В античной географии , Пеония (греч. Παιονία) — это земля племени Пеоны (греч. Παίονες). Точные границы Пеонии, также как и ранняя история её жителей, остаются весьма неопределёнными, но считается что первоначально они находились в районе Фракии. Во времена классической Греции Пеония включала всю долину реки Аксиос Вардар и окружающие районы, узкую полосу северной части сегодняшней греческой Македонии, наибольшую часть территории бывшей югославской республики Македонии и маленькую часть юго-западной Болгарии.[1] Пеония была расположена к северу от Македонии (территория которой примерно сответствует современному региону Македония (Греция)) и к юго-востоку от Дардании (территория которой примерно сответствует сегодняшнему Косово (географический регион)). К востоку располагались фракийцы и к западу иллирийцы.
Содержание |
Пеонийскими племенами были :
Некоторые современные учёные рассматривают пеонов как фракийцев,[8] или смешанного фракийско-иллирийского происхождения.[9] Позже они были эллинизированы .[10] Лингвистически язык пеонов (Пеонийский язык) был разнооборазно связан с соседними языками — иллирийским и фракийским (и возможно промежуточной фракийско-иллирийской смесью).[11] Некоторые восточные племена пеонов, включая агриан, явно попадали во фракийскую сферу влияния . Согласно легендам (Геродот v. 13), сюда прибыли колонисты Тевкра из Трои. Гомер (Илиада, рапсодия II, 848) говорит о пеонах из Аксиоса, сражавшихся на стороне троянцев, но Илиада не отмечает если пеоны были родственны троянцам. Гомер называет их вождём Пирехма (неизвестного происхождения); но далее в Илиаде (рапсодия 21) Гомер упоминает другого вождя, по имени Астеропей, сын Пелагона. До царствования Дария, пеоны проникли до Мраморного моря. Когда Ксеркс I пересекал полуостров Халкидики, на своём пути к Терма (получившему позже имя Фессалоники), отмечалось что он шёл через через территорию пеонов. Они занимали долину реки Аксиос (Вардар) до Стуби, долины к востоку до реки Стримонас Струма и земли вокруг Астибос и одноимённой реки, водой которой они освящали своих царей. Иматия, ориентировочно район между реками Алиакмонас и Аксиос, раннее также именовалась Пеония; и Пиерия и Пелагония также населялялись пеонами. Как следствие роста Македонии и под давлением своих фракийских соседей, территория пеонов была значительно урезана и в историческую эпоху была ограничена к северу от Македонии, от Иллирии до реки Стримонас. В греческой мифологии говорится что пеоны получили своё имя от Пеона, сына Эндимиона.[12]
В ранний период, главным городом и резиденцией пеонийских царей был Билазора (сегодняшний Велес на реке Аксиос; позже резиденция царей была перенесена в Стоби. Впоследствии пеонийские царские дома слились, с эпицентром в среднем и верхнем течениях рек Аксиос Вардар и Стримонас Струма. Они объединились с иллирийцами проникая в наиболее населённые районы греческого государства Македония. Иллирийцы, следовали традициям набегов. Они атаковали северные рубежи македонской территории без успехов, в попытке оккупировать регион. В 360—359 г до н. э. , южные пеонийские племена совершили налёт на Македонию (Диодор XVI. 2.5) в поддержку иллирийского вторжения. Македонский царский дом был погружён в состояние нестабильности, в связи со смертью Пердикки, но его брат Филипп взошёл на трон, провёл реформу в армии, организовав фалангу по опыту греческих Фив, и остановил вторжение иллирийцев и и набеги пеонов через рубежи «Македонской границы», которая была северным периметром защиты его владений. Следуя успеху Пердикки в 358 году до н. э., он совершил кампанию глубоко на север в, в саму Пеонию.[13][14][15][16][17][18] Это низвело царство пеонов (которым впоследствии правил Агис) в полуавтономное, подчинённое государство, что привело к процессу постепенной эллинизации пеонов, начавшейся во время царствования Филиппа II и чеканкой монет с греческими буквами, как и на македонских. Это также объединило эллинские народы и кланы, до того не принадлежащие другим греческим государствам, в новое греческое государство в пределахэтого региона. Позже, во время всегреческого похода в Азию, военный контингент пеонийского племени агриан был придан к армии Александра Великого.
Раннее, во время персидского вторжения, пеоны нижнего течения Стримонаса были порабощены. Пеоны на севере сохранили свои территории. Дочь Аудолеона, одного из этих царей, была женой Пирра, царя Эпира, и Александр Македонский желал отдать руку своей сестры Кинана Лангарусу, который доказал свою лояльность Филиппу II. Мать Александра Великого была из греческого государства Эпира и эпироткой по крови. Греко-пеонийские династические браки продолжались и во время царствования других пеонийских царей
Пеоны состояли из нескольких независимых племён, которые позже были объединены под правлением единого царя. Их традиции мало известны. Они приняли культ Диониса, известного среди пеонов как Диалос или Дриалос, и Геродот упоминает что фракийские и пеонийские женщины приносили жертвы Царевне Артемис (Артемида) (вероятно Бендида). Они поклонялись солнцу в форме маленького диска, установленного на шесте. Афиней в своём отрывке указывает на родство пеонийского и мизийского языков. Они пили ячменное пиво и разные настойки из деревьев и трав. Страна была богата золотом и смолистым деревом (или камнем, который порождал пламя при соприкосновении с водой) именуемым танривок (или царивос). Скудные фрагменты пеонийского языка не позволяют делать строгие утверждения. С одной стороны Wilhelm Tomaschek и Paul Kretschmer, утверждают что он принадлежал к иллирийской семье, с другой стороны Dimitar Dečev, утверждает его родство с фракийским. Опять же, пеонийские цари с эпохи Филиппа II Македонии чеканили монеты, где их имена писались на греческом языке. Все имена пеонийских царей дошедшие до нас чисто объясняются и связаны с греческим языком (Агис, Аристон, Авдолеон, Ликиос и тд), факт который, согласно Irwin L. Merker, ставит под вопрос теории о его связи с иллирийским и фракийским языками. Женщины пеонов были известны своим мастерством. В связи с этим Геродот (v. 12) рассказывает историю, где Дарий, увидев в Сардах красивую пеонийскую женщину, нёсшую кувшин на голове, ведущую коня на водопой, и прядя одновременно по ходу лён спросил, кто она такая. Получив информацию что она пеонийка , Дарий дал инструкцию своему наместнику во Фракии Мегабазусу, депортировать без промедления два племени пеонийцев в Азию. Надпись, обнаруженная в 1877 году в Олимпии в основании статуи, говорит что она была установлена общиной пеонийцев в честь своего царя и основателя Дропиона. Другой царь, под именем Липпеос, фигурирует на фрагменте надписи найденной в Афинах касательно союзного договора и без сомнения идентичного Ликкеосу или Ликпеосу на пеонийских монетах (смотри B. V. Head, Historia numorum, 1887, p. 207).
В 280 году до н. э. галлы под руководством вождя Brennus ограбили земли пеонов, у которых затем, под давлением дардан (Дарданцы), не было другого выхода как примкнуть к македонянам. Несмотря на их совместные усилия, пеоны и македоняне были побеждены. Пеония впоследствии была снова объединена, но в 217 году до н. э. македонский царь Филипп V Македонский (220—179), сын Деметриоса II, включил в своё царство независимые области Дассаретии и Пеонии. Всего лишь 70 годами позже (в 168 году до нэ), Римский легионы завоевали Македонию в свою очередь. Пеония вокруг реки Аксиос образовала второй и третий район вновь образованной провинции Македония (римская провинция) (Livy xiv. 29). Веками позже, при правлении Диоклетиана, Пеония и Пелагония образовали провинцию именуемую Macedonia Secunda или Macedonia Salutaris, принадлежащую префектуре Иллирии (Преторианская префектура Иллирии). К 400 н. э. пеоны, потеряли свою идентичность, и термин Пеония стал только географическим.
С точки зрения сегодняшней политической географии, Пеония располагается почти полностью на территории бывшей югославской республики, захватывая небольшую полосу на севере собственно Македонии и небольшую территорию в юго-западном углу Болгарии. Образование на этой территории, в послевоенные годы, государственной формации под именем Македония, по сегодняшний день вызывает геополитические трения. Английский археолог Хаммонд, Николас Г.Л., касаясь возникшей проблемы с именем нового государства на северной границе Греции, без обиняков заявлял что сегодняшние жители этого государства, славяне и албанцы, не говорящие на греческом языке, к древним македонянам отношения не имеют и что территория этого государства, с точки зрения античной истории и географии к ранней Македонии также не имеет отношения [19]. В своей книге «Кем были македоняне ?» Хаммонд пишет: "Если югославы непременно хотели древнее имя, они должны были назвать это государство Пеония, но скорее всего «Новая Словения». [20].
Пеония.