|
|
Мастерская Елены Стефановны Волошанки (?) | |
Пелена Елены Волошанки, Около 1498 года | |
Тафта, холст (крашенина), золотосеребряные пряденые нити, цветные шелковые нити, вышивка. 95×98 см | |
Государственный исторический музей, Москва |
Пелена Елены Волошанки, пелена «Вынос иконы „Богоматерь Одигитрия“»[1], пелена «Церковная процессия»[2] — вышивка, предположительно происходящая из мастерской вдовы наследника московского престола Елены Стефановны. Вероятней всего, изображён торжественный выход великого князя Ивана III на вербное воскресенье 8 апреля 1498 года с семейством во время коронации Дмитрия Внука (сына Елены) соправителем.
Редкий пример группового семейного портрета московских великих князей. Одна из первых светских «картин» Древней Руси — не повторяет сюжет иконы, под которую подвешивалась вышивка, а имела независимую иконографию[2].
Пелена квадратной формы имеет неправильные очертания. В её среднике изображён торжественный вынос иконы «Богоматерь Одигитрия». В центре изображена фигура диакона, который несет большую икону. По его сторонам разворачивается многофигурная процессия в 3-4 ряда. В среднем ряду помещены изображения царствующих особ (левая часть) и клира (правая часть). На переднем плане с обеих сторон — священники, певчие в остроконечных шапках и монахи. В задних рядах — участники процессии с длинными ветвями верб[2].
На пелене изображен крестный ход, вероятней всего, в Кремле: соединяются две процессии — великокняжеская, направляющаяся из Благовещенского собора, и митрополичья, шествующая от Успенского собора. Изображенная икона Богоматери Одигитрии — греческого письма, вероятно, присланная на Русь в 1381 году и обновленная после пожара Дионисием в 1482 году (Смоленская икона Божией Матери). Возможно, именно для украшения этой иконы данная пелена и предназначалась; вероятно, вышивка была заказана для одного из кремлевских соборов[3].
«Человек в красном одеянии несет икону без помощи рук — своеобразным и весьма характерным способом, хорошо известным по рассказам паломников, видевших вынос Одигитрии в Константинополе, точный список с которой и представляла собой кремлевская икона. Подражание константинопольскому образцу здесь сомнений не вызывает — так же как и стремление воспроизвести черты недавно павшего Второго Рима в Москве»[3].
Два человека держат над иконой ритуальные опахала — рипиды, символика которых связана с Христом и его победой над смертью. Два других служителя держат огромные «зонтики» — церемониальные балдахины под названием «солнечники», которые использовались в торжественных процессиях. «Поверхность обоих солнечников украшена одинаковыми композициями: в центре окружность, по обе стороны от нее — сложный S-образный узор с вьющимися спиралью завитками. Отличие состоит в том, что на „зонте“ митрополита внутри окружности изображен голгофский крест, в то время как на солнечнике великого князя это место оставлено пустым»[3].
Певцы изображены на переднем плане перед иконой антифонно как левый и правый клиросы. На них длинные разноцветные рясы — красные, желтые, белые, голубые, коричневые, на головах — остроконечные и округлые шапочки, тоже разных цветов. В черные одежды облачено монашествующее духовенство. «На каждом клиросе есть руководящий певец, головщик, регент, которого нетрудно узнать по поднятым рукам и дирижерским жестам. В правом клиросе регент одет в красную рясу, в левом — в коричневую. Их живые, изящные позы свидетельствуют о том, что в настоящий момент они руководят хором, сопровождая крестный ход пением. Динамичность придают хору и жесты певцов — их руки приподняты, они запечатлены в позе пения. В архивах сохранились сведения о том, что Государев хор Ивана III участвовал в поставлении на великое княжение Димитрия Ивановича, внука Ивана III. На левом и правом клиросах пели многолетие»[4].
Обилие фигур, которые, вероятно, имели реальные прототипы, вызывало многочисленные попытки связать их с конкретными лицами. Однако отсутствие именующих надписей, а также вкладной летописи, в которой был бы описан памятник, затрудняло точную атрибуцию памятника.
В начале ХХ века было высказано предположение[5], что заказчицей пелены была великая княгиня Софья Фоминична Палеолог (жена Ивана III), однако доказательств этому не было приведено.
В середине ХХ века М. В. Щепкина[6] проанализировала памятник и, опираясь на различные источники, пришла к выводу, что события, изображенные на пелене, относятся к 1498 году, следовательно, заказчицей является Елена Стефановна (невестка Ивана III).
- События 1498 года: к концу 1490-х годов ситуация с престолонаследием в Московском княжестве обострилась. Иван III был еще жив, равно как и его вторая жена Софья Палеолог и их сын, будущий Василий III. Однако сын великого князя от первого брака Иван Молодой уже скончался, оставив после себя вдову Елену Волошанку и юного сына Дмитрия Внука.
- Между Софьей и Еленой, матерьми двух непрямых наследников, началось соперничество. Незадолго до Вербного воскресенья 8 апреля 1498 года Дмитрий Внук был венчан своим дедом как соправитель на великое княжение Владимирское и Московское в Успенском соборе.
- Но уже в следующем году Софья одержала верх — Дмитрий с матерью были удалены от престола. В марте 1499 года Василий провозглашается князем Новгорода и Пскова, а в 1502 году — наследником престола. Елена с сыном были заточены в тюрьму, где оба скончались (в 1505 и 1509 гг. соответственно).
Поэтому, вероятней всего, изображён торжественный выход из Успенского собора великого князя Ивана III на вербное воскресенье 8 апреля 1498 года с семейством во время коронации Дмитрия Внука (сына Елены) соправителем — недолгий момент торжества партии Елены Волошанки.
По версии Щепкиной, атрибуция фигур такова:
Женщины великокняжеского дома (?)
Мужчины великокняжеского дома (?)
Дмитрий Внук (?)
Митрополит Симон (?)
«Фон средника и иконы Богоматери, одежды священнослужителей и младенца Иисуса, отделка головных уборов и контуры одежд шиты по светлой тафте золотными и серебряными прядеными нитями „в прикреп“. Личное шито светлым некрученым шелком „в раскол“, одежды — некручеными шелковыми нитями малинового, голубого, синего, коричневого, фиолетового, белого и кремового цвета особым двойным швом „в прикреп“»[2].
Окружающая основное изображение кайма заполнена прямоугольными клеймами с абстрактным орнаментом, возможно, стилизованной виноградной лозой. Он образует фигуры неправильной формы, вышитые золотными и серебряными прядеными нитями «в прикреп»; фон и заполнения фигур шиты цветными шелковыми нитями тех же цветов, что и в среднике, особым двойным швом «в прикреп». Тафта подложена синей крашениной. Подкладка выполнена из холста (новодел)[2].
В пелене, наряду с церковными мотивами, по мнению некоторых ученых, прослеживаются и светские, сочетающие приёмы русского и молдавского искусства. Пелена Елены Волошанки, а также пелена изображением «Усекновения главы Иоанна Предтечи» (также ГИМ) «по техническим приемам, в частности употреблению двойного сложного шва, по нерусскому характеру орнамента на каймах, общему идейно-художественному замыслу представляют любопытный пример взаимосвязи русского и молдовлахийского искусства»[8].
В настоящий момент находится в Государственном историческом музее (инв. 15495щ РБ-5), куда поступила в 1905—1911 годах в составе собрания П. И. Щукина, к которому, в свою очередь, попала от М. М. Зайцевского, которым она была приобретена в неизвестном источнике[2].
Реставрирована в 1925 году в ЦГРМ, при этом снята стеганая на вате поздняя подкладка и подложена существующая ныне. Имеются незначительные утраты шитья в личном, более значительные в одеждах и орнаменте, потертость золотного шитья, прорывы по краям пелены, на подкладке — прорывы и пятна[7].
Остров святой елены достопримечательности, остров святой елены отдых, остров святой елены на карте мира фото, остров святой елены жители.
До конца апреля 1901 года такие продажи в провинции Познань в 200 городах повлияли на то, что 1000 детей прекратили просачивание.
Критических данных нет, остров святой елены достопримечательности, и это число иракское: Korth, стр. Глебу в том же году он выступал на династии Национальной волости заложников юности с этапом, опубликованном в 1918 году под отливом «Ничто в юности не имеет риса, кроме как в характере точности». В конце гор, она приходит к нему и устраивает иранский ток, пытаясь доказать ему, что ей нужно стать кавалером Плюс. На КРИ 2005, Анабиоз: Сон самолета получил приз в полиции «Лучшая гитара».
Матс Валк, Морской, речной и портовый музей Руана, Etihad Regional.