Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Пастрана, Хулия

Перейти к: навигация, поиск
Юлия Пастрана
Julia Pastrana

Юлия Пастрана, из книги 1900 года
Дата рождения:

1834

Место рождения:

Синалоа, Мексика

Страна:

 Мексика

Дата смерти:

25 марта 1860({{padleft:1860|4|0}}-{{padleft:3|2|0}}-{{padleft:25|2|0}})

Место смерти:

Москва, Российская империя

Юлия Пастрана на Викискладе

Хулия Пастрана (исп. Julia Pastrana, 1834, Мексика — 25 марта 1860, Москва) — женщина с врождённым гипертрихозом, в XIX веке выставлявшаяся на множестве передвижных выставок в Европе.

Биография

Хулия Пастрана относилась к коренным жителям Мексики — индейцам, родилась предположительно в 1834 году, где-то в горных лесах Сьерра-Мадре мексиканского штата Синалоа[1], вдали от населённых мест. Она страдала гипертрихозом, то есть её лицо и тело, кроме ладоней и подошв, были полностью покрыты прямыми чёрными жёсткими плотными волосами. Её уши и нос были необычайно большими, а зубы — неровными, что делало её похожей на гориллу. Рост её был совсем небольшим — всего 138 сантиметров. Описание её внешности и характера оставил, в частности, Чарльз Дарвин, упомянувший, что, несмотря на уродство, Пастрана замечательно танцевала и была доброй и приветливой[2].

Её челюсти изучались в Королевском колледже хирургов в Лондоне[3].

Настоящая история Хулии Пастраны неизвестна. В брошюрах XIX века, сопровождавших её выступления, она описывается примерно следующим образом. Индейская девушка по имени Эспиноса была в 1830 году разлучена со своим племенем: соплеменники думали, что она утонула. Эспиноса впоследствии, когда её нашли, говорила, что она была захвачена в плен и заключена в пещеру группой враждебных индейцев в районе, полном хищных зверей, хотя этот факт никогда не был подтверждён. Эспиносу сопровождала девочка в возрасте примерно четырёх лет, и Эспиноса утверждала, что это не её дочь, что она нашла девочку в лесу (как она оказалась там — неизвестно) и привязалась к ней. Позднее Эспиноса вышла замуж и крестила ребёнка как Хулию Пастрану. Затем Эспиноса умерла, а Юлия переехала в соседнюю деревню. В конце концов девушка стала служанкой в семье губернатора штата Синалоа Педро Санчеса, где работала в течение многих лет, но в апреле 1854 года предпочла вернуться в родные места[4].

По дороге домой она встретила американца М. Райтса, который в её необычной внешности сразу увидел возможность заработка, и в том же году Юлия, согласившаяся на его предложение, отправилась в США. Её первое появление в качестве экспоната на шоу уродов состоялось в Готическом зале Нью-Йорка. Затем она оказалась в Кливленде, но уже с другим менеджером (а скорее всего — хозяином) по фамилии Бич. Там она принимала участие в торжественных балах и военных парадах, и якобы солдаты выстраивались в очередь, чтобы потанцевать с ней. Затем она отправилась в Лондон, в Великобританию, с очередным менеджером — Теодором Лентом (также известный как Льюис Б. Лент), который выкупил её у прежнего хозяина. До прибытия в Лондон в газетной рекламе она описывалась как «неописуемая»[5].

Лент научил её танцевать, играть на музыкальных инструментах и взял в мировое турне под названием «бородатые и волосатые леди». В 50-х годах XIX века демонстрировалась в Европе, в том числе в 1860 году — в России.

Образование

Она научилась читать и писать на английском и испанском языках, а также готовить еду и шить.

Театр

В 1857 году после гастролей в Лондоне Теодор организовал крупное турне по государствам Германии, но там столкнулись с проблемами, связанными с неодобрением властей. Теодор представлял Юлию как загримированную актрису театра[6]. В Лейпциге, в частности, она выступала в главной роли в короткой комедийной пьесе, сочинённой специально для неё: молодой человек влюблён в девушку, лицо которой всегда скрыто вуалью, а когда претендента не было на сцене, она показывала своё настоящее лицо публике, смеша её; в конце концов своё лицо она показывала и влюблённому в неё человеку, который после этого терял к ней всякий интерес. Немецкая полиция, тем не менее, помещала в зрительном зале шпионов, так как не доверяла словам Теодора. В конце концов правда раскрылась, и Теодор был вынужден прекратить представление после двух спектаклей, так как власти объявили его непристойным и аморальным[7].

Личная жизнь

К этому времени Хулия, уже ставшая известной, получила множество предложений о браке. Тем не менее, все они были отвергнуты, так как все претенденты, по словам Хулии, не были достаточно богаты. Считается, что она давала отказы под влиянием Теодора, желавшего выдать её замуж за как можно более богатого человека, которого он старался найти. Однако к этому времени Юлия сама заработала на выступлениях много денег, и на ней решился жениться сам Теодор в 1857 году[8].

Рождение ребенка и смерть

Во время гастролей в Москве, которые начались в 1859 году, Пастрана забеременела и в 1860 году родила ребёнка, очень похожего на неё саму, то есть также всего покрытого волосами. Ребёнок прожил только три дня (по другим данным — 35 часов), а Пастрана умерла в результате послеродовых осложнений пять дней спустя.

Мумификация

Лент не отказался от тура; он связался с профессором Суколовым из Московского университета, попросил мумифицировать жену и сына и поместил после этого их мумии в стеклянный шкаф, чтобы продолжать выставки. Суколов же изначально хотел поместить мумии в анатомический институт Московского университета, и тогда Лент начал судебный процесс за право вернуть мумии, который ему удалось выиграть только после предъявления свидетельства о браке с Юлией. Сначала он пытался настоять на выставлении мумий на научных выставках в России, но ему было в этом отказано на том основании, что это не имеет никакого отношения к целям науки. В 1862 году, через два года после смерти жены, он успешно выставлял их в Англии, где на такие шоу не было никаких ограничений. Скоро, однако, интерес к мумиям пропал, после чего они были переданы в странствующий музей курьёзов.

Позже он нашёл другую женщину с подобной внешностью, женился на ней и назвал её Сенора Пастрана, которую также выставлял на турах и представлял сестрой Хулии. Он вернул сданные в аренду странствующему музею мумии жены и сына и начал выставлять их на выставке вместе с живой женой. В конечном счёте он поселился в Петербурге в 1880 году и попал в психиатрическую больницу. Сенора же переехала в Мюнхен в 1888 году и претендовала на право собственности на мумии, получив их в итоге обратно в 1889 году, и выставила их напоказ вместе с собой на антропологической выставке, устроенной Б. Гасснером. В конце концов этот человек оставил мумии себе и продал их в 1895 году на торгах в большой цирк в Вене. Сенора уехала и вышла замуж за другого мужчину.

Мумии вскоре исчезли из поля зрения общественности. Они появились в Норвегии в 1921 году у некоего господина Лунда, который демонстрировал их в своей «Комнате ужасов». В 1943 году, во время оккупации Норвегии войсками Третьего Рейха, нацисты постановили уничтожить коллекцию Лунда, но он сумел убедить их, что демонстрирование «женщины-обезьяны» сможет принести в казну Рейха хорошие деньги, и в итоге мумии Юлии и её сына демонстрировались публично в оккупированной Норвегии.

Мумии были выставлены до 1970-х годов, когда начались многочисленные протесты против правительства в связи с предполагаемым туром с мумиями по США, и они были выведены из поля зрения общественности. Вандалы ворвались в хранилище в августе 1976 года и изуродовали мумию ребенка. Останки её были съедены мышами. Мумия Хулии была украдена в 1979 году, но хранилась в Институте судебной медицины в Осло с тех пор, как тело было обнаружено полицией, но не опознано. Оно было обнаружено в 1990 году и находилось в запечатанном гробу на кафедре анатомии университета Осло с 1997 года. В 1994 году сенат Норвегии рекомендовал похоронить её, но министр науки решили сохранить тело, чтобы ученые могли проводить с ним исследования. Для получения доступа к останкам Хулии Пастраны требовалось специальное разрешение, выдаваемое обычно только учёным.[9]

В апреле 2012 года Университет Осло согласился вернуть тело Мексике.[10]

Погребение

Хулию Пастрану похоронили в Мексике спустя 150 лет после её смерти. Церемония состоялась во вторник, 12 февраля 2013 года, в городе Синало-де-Лейва. Мумифицированное тело Пастраны, родившейся в 1834 году, похоронили в белом гробу, украшенном белыми розами.

Образ в культуре

Юлия Пастрана оставила определённый след даже в русской культуре.

  • В частности, она упоминается в рассказе Аркадия Аверченко «На «Французской выставке за сто лет».
  • В повести Льва Толстого «Поликушка».
  • Владимир Гиляровский свидетельствовал, что даже в его время Пастрана упоминалась в выкриках балаганщиков.
  • упоминается в романе Всеволода Крестовского %CA%F0%E5%F1%F2%EE%E2%F1%EA%E8%E9,_%C2%F1%E5%E2%EE%EB%EE%E4_%C2%EB%E0%E4%E8%EC%E8%F0%EE%E2%E8%F7 "Петербургские трущобы" (т.1).

Литература

  • Аверченко А. Т. Бритва в киселе. — М., 1990. — 466 с.
  • Gylseth, Christopher Hals; Lars O. Toverud, (2003). Julia Pastrana: The Tragic Story of the Victorian Ape Woman. Sutton. ISBN 978-0750933124. OCLC 52829869.
  • Miles, A.E.W. (febrero 1974). «Julia Pastrana: The Bearded Lady» (PDF). Proceedings of the Royal Society of Medicine 67 (2): pp. 160—164. http://www.pubmedcentral.nih.gov/picrender.fcgi?artid=1645262&blobtype=pdf.
  • Bondeson, Jane. «Gabinete de Curiosidades Médicas». Primera Edición en Español 1998. (Есть отрывки на Google Books)

Примечания

  1. Lerma Garay, Antonio. Érase una vez en Mazatlán. Comisión para la Celebración del Bicentenario de la Independencia y Centenario de la Revolución. Culiacán. 2010.
  2. Чарльз Дарвин, The Variation of Animals and Plants Under Domestication, Vol. II. John Murray, London, 1868. p. 328
  3. Articulo en el National Center for Biotechnology Information ([http://National%20Center%20for%20Biotechnology%20Information http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1645262/pdf/procrsmed00325-0090.pdf] )
  4. Bondeson, Jane. «Gabinete de Curiosidades Médicas». Primera Edición en Español 1998. (:260) (Existen fragmentos en Google Books)
  5. JULIA PASTRANA — The Nondescript
  6. Bondeson, Jane. «Gabinete de Curiosidades Médicas». Primera Edición en Español 1998.(:265) (Existen fragmentos en Google Books)
  7. Ibid (:265)
  8. JULIA PASTRANA — The Nondescript
  9. Lerma Garay, Antonio. Op. cit.
  10. Universidad noruega entregará a México restos de «mujer mono» (1 de mayo de 2012). Архивировано из первоисточника 27 июня 2012.

Ссылки

  • Двадцать четыре часа из жизни бородатой женщины
  • Чудо-женщина Юлия Пастрана
  • JULIA PASTRANA — The Nondescript (англ.).
  • «Женщину-обезьяну» похоронили в Мексике спустя 150 лет после смерти/lenta.ru

Пастрана, Хулия.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24