьбы было изображено на картине Полигнота[24]. По поводу украденного Диоскурами, в сообществе с сыновьями Афарея, стада быков[25] — или, по другому сказанию, по поводу похищенных Диоскурами дочерей Левкиппа — невест сыновей Афарея Идаса и Линкея, — между Диоскурами и Афаретидами возникла ссора[26].

По одному рассказу, Кастор был убит Идом[27], а Полидевк одолел Линкея, и Зевс молнией убил Ида. Позже Полидевк поставил трофей в Спарте в знак победы над Линкеем[28]. По другой версии, Кастор убил Линкея, Идас — Кастора[29], а Полидевк победил Идаса. По третьему рассказу, Идас убил Кастора. Полидевк кинулся их преследовать, метнул копье в Линкея и убил. Идас метнул камень в голову Полидевка и убил его. Полидевк был принят в число богов[29]. Есть и версия, что Кастор был убит Линкеем[30]. Согласно же XXII идиллии Феокрита, оба Диоскура остались живы, а Афаретиды погибли.

По более редкой версии Кастор был убит у города Афидны, по другой — когда Линкей и Идас осаждали Спарту[10]. Полидевк получил от Зевса звезду (то есть дар бессмертия), но поделился даром с братом[31]. Когда Зевс, на просьбу Полидевка дать ему умереть вместе с братом, предоставил ему на выбор или вечно пребывать на Олимпе одному, или вместе с братом проводить один день на Олимпе, другой — в гробнице (или в подземном царстве), то верный брат выбрал последнее, и с тех пор Диоскуры один день были бессмертными, другой смертными.

Почитание Диоскуров

Позднее было принято, что один брат по очереди пребывал на Олимпе, другой — в подземном царстве; это сказание находится в связи с представлением о них, как о богах рассвета и сумерек, причём один был утренней, другой — вечерней звездой. Подобно индийским Ашвинам, оба близнеца почитались, по общему индоевропейским народам воззрению, как боги рассвета и сумерек. Греки видели Диоскуров в созвездии Близнецов[32]. Их считали покровителями мореплавателей во время бури и воинов в битве. В Риме с древних времен Диоскуров чтили как идеальных представителей воинской доблести. Во время бурь и битв они являлись на помощь и сообщали необычайно быстро известия о победе.

Могила Кастора в Спарте, они были признаны богами 40 лет спустя гибели[33]. Также могилу Кастора показывали аргивяне, которые называли его «полуродоначальником»[34].

Дом Диоскуров показывали в Спарте[35]. Храм Полидевка находился около Спарты[36]. Из Колхиды в Спарту Диоскуры привезли статую Ареса Ферита[37]. В городе Лас они воздвигли храм Афины Асии, так как и у колхов есть это святилище[38]. Диоскуров называют Великими богами, храм в Клиторе (Аркадия)[39]. Во время летнего солнцестояния Диоскуров приглашали к торжественному угощению за богато убранными столами; по греческим верованиям, они иногда видимо присутствовали на нём. Их принимал в гостях аркадец Евфорион из Пея (VII в. до н. э.)[40].

Диоскуры с древних времен символически изображались в Спарте двумя соединёнными балками. Искусство изображало их в виде двух юношей, иногда с лошадьми и в шляпах моряков, с плоскими сзади и курчавыми спереди волосами. Знамениты колоссальные статуи Диоскуров, с конями, на Monte-Cavallo, против квиринальского дворца в Риме, находившиеся перед бывшими тут термами Константина. Иногда они имели различный вид: Кастор изображался укротителем коней, а Полидевк — кулачным бойцом.

Оба божества пользовались в глубокой древности большим почтением у сицилийских и италийских греков, у этрусков и у римлян. Последнее доказывается специально для Поллукса чрезвычайно распространенной в народных устах божбой: Edepol (= е deus Pollux;). Поллукс — (Pollux, древн. форма Polloces) — латинская форма имени Полидевка. Иногда оба диоскура назывались Polluces, но чаще Castores.

Образ в литературе и искусстве

Им посвящены XVII и XXXIII гимны Гомера. Появляются как божества в трагедиях Еврипида «Елена» и «Электра». Упоминаются в трагедиях Патрокла из Турий и Софокла Младшего[41]. Действующие лица трагедии Тимесифея «Кастор и Полидевк», а также оперы Жан-Филиппа Рамо «Кастор и Поллукс» (1737).

Интересные факты

  • В честь Диоскуров была названа древнегреческая колония на Черноморском побережье Кавказа — Диоскуриада — нынешний Сухум, столица Абхазии. Этот факт дал право поместить символ Диоскуров — т. н. Шапки Диоскуров на современном гербе Сухума и на гербе владетелей Абхазии, князей Чачба.
  • Именами Диоскуров названы две соседние вершины-четырёхтысячники в Альпах, на границе Италии и Швейцарии: Castor (ит. Monte Castore), 4228 м, и Pollux (ит. Monte Polluce), 4092 м.
  • Именами Кастора и Полидевка названы два небоскреба во Франкфурте-на-Майне (Castor & Pollux). Здания составляют единый ансамбль, при этом совершенно отличны друг от друга.
  • В трилогии "Голодные игры", в последней части, именами Диоскуров - Кастор и Полидевк, были названы братья, входившие в команду Китнисс, главной героини.

См. также

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.382-384, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.457-458
  2. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 3 далее
  3. Гомер. Одиссея XI 300
  4. Гесиод. Перечень женщин, фр.24 М.-У.; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 8, 2; Гигин. Мифы 155
  5. Молчанов А. А., Нерознак В. П., Шарыпкин С. Я. Памятники древнейшей греческой письменности. М., 1988. С.82
  6. Павсаний. Описание Эллады III 26, 2
  7. Ликофрон. Александра 510 и комм.
  8. Павсаний. Описание Эллады IV 31, 9
  9. Цицерон. О природе богов III 53
  10. 1 2 Гигин. Астрономия II 22
  11. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 4, 9
  12. 1 2 Павсаний. Описание Эллады V 8, 4
  13. Павсаний. Описание Эллады II 34, 10
  14. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 8, 2; Павсаний. Описание Эллады VIII 45, 6; Овидий. Метаморфозы VIII 301; Гигин. Мифы 173
  15. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 8, 2; Павсаний. Описание Эллады VIII 45, 6; Овидий. Метаморфозы VIII 302; Гигин. Мифы 173
  16. Схолии к Гомеру. Илиада III 144, 242, версия восходит к «Гимну Диоскурам» Алкмана // Зайцев А. И. «Гимн Диоскурам» Алкмана и его эпические источники // Исследования по древнегреческой и индоевропейской поэзии. СПб, 2006. С.197
  17. Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 145—149; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16; Валерий Флакк. Аргонавтика I 424; Гигин. Мифы 14 (с.28)
  18. Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 145—149; Гигин. Мифы 14 (с.28)
  19. Гигин. Мифы 14 (с.29)
  20. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 43, 1-2, по Дионисию Скитобрахиону
  21. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16
  22. Павсаний. Описание Эллады V 17, 9
  23. 1 2 Гигин. Мифы 273
  24. Павсаний. Описание Эллады I 18, 1
  25. Пиндар. Немейские песни X 60
  26. см. также Ликофрон. Александра 553—566
  27. Стасин. Киприи, синопсис
  28. Павсаний. Описание Эллады III 14, 7
  29. 1 2 Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 11, 2
  30. Овидий. Метаморфозы V 709—710
  31. Гигин. Мифы 80
  32. Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 10
  33. Павсаний. Описание Эллады III 13, 1
  34. Плутарх. Греческие вопросы 23
  35. Павсаний. Описание Эллады III 16, 2-3
  36. Павсаний. Описание Эллады III 20, 1
  37. Павсаний. Описание Эллады III 19, 7
  38. Павсаний. Описание Эллады III 24, 7
  39. Павсаний. Описание Эллады VIII 21, 4
  40. Геродот. История VI 127
  41. Климент. Протрептик 30, 4

Источники

Полидевк.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24