Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины | |
укр. Про забезпечення прав і свобод громадян та правовий режим на тимчасово окупованій території України | |
Вид: | |
---|---|
Номер: |
1207-VII |
Принятие: | |
Подписание: |
и.о. президента Украины |
Вступление в силу: |
27 апреля 2014 года |
Первая публикация: |
26 апреля 2014 года |
Закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины»[1] (укр. Про забезпечення прав і свобод громадян та правовий режим на тимчасово окупованій території України; номер — № 1207-VII) — закон, принятый Верховной радой Украины 15 апреля 2014 года в ответ на присоединение Крымского полуострова к России.
Закон определяет статус «временно оккупированной территории Украины» как «неотъемлемой части территории Украины, на которую распространяется действие Конституции и законов Украины»[2], объявляет сухопутную территорию Автономной Республики Крым и города Севастополя, а также воздушное пространство над ними, внутренние и территориальные воды вокруг Крымского полуострова, включая подводное пространство,[3] территорией, «временно оккупированной в результате вооруженной агрессии Российской Федерации»[4], устанавливает особый правовой режим на этой территории, определяет особенности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина и юридических лиц[5].
Законопроект № 4473-1 «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины» был внесён в Верховную раду Украины народным депутатом Сергеем Соболевым 18 марта 2014 года. В то же время в Раду были внесены и другие законопроекты по Крыму — № 4473 авторства Юрия Деревянко и № 4497 авторства Олега Ляшко[6].
Первое чтение законопроекта № 4473-1 состоялось 20 марта 2014 года. За законопроект в первом чтении проголосовали 276 из 308 присутствовавших на заседании депутатов[7][8][9][10]. После рассмотрения в первом чтении законопроект № 4473-1 принят за основу с новым названием[11]. В первом чтении законопроекта любая коллаборационистская деятельность, заключающаяся в «умышленном, добровольном сотрудничестве в любой форме с оккупационным государством или его представителями в ущерб государственным интересам Украины», считалась государственной изменой[9] и могла караться заключением на срок до 15 лет. Также законопроект предусматривал въезд и выезд из Крыма исключительно при наличии специального разрешения, нарушение предлагалось карать тюремным заключением на срок от 3 до 9 лет.
Фракция | За | Против | Воздержались | Не голосовали | Отсутствовали | |
---|---|---|---|---|---|---|
Партия регионов | 31 | 0 | 0 | 5 | 84 | |
ВО «Батькивщина» | 76 | 0 | 0 | 3 | 3 | |
УДАР | 34 | 0 | 0 | 1 | 6 | |
Суверенная европейская Украина | 31 | 0 | 0 | 3 | 2 | |
ВО «Свобода» | 32 | 0 | 0 | 0 | 1 | |
Компартия Украины | 0 | 0 | 0 | 15 | 17 | |
«Экономическое развитие» | 32 | 0 | 0 | 3 | 1 | |
Внефракционные | 40 | 0 | 0 | 2 | 17 | |
Всего | 276 | 0 | 0 | 32 | 131 |
24 марта 2014 года состоялось заседание Комитета Верховной рады по правам человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений с участием представителей общественности, органов исполнительной власти, а также крымчан, покинувших республику после присоединения к России. На заседании Комитета было принято решение создать рабочую группу с участием депутатов, общественности и представителей министерства при Комитете, которая должна была заняться подготовкой законопроекта ко второму чтению.
По словам председателя Комитета Валерия Пацкана, к 24 марта в законопроект было внесено уже более 200 поправок[13]. В частности, доработанная версия законопроекта более не предусматривала уголовной ответственности за коллаборационистскую деятельность, которая присутствовала во время обсуждения законопроекта в первом чтении[14][15].
Второе чтение законопроекта состоялось 15 апреля 2014 года, на котором за принятие закона проголосовали 228 народных депутатов Украины[15][16][14].
Фракция | За | Против | Воздержались | Не голосовали | Отсутствовали | |
---|---|---|---|---|---|---|
Партия регионов | 1 | 0 | 0 | 27 | 77 | |
ВО «Батькивщина» | 75 | 0 | 0 | 5 | 8 | |
УДАР | 33 | 0 | 0 | 1 | 7 | |
Суверенная европейская Украина | 29 | 0 | 0 | 1 | 6 | |
ВО «Свобода» | 33 | 0 | 0 | 1 | 1 | |
Компартия Украины | 0 | 0 | 0 | 0 | 33 | |
«Экономическое развитие» | 27 | 0 | 0 | 1 | 8 | |
Внефракционные | 30 | 0 | 1 | 8 | 33 | |
Всего | 228 | 0 | 1 | 44 | 173 |
Народными депутатами было принято решение поручить соответствующим службам технико-юридическую доработку закона при подготовке его к подписанию Председателем Верховной рады Украины[5].
Согласно закону, Крымский полуостров объявляется неотъемлемой частью территории Украины, на которую распространяется украинское законодательство[15][16][14]. Также на этой территории запрещается деятельность органов или должностных лиц, созданных (назначенных или избранных) в порядке, противоречащем Конституции и законам Украины. Все решения и акты таких органов и должностных лиц признаются незаконными и не имеющими силы.
Закон возлагает всю ответственность за нарушение прав человека в Крыму возмещение всевозможного материального и морального вреда, причинённого юридическим и физическим лицам, общественным объединениям, гражданам Украины, иностранцам в связи с оккупацией Крыма, на Российскую Федерацию[15][14]. Кроме того, закон гарантирует физическим и юридическим лицам сохранение за ними права собственности на имущество, если оно приобретено в соответствии с украинским законодательством[15].
Закон не признаёт всеобщего автоматического приобретения российского гражданства жителями Крыма[5][16]. Таким образом, крымчане, получившие российский паспорт, сохраняют за собой гражданство Украины при наличии у них украинского паспорта[16]. Кроме того, закон гарантирует всем крымчанам право свободного передвижения по территории Украины как её гражданам, равно как и право гражданам Украины свободно пересекать границу с Крымом при условии предъявления документа, подтверждающего гражданство Украины[5][16][18]. В то же время для иностранцев и лиц без гражданства вводится особый порядок въезда на территорию Крыма и выезда с неё, который предусматривает получение специального разрешения и создание особых пунктов въезда-выезда. Порядок въезда и выезда иностранцев и лиц без гражданства устанавливается Кабинетом Министров Украины[5][16]. За нарушение этого порядка вводится уголовная ответственность.
Также закон определяет, что на территории Крымского полуострова не проводятся голосования граждан во время проведения выборов президента Украины, народных депутатов Украины и всеукраинских референдумов[14][15].
Законом также регулируется выплата пенсий и пособий по безработице гражданам Украины, проживающим в Крыму, при условии, если они отказались от такой помощи России[16]. Крымские судьи имеют право на перевод в другие суды на материковой части Украины[16].
Окончательная версия закона более не содержит статьи об осуществлении экономической деятельности на территории Крымского полуострова. Министерству экономики Украины поручена подготовка отдельного законопроекта, который будет регулировать вопросы экономической деятельности в Крыму[16]. Изначальная же версия законопроекта, принятая в первом чтении, предусматривала введение особого порядка осуществления экономической деятельности на территории Крымского полуострова.
В то же время на территории полуострова запрещается ряд видов хозяйственной деятельности:
Нарушение этих запретов предусматривает уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок от трёх до шести лет с конфискацией имущества. Однако подлежащая государственному регулированию хозяйственная деятельность допускается в случаях, если она отвечает государственным интересам Украины, мирному урегулированию конфликта, деоккупации или гуманитарным целям[14].
Законопроект стал одной из основных тем обсуждения на прошедшем 26 марта 2014 года заседании рабочей группы при спикере Государственной думы РФ Сергее Нарышкине по анализу принимаемых на Украине правовых актов. По словам заместителя руководителя аппарата Госдумы Юрия Шувалова, этот законопроект противоречит правам граждан России, поэтому Госдума будет использовать все возможные инструменты, чтобы обратить на это внимание международных правовых организаций. Членами рабочей группы было принято решение направить жалобы в Европейский суд по правам человека по факту нарушений прав человека на Украине[19].
Заместитель председателя комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Государственной думы Виктор Звагельский считает, что данный законопроект продиктован политическими, а не экономическими соображениями и не соответствует нормам международного права, поскольку Россия и Украина не разрывали дипломатических отношений[20].
По словам эксперта по международному праву, профессора Лондонской школы экономики Стивена Хэмфриса, украинский «закон об оккупации» не будет иметь никакого статуса в международном праве кроме засвидетельствования особого мнения Украины. Этот закон может лишь привлечь международное внимание к точке зрения Украины на происходящее в Крыму, поскольку оккупация — это фактическое состояние, а не юридическая норма. Поэтому ни ООН, ни парламент какой-либо страны не могут объявить территорию оккупированной, если на ней не находится враждебная армия или если эта армия не контролирует ситуацию. С другой стороны, оккупация может иметь место, даже если никто её не признает[21].
В ходе обсуждения законопроекта Агентство ООН по делам беженцев на Украине выражало озабоченность в связи с тем, что его принятие может осложнить или сделать практически невозможным для определённых лиц посещение членов семьи, получение медицинской помощи или распоряжение своей собственностью в Крыму[22].
Федерация работодателей Украины (ФРУ) просила и. о. президента Украины Александра Турчинова не допустить принятия данного законопроекта без проведения консультаций, так как, по мнению ФРУ, текст документа содержит много рисков для украинского бизнеса[23]. Торговая палата США также выражала опасение в связи с тем, что принятие законопроекта в редакции, предусматривавшей общий запрет хозяйственной деятельности в Крыму, могло привести к большим потерям для украинских компаний, потере тысяч рабочих мест и росту социальной напряжённости в регионе[24].
Иностранцы и лица без гражданства должны въезжать на территорию Крыма по украинским визам и соблюдать на полуострове украинское законодательство. Такое заявление было сделано МИДом Украины. В противном случае нарушения могут повлечь за собой ответственность в соответствии с законодательством Украины, а также привести к наложению санкций. В то же время МИД России заявил о том, что для въезда иностранцев и лиц без гражданства на территорию Крыма необходимо получение российской визы[25].
В августе 2014 года Верховной радой Украины был принят «Закон о создании свободной экономической зоны Крыма», который, фактически, ставит под сомнение закон об оккупированных территориях, так как данный закон, фактически, признаёт, что Крым не является территорией Украины. В частности, на это указывает тот факт, что в этом законе закреплено признание пересечения границы Крыма и Украины по правилам пересечения государственных границ Украины, а именно:
Физические лица, которые пересекают административную границу СЭЗ Крыма, подпадают под нормы раздела XII “Особенности пропуска и налогообложения товаров, которые перемещаются (пересылаются) через таможенную границу Украины гражданами” Таможенного кодекса Украины с учетом положений статьи 9 данного закона относительно перемещения валютных ценностей.
Граждане Украины при пересечении административной границы СЭЗ Крыма, руководствуясь нормами Закона „О свободе перемещения и свободном выборе местожительства в Украине“, имеют право: |