Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Памир (литературная группа)

Л. Мартынов, С. Марков и
Н. Феоктистов. Конец 1920-х годов.

Памир — объединение сибирских литераторов в конце 1920-хх годов. В историю отечественной литературы вошло «одним из самых крупных писательских дел задолго до 1937 года»[1]


Содержание

История

Группа «Памир» возникла в Новосибирске в 1928 году по инициативе Н. И. Анова в противовес новосибирской ультра-левой коммунистической группе «Настоящее». Основное ядро группы состояло из Николая Анова, Леонида Мартынова, Ивана Ерошина, Сергея Маркова и Николая Феоктистова. Главной задачей «Памира» была борьба с «партийным руководством литературной Сибирью» (из слов Анова на допросе)[2].

Название предложил Мартынов как символ завоевательных империалистически-националистических тенденций сибиряков: именно вершина Памира будет перевалом при развитии Сибири на Восток, при колонизации южных стран.

Сибирские литераторы. Слева направо — сидят: Н. Анов, Н. Феоктистов, И. Ерошин; стоят: Е. Забелин, С. Марков, Л. Мартынов. Москва, апрель 1929 г.

В 1929 г. многие сибирские литераторы перебрались в Москву, и жизнь группы возобновилась. Сибиряки попытались законно зарегистрировать литературное землячество, что в то время еще было возможным. В марте 1929 г. в Доме Герцена состоялся творческий вечер (участвовали Юрий Бессонов, Анов, Марков и Евгений Забелин), который так и остался единственным публичным выступлением «Памира». Платформа «Памира» сразу же подверглась критике руководством РАППа за областнические стремления. В дальнейшем встречи проходят на квартирах, чаще у Бессонова, который и ведет протоколы собраний.

В конце 1929 года политическая обстановка в стране обостряется, и как показал Анов на допросе в 1932 г., «мы, опасаясь открытого преследования, официально самораспустили себя».[2]

«Сибирская бригада»

В 1930 г. XVI съезд ВКП(б) ужесточил требования к писателям, после чего члены группы «Памир» активизировалась. Были оповещены все московские сибиряки, и осенью 1930 г. на квартире у Бессонова состоялось первое организационное собрание новой группы, которую решили назвать «Сибирская бригада». На собрании было восемь человек: Бессонов, Анов, Марков, Забелин, Васильев, Феоктистов, М. Скуратов и Л. Черноморцев. Мартынова включили заочно. Главным вопросом политической программы был вопрос о русском крестьянстве после коллективизации.[2]

Дело «Сибирской бригады»

Аресты по делу № 122613 «Сибирской бригады» начались в марте 1932 г.: 4 марта был арестован Васильев, 7 марта — Забелин, 16 марта — Анов, 19 марта — Мартынов, 10 апреля — Марков (арестован во время командировки в Средней Азии), 14 апреля — Черноморцев (освобожден 13 июня).[2]

ОГПУ квалифицировал их как нелегальную контрреволюционную и антисоветскую организацию. В обвинительном заключении сказано: «Группа ставила своей задачей широкую антисоветскую агитацию… через художественные литературные произведения, обработку и антисоветское воспитание молодежи из враждебных соцслоев, расценивавшихся как актив а/с движений». Основу обвинения составили главным образом собственноручные подробные показания.

От расстрела писателей спасла «оттепель» 1932 года: возвращение Горького из Италии, подготовка и проведение всесоюзного съезда советских писателей.

Приговор

Бессонов, Феоктистов, Скуратов к уголовной ответственности не привлекались. Черноморцева освободили первым с подпиской о невыезде из Москвы. Остальных — Анова, Забелина, Маркова, Васильева и Мартынова — привлекли к уголовной ответственности за антисоветскую агитацию по ст. 58-10 УК РСФСР и наказали высылкой в Северный край на три года. 2 июля Васильева освободили условно. Анова, Забелина и Маркова отправили с первым этапом в Архангельск, Мартынов выехал туда же в конце июля.[2]

После ссылки

Васильев и Забелин были арестованы повторно в конце 1937 года: первый был вскоре расстрелян, второй умер в лагере в 1943 г. Все выжившие участники процесса старались не упоминать дело «Сибирской бригады» в дальнейшем. Архивные материалы были впервые опубликованы в 1992 году Станиславом Куняевым. Михаил Скуратов, который не входил в группу «Памир», но поучаствовал в первом собрании «Сибирской бригады», отзывался о группе «Памир» как о «юношеской блажи». Как бы то ни было, по словам С. Куняева, это «было одно из самых крупных писательских дел задолго до 1937 года и потому представляет особый интерес для историков и литературоведов».

Интересные факты

  • В допросах участвовал следователь СПО Николай Христофорович Шиваров, через которого через пару лет пройдут Н. Клюев и О. Мандельштам.

Примечания

  1. Куняев С. Огонь под пеплом. Дело «сибирской бригады» // Наш современник. 1992 (7)
  2. 1 2 3 4 5 Поварцов С. Вакансия поэта // Сын Гипербореи. Книга о поэте. Омск, 1997.

Литература

  • Куняев С. Огонь под пеплом. Дело «сибирской бригады» // Наш современник. 1992 (7).
  • Поварцов С. Вакансия поэта // Сын Гипербореи. Книга о поэте. Омск, 1997.
  • Мартынов Л. 9 мая по старому стилю // Знамя, 2005 (5) или см. Мартынов Л. Потерянная рукопись // Дар будущему. М., Вече, 2008.

Памир (литературная группа).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24