Пержина, Франтишек | |||||||
чеш. František Peřina | |||||||
Прозвище | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Псевдоним |
François Rinopé |
||||||
Дата рождения | |||||||
Место рождения | |||||||
Дата смерти | |||||||
Место смерти | |||||||
Род войск | |||||||
Годы службы |
1929 — 1953 |
||||||
Звание |
Командир авиакрыла[3] |
||||||
Часть |
312-я эскадрилья RAF |
||||||
Сражения/войны | |||||||
Награды и премии |
|
Фра́нтишек Пе́ржина (чеш. František Peřina) — чехословацкий лётчик-ас Второй мировой войны, имеющий 14 побед в воздушных боях с противником[4].
Содержание |
Франтишек Пержина родился в крестьянской семье 8 апреля 1911 года в деревне Моркувке (чеш. Morkůvky), район Бржецлав Южноморавского края (на тот момент Австро-Венгрия). Когда Франтишеку исполнилось 14 лет, семья переехала в Брно, где после получения начального школьного образования Пержина Франтишек записался на курсы помощника машиниста. Через 6 месяцев, после полученияч квалификации, 1 декабря 1929 года Пержина вступил в Чехословацкие воздушные силы[5][6].
После прохождения лётной подготовки, выпускник 1931 года Франтишек Пержина за два года получил звание сержанта и лётчика 1-го класса. В 1932 году он был направлен на четырёхмесячные курсы в Хеб, где на различных видах бипланов осваивал взаимодействия типа воздух-воздух и воздух-земля. По возвращению в расположение части, Пержина был прикреплён к 34-й истребительной эскадрильи в Оломоуце[7].
В 1937 году на международном авиасалоне в Цюрихе[2] Франтишек Пержина на Avia B-534 представлял Чехословацкие ВВС, где познакомился с немецкими лётчиками-асами Первой мировой войны Эрнстом Удетом и Эрхардом Мильхом. Немецкая команда была оснащена новыми Heinkel He 51 и Мессершмитт Bf.109. Пержина занял третье место в пространственном маневрировании и четвёртое в маршрутном полёте (уступив в обоих случаях немецким коллегам)[8].
В 1938 году Пержина был переведён в 36-ю истребительную эскадрилью, где прослужил до 15 марта 1939 года, начала Немецкой оккупации Чехословакии. Там, выполняя разведывательные рейды, Петришна познакомился с другим известным чехословацким лётчиком-асом Йозефом Франтишеком[9]. После завершения Судетского кризиса, в Чехословакии начали формироваться новые эскадрильи, и Пержина присоединился к 52-й истребительной.
24 июня 1939 года Франтишек женился на Анне Климешевой (чеш. Anna Klimešová), а 26 июня[2] Пержина уже отправился в Польшу (правда, без жены, которая не смогла покинуть страну из-за проблем с документами), с целью вступить в Французский Иностранный легион в Северной Африке.
После первого распада Чехословакии и присоединения Моравии и Богемии к нацистской Германии (так называемый Протекторат Богемии и Моравии), Чехословакия получила контракт от Французского министерства авиации о вступлении офицеров в иностранный легион для службы в ВВС Франции[8]. 1 декабря 1939 года Пержина получил назначение в Groupe de Chasse I./5[10], базировавшиюся в Сюипе (фр. Suippes), недалеко от Реймса (департамент Марна). Эскадрилья в основном состояла из французских лётчиков, участвовавших в авиасалоне в Цюрихе в 1937 году. Пержина взял французский псевдоним Франсуа Ринопе (фр. François Rinopé), так как в немцы относились к французским военнопленным лучше, чем к чехословакам[11][12].
С 10 мая 1940 года, с началом исполнения Германией плана Манштейна (план «Гельб»), против стран современного Бенилюкса: Бельгии, Голландии, Люксембурга, а также Франции, Пержина сбил четыре самолёта противника за два боевых вылета. Когда через несколько дней Франтишек сбил пятый самолёт, он стал первым чешским асом Второй мировой войны[13]. Сбив на следующий день еще два самолёта, Пержина получил повышение и, благодаря освещению в СМИ его подвигов[14], стал известен на всю Францию[11].
14 мая эскадрилья была переброшена в Сен-Дизье на Марне, и когда в июне 1940 года Люфтваффе сконцентрировали своё внимание на Париже, эскадрилья Пержины была брошена на перехват вражеских бомбардировщиков. В бою Франтишек сбил один Bf.109, но сам был ранен. Однако, вскоре после госпитализации, Пержина бежал в Париж[2], а затем в Шатр (фр. Châtres), департамента Сена и Марна. Затем Пержина отправился в Каркасон, где получив в расположении части GC I/5 самолёт, переправился в Оран, чтобы присоединиться к силам Сражающейся Франции. За свою первую воздушную победу Пержина был удостоен, но так и не получил «Военный крест» (англ. Croix de guerre), тем не менее Франтишек, будучи в рядах Сражающейся Франции, был награждён орденом Почётного легиона и получил следующий (с семью пальмами) «Военный крест». Затем добравшись на поезде до Касабланки, Франтишек Пержина переправился в Великобританию[15].
После 29-дневного плавания добравшись до Великобритании, Франтишек Пержина поступил в расположение 312-й (чехословацкой) истребительной эскадрильи ВВС Великобритании (англ. No. 312 (Czechoslovak) Squadron). Однако, практически сразу же по приезду, Пержина слёг с приступом аппендицита, и был госпитализирован в Или. После его возвращения к службе, эскадрилья была переведена в Эйр (Шотландия).
В составе эскадрильи Пержина занимался сопровождением бомбардировщиков (3 июня 1942 года, находясь в сопровождении, Пержина сбил самолёт (вторая победа была не подтверждена) противника), а затем год занимал должность артиллерийского сектора. Остаток войны Франтишек провёл в штабе истребительной авиации[9], занимаясь подготовкой чехословацких воздушных подразделений[2].
После окончания войны Перина вернулся в Чехословакию, где его жена находилась в заключении с 1942 по 1945 годы. Получив должность начальника артиллерийской школы, Пержина продолжал заниматься высшим пилотажем. С освоеннием в стране коммунистов и началом холодной войны, Пержина был заподозрен в лояльности к западным союзникам, и в декабре 1949 года, после конфликта с заместителем министра национальной обороны Бедржихом Рейцином (чеш. Bedřich Reicin), Франтишек был выгнан из армии[15].
В апреле 1949 года Франтишек с женой бежали из страны и во время перелёта в Западную Германию попали в аварию, совершив аварийную посадку в Пассау, недалеко от советского сектора. Некоторое время Анна Пержина находилась на лечении в Висбадене, затем супруги отправилсь в Великобританию, где Франтишек вернулся в Королевские ВВС.
Будучи старше 36 лет, Пержина не мог летать постоянно, однако, пилотируя небольшие самолёты, Франтишек прослужил в RAF 5 лет. После чего Анна и Франтишек эммигрировали в США (заявление на гражданство было подано еще в 1949 году, но так как не было квоты на чехов, ждать пришлось практически 10 лет)[9].
Переехав в Лос-Анджелеса, Пержина устроился на работу в авиастроительную компанию Веббера (англ. Weber Aircraft LLC) в Бербанке. Первоначально Франтишек занимался в отделе по созданию катапультируемых кресел. В дальнейшем, подразделение под началом Франтишека, из более чем 300 человек, занималось производством туалетов и кухонь для самолётов Дуглас, Локхид и Боинг (в частности Боинг 747), проектом сидений для капсул по космической программе Джемини[9].
15 марта 1979 года Франтишек Пержина вышел на пенсию, и переехал с женой в Аризону, откуда (из-за слишком жаркого климата) переехали в Лас-Вегас (Невада)[9].
В 1993 году, после отстранения коммунистов от власти, Франтишек с женой вернулись в Чехию. За выдающиейся заслуги Пержина получил от президента Вацлава Гавела высшую государственную награду Чехии — Орден Белого льва (на 95-летие Пержина был удостоен звания офицера ордена[2]) и звание генерала Чешских Вооружённых сил.
21 апреля 2006 года умерла жена Франтишека, и через несколько дней сам он попал в больницу, в военный госпиталь Праги. 6 мая 2006 года, в возрасте 95 лет, Франтишек Пержина умер[16]. Его именем была названа школа в Праге[17].
Пержина, Франтишек.