Захваченный поляками красноармейский «Остин-Путиловец» «Стенька Разин» | |
«Остин-Путиловец» | |
---|---|
Классификация | Пулемётный бронеавтомобиль |
Боевая масса, т | 5,2 |
Экипаж, чел. | 4 |
История | |
Годы производства | 1917—1920 |
Годы эксплуатации | 1917—1933 |
Количество выпущенных, шт. | 33 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 4900 |
Ширина корпуса, мм | 2000 |
Высота, мм | 2580 |
База, мм | 3500 |
Колея, мм | 1500 |
Клиренс, мм | 250 |
Бронирование | |
Тип брони | Стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 7,5 |
Борт корпуса, мм/град. | 7,5 |
Корма корпуса, мм/град. | 7,5 |
Днище, мм | 4 |
Крыша корпуса, мм | 4 |
Лоб башни, мм/град. | 7,5 |
Борт башни, мм/град. | 7,5 |
Корма башни, мм/град. | 7,5 |
Крыша башни, мм | 4 |
Вооружение | |
Пулемёты | 2 × 7,62-мм «Максим», 6000 патронов |
Подвижность | |
Тип двигателя | «Остин», бензиновый, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 50 |
Скорость по шоссе, км/ч | 55 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 25-30 |
Запас хода по шоссе, км | 200 |
Удельная мощность, л. с./т | 9,6 |
Колёсная формула | 4×2 |
Тип подвески | зависимая, на листовых рессорах |
Преодолеваемый ров, м | 1,3 |
Преодолеваемый брод, м | 0,6 |
Изображения на ВикискладеОстин-Путиловец |
«Остин-Путиловец» (также «„Остин“ Путиловского завода» и «Русский „Остин“») — бронеавтомобили Российской империи на базе заднеприводных грузовых шасси британской фирмы «Austin». Название отображает отличие данных броневиков от бронеавтомобилей «Остин», строившихся в Великобритании для Русской армии в 1914-1917 годах и использовавшихся ею в ходе Первой мировой войны.
«Остин-Путиловец» спроектирован на Путиловском заводе в конце 1916 года, однако производство началось только после Октябрьской революции, когда Российская империя уже перестала существовать. Всего в 1918-1920 годах построено 33 бронеавтомобиля этого типа, использовавшихся РККА в Гражданской войне и войне с Польшей. Также некоторое их количество (трофейные бронеавтомобили) использовались Белыми Армиями и Польской армией, уже против Красной Армии.
Производство этого бронеавтомобиля было поручено Путиловскому заводу в 1916 году. Проект бронировки разрабатывался на Путиловском заводе, основное внешнее отличие от британских «Остинов» заключалось в диагональном расположении пулемётных башен. Такое расположение позволило вести как фронтальный, так и боковой огонь из обоих пулеметов (в отличие от британских моделей, у которых на каждый борт огонь мог вести только один пулемет).
Планировалось выпустить первые бронеавтомобили к июлю 1917 года, однако из-за Февральской революции и связанных с ней событий производство было приостановлено. Первые БА были выпущены только в марте 1918 года. Позже производство было переведено на Ижорский завод. Всего в 1918—1920 годах было произведено 33 таких бронеавтомобиля.
Также было собрано 12 бронеавтомобилей на полугусеничных шасси с подвеской Кегресса (так называемйые «Остин-Кегресс» или, реже, «Остин-Путиловец-Кегресс»).
В 1920 году производство было прекращено из-за недостатка материалов и комплектующих. В составе РККА бронеавтомобили «Остин-Путиловец» находились на вооружении до 1933 года.
Первые 20 шасси грузовиков «Austin» прибыли только в феврале 1917 года, но Путиловский завод, постоянно терзаемый забастовками и откровенным саботажем, вплоть до августа не смог приступить к установке на них брони и вооружения. Больше того, представитель Запасного бронедивизиона в Архангельске, куда прибывало снаряжение морским путем, выяснил следующую деталь — к январю 1917 года англичане погрузили на корабль всего 5 шасси, а остальные (считавшиеся уже доставленными) до сих пор находятся на заводе Austin. Лишь весной они прибыли в Россию, но Февральская революция развал Российской империи привели к практически полной остановке работ над ними.
Вспомнили о «русских Остинах» только в декабре 1917 года. Советской власти пришлось вновь вернуться к формированию воинских частей по царскому образцу с «привлечением» в них офицеров бывшей российской армии. Немалая роль при этом уделялась бронесилам, тем более что основная масса бронемашин осталась в руках большевиков. Имевшиеся машины предстояло где-то ремонтировать, да и пополнить поредевший состав бронедивизионов можно было опираясь только на собственные силы. Тут-то и выяснилось, что Путиловский завод не в состоянии справиться даже в мизерным заказом на изготовление бронеавтомобилей, так как на нем нет необходимого числа оборудования и квалифицированных рабочих. К марту 1918 года путиловцы смогли закончить лишь две машины и ещё три находилось в почти готовом состоянии. Эту работу поручили тогда Ижорскому заводу, где с лета 1918 по весну 1920 гг. провели установку бронекорпусов на несколько десятков шасси как Austin, так и других фирм — всего было построено 33 машины. Название «Остин-Путиловец» (или «Путиловский Остин» — встречаются различные вариации одинаковые по значению) закрепилось за этими машинами уже в современной литературе, а в то время по документам они проходили как «русский Остин».
По сравнению с прежним «Остином», броня «Остин-Путиловца» была намного улучшена. Лобовая броня корпуса была доведена до 7,5 мм, бортовая броня корпуса — 7,5 мм, корма корпуса — 7,5 мм. Броня днища стала 4 мм, крыша — 4 мм. Лоб, борта и корма башни имели бронирование толщиной 7,5 мм, крыша башни — 4 мм. По сравнению с прежним «Остином» (его бронирование в корпусе, днище и башне колебалось от 3,5 до 4 мм). Улучшенная броня смогла обеспечить бронеавтомобилю относительную защищенность.
Вооружение «Остин-Путиловца» составляли два пулемёта «Максим», располагавшиеся в пулемётных башнях бронеавтомобиля. Следовательно, «Остин-Путиловец» также принадлежал к классу лёгких пулемётных бронеавтомобилей.
На «Остин-Путиловцах» оставался двигатель «Austin» (карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения). Оставалась неизменной и трансмиссия: механическя с 5-скоростной КПП (4 передачи вперед и 1 назад). Следовательно, «Остин-Путиловец» не потерял своей хорошей скорости и манёвренности.
Ходовая часть «Остин-Путиловца» мало изменилась по сравнению с «Остином». Колёсная формула осталась прежней (4×2), скорость по шоссе и пересечённой местности почти не изменились (55-60 и 25-30 км/ч). Наибольшая ширина преодолеваемого им рва осталась прежней (1,3 м). Не изменилась и глубина преодолеваемого им брода (0,6 м). Тип подвески тоже остался прежним. В общем, в ходовой части «Остин-Путиловца» было мало различий с «Остином».
Вопреки распространённому мнению, "Остин-Путиловцы" не принимали участие в Первой мировой войне, так как ни одна машина просто не была готова.
С весны 1918 года эти бронемашины привлекались для борьбы с контрреволюцией на территории контролируемой большевиками (центральная часть России), а по мере комплектования новой автобронеотрядов они начали "расползаться" по всей стране. Наиболее массово их применяли на юге, под Петроградом и во время советско-польской войны 1919-1920 гг. На вооружении РККА бронемашины "остин" оставались до 1931 года. По состоянию на 1 марта общее количество машин данного типа оценивалось в 73 единицы, из которых по меньшей мере 40 были "остинами" британской постройки. В частности, 12 машинами располагал 1-й автобронедивизион Кавказской Краснознаменной армии, по 3 машины числилось за мотоотрядами 11-й и 45-й стрелковых дивизий Ленинградского ВО и Военно-Технической Академии, по одному "остину" находилось в Орловской танковой школе и Броневом эскадроне СКВО, 4 – в составе Бронекомандных курсов ЛВО и 49 – на складе №37. Начиная с 1929 года устаревшие "остины" стали заменять на БА-27 и к 1933 году практически все машины были разбронированы либо утилизированы.
На юге и под Петроградом, белые армии могли захватить два или три "Остин-Путиловца". Сведений о наличии большего количества бронемашин данного класса отсутствуют. Все эти машины были трофейными, а значит не составляли серьёзную угрозу РККА.
Они применялись во время советско-польской войны 1919-1920 гг. Именно здесь полякам удалось захватить около десятка "остинов" всех типов, в числе которых был по меньшей мере один Путиловский бронеавтомобиль носивший название "Стенька Разин" и принадлежавший 1-му АБО 55-го пехотного полка. Его в практически целом состоянии захватили солдаты 14-й Великопольской пехотной дивизии, отбив "остин" в бою под Бобруйском, происшедшем 22 мая 1920 год. Машина была сразу переименована в "Poznanczyk" и включена в состав недавно созданного Великопольского Бронеавтомобильного Взвода под командование лейтенанта Феликса Пето. В июле бронеавтомобиль воевал против РККА, после чего "остин" отправили под Варшаву, а в августе его включили в состав 2-го бронеавтомобильного взвода. В 1929 году, одновременно с РККА прекращается боевое применение "Остинов" всех модификаций и начинается их утилизация.
Состояли "Остин-Путиловцы" и на вооружении армии Эстонии. Во время Гражданской войны четыре "остина" всех типов было захвачено эстонцами, которые затем активно использовали их в войне за независимость. Эти бронеавтомобили прожили дольше всех - лишь в июне 1940 года их реквизировала РККА, но поскольку техническое состояние данных машин оставляло желать много лучшего было принято решение об утилизации.
Сохранившийся бронеавтомобиль «Остин-Путиловец», с именем собственным «Враг капитала», часто ошибочно упоминаемый как «тот самый ленинский броневик»[1], — это оригинальный бронеавтомобиль, собранный в августе 1919 года.[2] В 1950-х годах он был установлен на постаменте перед Мраморным дворцом, в котором в то время размещался Центральный музей В. И. Ленина. В 1992 году Мраморный дворец стал филиалом Русского музея, и броневик был перемещён в Артиллерийский музей.[3]
Броневик «Остин-Путиловец» также имеется в экспозиции музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, однако это не оригинальная машина, а всего лишь полноразмерный макет-копия, выполненный специалистами музея.[4]
«Остин» представлен в компьютерных играх «Первая Мировая» и «Агрессия».
Броневик остин-путиловец, бронеавтомобиль остин-путиловец чертеж, модель броневик остин-путиловец.
МУК «Центр культуры и общественных мероприятий» Северодвинска, Освещение, Территориальная прелатура Деан Фунес, Гидроксид-анион, Эдвард Тафти.