Парусное судно (парусник) — судно, которое использует парус и силу ветра для движения. Первые парусные и парусно-гребные суда появились несколько тысяч лет назад в эпоху древнейших цивилизаций. Парусные суда способны развивать скорость, превышающую скорость ветра.
Содержание |
Впервые парусные суда появились в Китае и Древнем Египте (см. солнечные ладьи). Не существует единого мнения, кто создал парусный корабль раньше.
Классическая схема парусного судна включает четыре части: корпус, рангоут, такелаж и паруса.
Рангоут — система мачт, реев, гафелей и других конструкций, предназначенных для размещения парусов, сигнальных огней, постов наблюдения и т. п. Рангоут может быть неподвижным (мачты, стеньги, бушприт) и подвижным (реи, гафели, гики).
Такелаж разделяется на стоячий и бегучий.
Стоячий такелаж служит для удерживания на месте рангоута и играет роль растяжек. Тросы стоячего такелажа на современных судах выполняются, как правило, из оцинкованной стали или нержавеющей стали.
Бегучий такелаж предназначен для управления парусами — их подъёма, уборки и т. п.
Парус — движитель парусного судна — кусок материи, на современных судах — синтетической, крепящейся к рангоуту с помощью такелажа, позволяющий трансформировать энергию ветра в движение судна. Паруса разделяются на прямые и косые.
Прямые паруса имеют форму равнобокой трапеции, косые — форму треугольника или неравнобокой трапеции. Использование косых парусов позволяет судну двигаться круто к ветру.
Наиболее распространённой является классификация по виду парусного вооружения и рангоута. Так, все парусные суда делятся на две категории: большие парусные суда — имеющие фок-мачту и грот-мачту, и малые парусные суда — имеющие грот-мачту и бизань-мачту, либо имеющие единственную мачту.
Древний Восток | Египетская папирусная лодка • Египетский торговый корабль • Финикийское торговое судно • Финикийская бирема |
---|---|
Древняя Греция | Гексера • Гоплитагагос • Гиппагагос • Октера • Пентеконтера • Септера • Триаконтера • Триера • Эннера |
Древний Рим | Актуария • Бирема • Децимрема • Квадрирема • Квинкверема • Либурна • Римский торговый корабль • Судно этрусков • Трирема • Унирема |
Средиземное море | Барбарский корабль • Венецианская каракка • Галеон • Генуэзский торговый корабль • Дромон • Каракка • Каравелла • Неф • Чайка |
Северная Европа | Гукор • Драккар • Кнорр • Когг • Ладья • Фламандская каракка • Шнека |
Ближний Восток | Бум • Гей-бао • Зарука • Доу |
Новый Свет | Каяк • Пирога |
Дальний Восток | Гуари • Китайская джонка • Кобуксон • Японская джонка • Катамаран • Проа |
Линия баталии | Линейный корабль • Фрегат |
Вспомогательные | Бомбардирский корабль • Бот • Брандер • Бриг • Гекбот• Гукор • Кеч • Корвет • Куттер • Люгер • Пакетбот • Пинас • Пинк • Прам • Тендер • Шлюп • Шнява • Шхуна • Яхта |
Парусно-гребные | Акат • Баркас • Галеас • Галиот • Галера • Гичка • Кайка • Пинас • Пинк • Скампавея • Шебека • Шхоут |
Торговые и грузовые суда | Аак • Багала • Балтийский кеч • Барк • Барка • Баркентина • Бригантина • Билландер • Габара • Йект • Карбас • Коф • Коч • Лихтер • Мокшан • Пинас • Пинк • Полакр • Сайк • Саколева • Самбук • Скафо • Скиф • Скуче • Трабакколо • Тьялк • Фелука • Флейт • Шаланда • Шмак • Шхуна |
Промысловые | Гукер-яхта • Йол • Доггер • Мулета • Тартана • Фиш-гукер • Шаланда • Шхуна |
Парусные | Бостонский китобоец • Винджаммер • Клипер • |
Парусно-паровые | Броненосец • Клипер • Пароходофрегат |
Промысловые | Китобойное судно |
Яхты и прочие | Крейсерская яхта • Катамаран • Тримаран • Пентамаран • Динариг |
Это заготовка статьи о морском транспорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Парусные суда.