Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины

Перейти к: навигация, поиск
Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины
укр. Про забезпечення прав і свобод громадян та правовий режим на тимчасово окупованій території України
Вид:

закон Украины

Номер:

1207-VII

Принятие:

Верховной радой Украины 15 апреля 2014 года

Подписание:

и.о. президента Украины
А. В. Турчиновым
26 апреля 2014 года

Вступление в силу:

27 апреля 2014 года

Первая публикация:

26 апреля 2014 года
в газете «специальный выпуск, № 83

Закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины»[1] (укр. Про забезпечення прав і свобод громадян та правовий режим на тимчасово окупованій території України; номер — № 1207-VII) — закон, принятый Верховной радой Украины 15 апреля 2014 года в ответ на присоединение Крымского полуострова к России.

Закон определяет статус «временно оккупированной территории Украины» как «неотъемлемой части территории Украины, на которую распространяется действие Конституции и законов Украины»[2], объявляет сухопутную территорию Автономной Республики Крым и города Севастополя, а также воздушное пространство над ними, внутренние и территориальные воды вокруг Крымского полуострова, включая подводное пространство,[3] территорией, «временно оккупированной в результате вооруженной агрессии Российской Федерации»[4], устанавливает особый правовой режим на этой территории, определяет особенности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина и юридических лиц[5].

История принятия законопроекта

Законопроект № 4473-1 «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины» был внесён в Верховную раду Украины народным депутатом Сергеем Соболевым 18 марта 2014 года. В то же время в Раду были внесены и другие законопроекты по Крыму — № 4473 авторства Юрия Деревянко и № 4497 авторства Олега Ляшко[6].

Первое чтение законопроекта

Первое чтение законопроекта № 4473-1 состоялось 20 марта 2014 года. За законопроект в первом чтении проголосовали 276 из 308 присутствовавших на заседании депутатов[7][8][9][10]. После рассмотрения в первом чтении законопроект № 4473-1 принят за основу с новым названием[11]. В первом чтении законопроекта любая коллаборационистская деятельность, заключающаяся в «умышленном, добровольном сотрудничестве в любой форме с оккупационным государством или его представителями в ущерб государственным интересам Украины», считалась государственной изменой[9] и могла караться заключением на срок до 15 лет. Также законопроект предусматривал въезд и выезд из Крыма исключительно при наличии специального разрешения, нарушение предлагалось карать тюремным заключением на срок от 3 до 9 лет.

Результаты голосования по фракциям[12]
Фракция За Против Воздержались Не голосовали Отсутствовали
Партия регионов 31 0 0 5 84
ВО «Батькивщина» 76 0 0 3 3
УДАР 34 0 0 1 6
Суверенная европейская Украина 31 0 0 3 2
ВО «Свобода» 32 0 0 0 1
Компартия Украины 0 0 0 15 17
«Экономическое развитие» 32 0 0 3 1
Внефракционные 40 0 0 2 17
Всего 276 0 0 32 131

Последующая доработка и второе чтение

24 марта 2014 года состоялось заседание Комитета Верховной рады по правам человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений с участием представителей общественности, органов исполнительной власти, а также крымчан, покинувших республику после присоединения к России. На заседании Комитета было принято решение создать рабочую группу с участием депутатов, общественности и представителей министерства при Комитете, которая должна была заняться подготовкой законопроекта ко второму чтению.

По словам председателя Комитета Валерия Пацкана, к 24 марта в законопроект было внесено уже более 200 поправок[13]. В частности, доработанная версия законопроекта более не предусматривала уголовной ответственности за коллаборационистскую деятельность, которая присутствовала во время обсуждения законопроекта в первом чтении[14][15].

Второе чтение законопроекта состоялось 15 апреля 2014 года, на котором за принятие закона проголосовали 228 народных депутатов Украины[15][16][14].

Результаты голосования по фракциям[17]
Фракция За Против Воздержались Не голосовали Отсутствовали
Партия регионов 1 0 0 27 77
ВО «Батькивщина» 75 0 0 5 8
УДАР 33 0 0 1 7
Суверенная европейская Украина 29 0 0 1 6
ВО «Свобода» 33 0 0 1 1
Компартия Украины 0 0 0 0 33
«Экономическое развитие» 27 0 0 1 8
Внефракционные 30 0 1 8 33
Всего 228 0 1 44 173

Народными депутатами было принято решение поручить соответствующим службам технико-юридическую доработку закона при подготовке его к подписанию Председателем Верховной рады Украины[5].

Содержание закона

     Крымский полуостров      Континентальная часть Украины      Российская Федерация

Основные положения закона

Согласно закону, Крымский полуостров объявляется неотъемлемой частью территории Украины, на которую распространяется украинское законодательство[15][16][14]. Также на этой территории запрещается деятельность органов или должностных лиц, созданных (назначенных или избранных) в порядке, противоречащем Конституции и законам Украины. Все решения и акты таких органов и должностных лиц признаются незаконными и не имеющими силы.

Закон возлагает всю ответственность за нарушение прав человека в Крыму возмещение всевозможного материального и морального вреда, причинённого юридическим и физическим лицам, общественным объединениям, гражданам Украины, иностранцам в связи с оккупацией Крыма, на Российскую Федерацию[15][14]. Кроме того, закон гарантирует физическим и юридическим лицам сохранение за ними права собственности на имущество, если оно приобретено в соответствии с украинским законодательством[15].

Закон не признаёт всеобщего автоматического приобретения российского гражданства жителями Крыма[5][16]. Таким образом, крымчане, получившие российский паспорт, сохраняют за собой гражданство Украины при наличии у них украинского паспорта[16]. Кроме того, закон гарантирует всем крымчанам право свободного передвижения по территории Украины как её гражданам, равно как и право гражданам Украины свободно пересекать границу с Крымом при условии предъявления документа, подтверждающего гражданство Украины[5][16][18]. В то же время для иностранцев и лиц без гражданства вводится особый порядок въезда на территорию Крыма и выезда с неё, который предусматривает получение специального разрешения и создание особых пунктов въезда-выезда. Порядок въезда и выезда иностранцев и лиц без гражданства устанавливается Кабинетом Министров Украины[5][16]. За нарушение этого порядка вводится уголовная ответственность.

Также закон определяет, что на территории Крымского полуострова не проводятся голосования граждан во время проведения выборов президента Украины, народных депутатов Украины и всеукраинских референдумов[14][15].

Законом также регулируется выплата пенсий и пособий по безработице гражданам Украины, проживающим в Крыму, при условии, если они отказались от такой помощи России[16]. Крымские судьи имеют право на перевод в другие суды на материковой части Украины[16].

Регулирование экономической деятельности в Крыму

Окончательная версия закона более не содержит статьи об осуществлении экономической деятельности на территории Крымского полуострова. Министерству экономики Украины поручена подготовка отдельного законопроекта, который будет регулировать вопросы экономической деятельности в Крыму[16]. Изначальная же версия законопроекта, принятая в первом чтении, предусматривала введение особого порядка осуществления экономической деятельности на территории Крымского полуострова.

В то же время на территории полуострова запрещается ряд видов хозяйственной деятельности:

  • любая хозяйственная деятельность (предпринимательская и некоммерческая хозяйственная деятельность), если она подлежит государственному регулированию, в частности лицензированию, получению разрешительных документов, сертификации и т. п.;
  • ввоз и/или вывоз товаров военного назначения;
  • организация железнодорожных, автомобильных, морских, речных, паромных, воздушных сообщений;
  • пользование государственными ресурсами, в том числе природными, финансовыми, кредитными;
  • осуществление денежных переводов;
  • финансирование перечисленной деятельности или содействие ей другими способами.[14]

Нарушение этих запретов предусматривает уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок от трёх до шести лет с конфискацией имущества. Однако подлежащая государственному регулированию хозяйственная деятельность допускается в случаях, если она отвечает государственным интересам Украины, мирному урегулированию конфликта, деоккупации или гуманитарным целям[14].

Критика законопроекта

Реакция России

Законопроект стал одной из основных тем обсуждения на прошедшем 26 марта 2014 года заседании рабочей группы при спикере Государственной думы РФ Сергее Нарышкине по анализу принимаемых на Украине правовых актов. По словам заместителя руководителя аппарата Госдумы Юрия Шувалова, этот законопроект противоречит правам граждан России, поэтому Госдума будет использовать все возможные инструменты, чтобы обратить на это внимание международных правовых организаций. Членами рабочей группы было принято решение направить жалобы в Европейский суд по правам человека по факту нарушений прав человека на Украине[19].

Заместитель председателя комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Государственной думы Виктор Звагельский считает, что данный законопроект продиктован политическими, а не экономическими соображениями и не соответствует нормам международного права, поскольку Россия и Украина не разрывали дипломатических отношений[20].

Мнения экспертов

По словам эксперта по международному праву, профессора Лондонской школы экономики Стивена Хэмфриса, украинский «закон об оккупации» не будет иметь никакого статуса в международном праве кроме засвидетельствования особого мнения Украины. Этот закон может лишь привлечь международное внимание к точке зрения Украины на происходящее в Крыму, поскольку оккупация — это фактическое состояние, а не юридическая норма. Поэтому ни ООН, ни парламент какой-либо страны не могут объявить территорию оккупированной, если на ней не находится враждебная армия или если эта армия не контролирует ситуацию. С другой стороны, оккупация может иметь место, даже если никто её не признает[21].

Мнения организаций

В ходе обсуждения законопроекта Агентство ООН по делам беженцев на Украине выражало озабоченность в связи с тем, что его принятие может осложнить или сделать практически невозможным для определённых лиц посещение членов семьи, получение медицинской помощи или распоряжение своей собственностью в Крыму[22].

Федерация работодателей Украины (ФРУ) просила и. о. президента Украины Александра Турчинова не допустить принятия данного законопроекта без проведения консультаций, так как, по мнению ФРУ, текст документа содержит много рисков для украинского бизнеса[23]. Торговая палата США также выражала опасение в связи с тем, что принятие законопроекта в редакции, предусматривавшей общий запрет хозяйственной деятельности в Крыму, могло привести к большим потерям для украинских компаний, потере тысяч рабочих мест и росту социальной напряжённости в регионе[24].

Последствия

Иностранцы и лица без гражданства должны въезжать на территорию Крыма по украинским визам и соблюдать на полуострове украинское законодательство. Такое заявление было сделано МИДом Украины. В противном случае нарушения могут повлечь за собой ответственность в соответствии с законодательством Украины, а также привести к наложению санкций. В то же время МИД России заявил о том, что для въезда иностранцев и лиц без гражданства на территорию Крыма необходимо получение российской визы[25].

В августе 2014 года Верховной радой Украины был принят «Закон о создании свободной экономической зоны Крыма», который, фактически, ставит под сомнение закон об оккупированных территориях, так как данный закон, фактически, признаёт, что Крым не является территорией Украины. В частности, на это указывает тот факт, что в этом законе закреплено признание пересечения границы Крыма и Украины по правилам пересечения государственных границ Украины, а именно:

Физические лица, которые пересекают административную границу СЭЗ Крыма, подпадают под нормы раздела XII “Особенности пропуска и налогообложения товаров, которые перемещаются (пересылаются) через таможенную границу Украины гражданами” Таможенного кодекса Украины с учетом положений статьи 9 данного закона относительно перемещения валютных ценностей.

Граждане Украины при пересечении административной границы СЭЗ Крыма, руководствуясь нормами Закона „О свободе перемещения и свободном выборе местожительства в Украине“, имеют право:
а) пересечь административную границу при условии предъявления любого документа, определенного в статье 5 Закона „О гражданстве Украины“ или в статье 2 Закона „О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины“;
б) пересечь административную границу из-за пределов (за пределы) государственной границы Украины при условии предъявления любого из документов, определенных в статье 2 Закона „О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины“.

См. также

Примечания

  1. Верховная Рада Украины приняла Закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины»
  2. Статья 1-я Закона.
  3. Статья 3-я Закона.
  4. Статья 2-я Закона.
  5. ↑ Верховна Рада України ухвалила Закон «Про забезпечення прав і свобод громадян та правовий режим на тимчасово окупованій території України» (укр.). Верховна рада України (2014-14-05). Проверено 15 апреля 2014.
  6. В первом чтении принят проект о статусе Крыма как временно оккупированной территории. ЮрЛига (21 марта 2014). Проверено 22 марта 2014.
  7. Въезд и выезд из Крыма без спецразрешения грозит сроком до 5 лет. cit.ua (21 марта 2014). Проверено 22 марта 2014.
  8. Рада признала Крым оккупированной территорией. Vesti.ru (20 марта 2014). Проверено 22 марта 2014.
  9. ↑ Рада начала работу над законом о правах граждан в оккупированном Крыму. Украинская правда (20 марта 2014). Проверено 22 марта 2014.
  10. Осторожно, Крым закрывается. korrespondent.net (21 марта 2014). Проверено 22 марта 2014.
  11. Верховная Рада Украины приняла за основу законопроект об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины. Верховная рада Украины (20 марта 2014). Проверено 22 марта 2014.
  12. Поіменне голосування про проект Закону про забезпечення прав і свобод громадян на тимчасово окупованій території України (№4473-1) (укр.). Верховна рада України (20 марта 2014).
  13. В законопроект об оккупированных территориях внесено уже около 200 поправок. УНИАН (24 марта 2014). Проверено 27 марта 2014.
  14. ↑ Депутаты защитили права украинцев в оккупированном Крыму. Сегодня.UA (15 апреля 2014). Проверено 15 апреля 2014.
  15. ↑ Парламент принял закон об оккупированных территориях. delo.ua (15 апреля 2014). Проверено 15 апреля 2014.
  16. ↑ Рада определила правила жизни на оккупированных территориях. Украинская правда (15 апреля 2014). Проверено 15 апреля 2014.
  17. Поіменне голосування про проект Закону про забезпечення прав і свобод громадян на тимчасово окупованій території України (№4473-1) — у другому читанні та в цілому (укр.). Верховна рада України (15 апреля 2014).
  18. Крымчан с российским паспортом будут пускать в Украину только по разрешению. Новости Крыма (15 апреля 2014). Проверено 15 апреля 2014.
  19. Украинцев предлагают сажать за противозаконное посещение Крыма. РБК daily (27 марта 2014). Проверено 27 марта 2014.
  20. Крым открыт для коллаборационистов: Рада готова объявить Крым временно оккупированной территорией. Gazeta.ru (25 марта 2014). Проверено 27 марта 2014.
  21. «Оккупация» и «демилитаризация» в международном праве. BBC Russian (20 марта 2014). Проверено 29 марта 2014.
  22. Законопроект про окупацію Криму обмежує людей в пересуванні – ООН (укр.). Українська правда (27 марта 2014). Проверено 27 марта 2014.
  23. ФРУ просит Турчинова не останавливать работу предприятий в оккупированном Крыму. delo.ua (25 марта 2014). Проверено 27 марта 2014.
  24. Загальна заборона госпдіяльності в Криму призведе до великих збитків для українських компаній — АТП (укр.). Интерфакс-Украина (25 марта 2014). Проверено 27 марта 2014.
  25. Иностранцам в Крыму придется соблюдать украинские и российские законы одновременно. delo.ua (1 апреля 2014). Проверено 15 апреля 2014.

Ссылки

  • Официальная страница законопроекта на сайте Верховной рады Украины  (укр.)
  • Закон України від 15.04.2014 № 1207-VII «Про забезпечення прав і свобод громадян та правовий режим на тимчасово окупованій території України»  (укр.)


Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24