«Пассажирка» (Op. 97, 1967—1968 гг.) — опера Моисея Вайнберга в двух актах, восьми картинах с эпилогом на либретто Александра Медведева по одноименной новелле Софии Посмыш.
"Не устаю восхищаться оперой «Пассажирка» Вайнберга, — написал Дмитрий Шостакович в 1974 году. — «Трижды слушал ее, изучал партитуру и с каждым разом все глубже постигал красоту и величие этой музыки. Мастерское, совершенное по стилю и форме произведение» [1]. Незаслуженно забытая в Советском Союзе и России, ни разу не исполнявшаяся при жизни композитора, опера «Пассажирка» стала ключевым событием международного оперного фестиваля в Брегенце 2010 года, посвящённого творчеству Моисея Вайнберга [2].
Содержание |
Премьера оперы состоялась в концертном исполнении 25 декабря 2006 года в Москве в Музыкальном театр Станиславского и Немировича-Данченко[3]. Премьера оперы в сценической постановке состоялась 21 июля 2010 года на фестивале в г. Брегенц (Австрия) в копродукции с Большим театром Варшавы (2010 г.), Английской Национальной Оперой, Лондон (2012 г.) и Театром Реал Мадрид (2012 г.).
В России опера фактически не исполняется (за исключением упомянутого премьерного исполнения и концертного исполнения в Новосибирском государственном театре оперы и балета в 2010 году)[4] и практически неизвестна российскому слушателю. В то же время, европейский музыкальные критики, вслед за Шостаковичем, не устают восхищаться красотой музыки. [5] [6] [7]
Первый акт
Начало 1960-х годов, океанский лайнер. На сцене находится хор, который по ходу спектакля представляет то заключенных, то пассажиров, то немецких офицеров, то — обычных зрителей из другого времени.
Картина 1
Вальтер, немецкий дипломат, и его молодая жена Лиза плывут в Бразилию, где Вальтер должен вступить в новую должность. Вдруг Лиза видит пассажирку, которую, как ей кажется, он знала раньше. Но Лиза уверена, что эта девушка давно мертва. В состоянии глубокого шока Лиза впервые говорит мужу, что во время войны была надзирательницей СС в лагере в Освенциме. Во время разговора они ссорятся.
Картина 2
Лагерь в Освенциме. Здесь мы узнаем, что «пассажирка» — эта Марта, молодая польская заключенная. Надзирательница Лиза Франц выделяет Марту из круга других заключенных, так как думает, что та поможет ей лучше контролировать других узников.
Картина 3
В женской части казармы мы встречаемся с заключенными со всех частей Европы, попавшими в этот космополитический ад. Русскую партизанку Катю приводят в казарму с жестокого допроса. Одна из надзирательниц находит записку на польском языке, которая может скомпрометировать Катю. Лиза приказывает Марте прочитать записку и та хладнокровно выдает записку за письмо своему любимому — Тадеушу, который, как ей кажется, тоже находится в Освенциме.
Возвращаемся на корабль: Лиза и Вальтер всё же пытаются справиться с этой серьёзной проблемой, которая грозит их отношениям.
Второй акт
Картина 4
Под присмотром Лизы заключенные перебирают одежду и другие вещи казненных узников. Прибывает офицер, требуя найти ему скрипку. У коменданта лагеря будет концерт, во время которого один из заключенных должен сыграть любимый вальс коменданта. Лиза находит скрипку, но потом офицер решает, что музыканту-заключенному лучше выбрать себе скрипку самостоятельно. Заключённым оказывается Тадеуш. Мы наблюдаем за сценой, когда Марта и Тадеуш видят и узнают друг друга, но им мешает Лиза. Надзирательница разрешает им поговорить дольше, рассчитывая сыграть на этом в дальнейшем.
Картина 5
Лиза оскорбляет Тадеуша в мастерской, где тот делает серебряные украшения по заказу офицеров СС. На одном из украшений — Мадонна, но Лиза узнает в женском изображении Марту. Лиза предлагает Тадеушу встретиться с Мартой, но он колеблется. Он не хочет остаться должным Лизе.
Картина 6
В женских бараках узницы поздравляют Марту с днем рожденья. Она поёт песню о влюбленности в смерть. Лиза прерывает её и пытается спровоцировать Марту, рассказав той, что Тадеуш отказался от возможности увидеться с возлюбленной. Марта не задета — она уверена, что решение Тадеуша правильно.
Иветта, француженка, пытается научить русскую старушку французским словам. Катя поет песню о России. Внезапно врываются надзиратели — время «отбора». Зачитывается список с номерами и заключенных одну за другой уводят. Лиза успокаивает Марту, что её время еще не пришло — она позаботится, чтобы Марта присутствовала на концерте Тадеуша.
Картина 7
На корабле Вальтер и Лиза приходят к решению, что даже если «пассажирка» и есть Марта, то они всё равно вынуждены смириться с этим. Пара решает пойти на танцы в салон. Но в момент, когда по просьбе «пассажирки» корабельный оркестр начинает играть «любимый вальс коменданта», Лиза пугается до смерти.
Картина 8
Лагерь в Освенциме. Время концерта, собираются офицеры и заключенные. Тадеуш должен играть вальс, но он решается сыграть совсем другое произведение. Сцена обрывается на высокой ноте, когда офицеры разбивают скрипку Тадеуша, стаскивают его со сцены и забивают до смерти.
В эпилоге мы видим Марту, вспоминающей о прошлом и страстно желающей того, чтобы никто из пострадавших не был забыт.
Пассажирка (опера).