Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Нуристанцы фото, нуристанцы это, нуристанцы история, нуристанцы греки

Нуристанцы

Распространение нуристанских языков
Современный ареал расселения и численность

Всего: ок. 150 - 300 тыс.
Долины Гиндукуша (Афганистан: Нуристан, Кунар; Пакистан: Читрал)

Язык

Нуристанские языки, Пашто, Дари

Религия

суннитский ислам, до конца XIX века гиндукушская религия.

Родственные народы

Дарды, Индоарийцы, Иранцы, Индоевропейцы

Нуриста́нцы (перс. ‎, пушту نورستانی «житель Страны Света»), бывш. кафи́ры (перс. ‎, пушту کافر «неверный») — группа родственных племён, населяющих прежде всего провинцию Нуристан на северо-востоке Афганистана, часть живёт также в провинции Кунар и в о́круге Читрал в Пакистане. Область расселения представляет собой труднодоступные долины южного склона Гиндукуша в верховьях рек Алинагар, Печ и др. Численность нуристанских племён составляет около 120 тыс. чел. Говорят на нуристанских языках, которые согласно последним исследованиям[1], не входят в индоиранские языки, а образуют вместе с ними арийскую ветвь.

Нуристанцы известны прежде всего тем, что до конца XIX в. не подчинялись равнинным мусульманам и сохраняли традиционную политеистическую религию (см. Гиндукушская религия).

Содержание

История

Нуристан на карте Афганистана
Нуристанская девушка

Арии

Арийские языки
Нуристанские

Индоиранские:
Индоарийские · Дардские · Иранские

Древние:
Митаннийско-арийский Древнеиндийский
(Ведийский · Санскрит)
Древнеиранский
(Авестийский · Древнеперсидский)

Этнические группы
Индоарийцы · Иранцы · Дарды · Нуристанцы
Религии
Праиндоиранская религия · Ведическая религия · Гиндукушская религия · Индуизм · Буддизм · Зороастризм
Древняя литература
Веды  · Авеста
п·о·р

Особое положение нуристанских языков в арийской ветви индоевропейской семьи языков предполагает раннюю изоляцию языковых предков нуристанцев от остальных индоиранцев. Предполагается, что предки нуристанцев были первыми индоевропейцами, населившими регион к югу от Гиндукуша и в дальнейшем они всё дальше оттеснялись в горы носителями индоиранских языков, где на их этногенез большое субстатное влияние оказало местное неиндоевропейское население.

Некоторые исследователи связывают предков кафиров-нуристанцев с древними камбоджами (санскр. kamboja-)[2][3] — народом в горах Гиндукуша, ориентируясь на нуристанские топонимы k’om/kāmozi. Предполагается также, что название «кафиры» связано с исторической областью Капиша (санскр. Kapiśa-, др.кит. Ki-pin, др.греч. Kapisenē), название которой отражено в имени современной афганской провинции Каписа[4]. Преобразованный в *Kapir, этот этнотопоним был в дальнейшем переосмыслен мусульманами как кафир, что только подкреплялось неприятием горцами ислама.

Давление на горцев-язычников с распространением в долине притоков Инда ислама, особенно после образования империи Махмуда Газневи, только возросло. В результате подобного вытеснения кафиров в XV в. часть народа калаша продвинулась в Читрал, где положила начало калашской народности, ассимилированной в языковом плане дардоязычными аборигенами[5].

Из-за традиционных чёрных одежд кафиров Гиндукуша мусульмане называли «сияпушами» (перс. سیاپوش‎ «покрытый чёрным»), легенды о которых до сих пор бытуют в Памиро-Гиндукушском регионе. Впервые сияпуши упоминаются в биографиях Тимура (кон. XIV в.)[6]. Кафиры отвечали на давление и попытки насильственного обращения в ислам грабительскими набегами в нижележащие земли, и к их святыням мусульманам не было доступа.

В конце XIX в. после проведения линии Дюрана Кафиристан оказался в афганской сфере влияния, и афганский эмир Абдур-Рахман решил окончательно покорить языческих горцев. В 1896 году он предпринял смелый зимний поход на Кафристан, до этого считавшиеся недоступными зимой вследствие глубокого снежного покрова во входах в долины. С этого события начинается исламизация Кафристана, переименованного в честь успешного завоевания мусульманами в «Нуристан» (перс. نورستان‎ «страна света»). Небольшая группа кафиров-кати, бежавшая от исламизации в британский Читрал, недолго сохраняла веру и тоже была постепенно обращена в ислам. В Новое Время в Афганистане нуристанцы оказались включены в межплеменную борьбу за власть и гражданские войны, и стали довольно ревностными последователями суннитского ислама.

В 2001 году афганским правительством была выделена особая провинция Нуристан, территория которой раньше была поделена между провинциями Лагман и Кунар. Нуристанцы избавились от засилия пуштунской бюрократии, пренебрежительно относившейся к новообращённым мусульманам, и получили значительное влияние на своей земле.

Племена

У нуристанцев традиционно существуют группы селений, называемые в литературе «племенами». Однако в отличие от пуштунских племён эти группировки не отличаются чётким самосознанием и представляют собой географические объединения разных патрилинейных кланов (родов). Эти объединения охватывают речную долину или её часть. Большинство из нуристанских языков охватывает несколько таких микрорегионов, разделяясь на соответствующие диалекты:

Язык прасун (васи-вари)

  • Васи (vās’i) — 6 селений в долине реки Васи-гул (пушту prāsun, перс. pārun‎, от имени главного селения Пронс/Парун). Язык отличается большей архаичностью и противостоит всем остальным нуристанским языкам. В языческие времена парунцы-васи считались другими нуристанцами с одной стороны «непрестижным народом» вследствие невоинственности и миролюбия, с другой — почитались хранителями общенуристанских святынь и религиозными лидерами. С водворением ислама народ васи прекрасно справляются и с ролью исламского религиозного лидера региона.

Язык кати (камката-вири)

  • Ката (kāt’a, также kāntozi, kātir) — наиболее широко распространённая группировка нуристанцев, распространившаяся в результате миграций в историческое время на несколько долин. Западная и восточная область расселения ката разделены ареалом васи.
    • Западные ката
      • Долина Ктиви (Кантиви) — 3 селения
      • Долина Рамгал — 21 селение
      • Долина Кулем — 3 селения
    • Восточные ката
      • Верхняя часть долины Ландаи (Башгал) — 13 селений
      • Читрал — 3 селения
  • Ком (k’om, также kāmozi)
    • Нижняя часть долины Ландаи — 10 селений
    • В долине Кунара — 8 селений
  • Мумо (mumo) — 3 селения в средней части долины Ландаи
  • Дунгул/Кшто (duŋul/kṣt’o) — 3 селения в долине Дунгул.
  • Джаши (jāš'i) — 3 селения в южном Читрале

Язык ашкун

  • Собственно Ашкун (āṣku˜)
    • Базаи-гал — 3 селения
    • Масе-гал — 10 селений
    • Титин — 6 селений
  • Сану (sāma, пушту wāmā, в долине р. Печ) — 6 селений
  • Грамсана (grāmsaṇā, пушту ačanu, в долине р. Печ) — 2 селения

Язык вайгали (калаша-ала)

Самоназвание — kalaṣa

  • Ваи (väi)
    • Долина Вайгал — 4 селения
    • Верхний Кунар — 3 селения
    • Нижний Парун — 1 селения
    • Верхний Печ — 2 селения
  • Цима-нишеи (cima-nišei) — 6 селений
  • Ва(н)та (vā˜t) — 1 селения
  • Замиа (zamiā) — 1 селение (диалект земиаки)

Язык трегами

Долина Трегами (tregāmi) — 3 селения

Традиционная культура

Политеистическая религия и традиции нуристанцев уходят корнями в культуру древних ариев, трансформированную под влиянием местного субстрата.

Традиционное хозяйство нуристанцев основывается на строгом разделении труда: разведением скота (коровы, козы) занимаются мужчины, земледелием (пшеница, ячмень, а с Нового Времени кукуруза) — женщины. Важную роль также играли такие мужские занятия как охота, виноградарство и изготовление вина. В языческие времена Кафиристан славился ремесленной продукцией, распространявшейся по Гиндукушу и Памиру, при этом ремесленники составляли особое, полурабское сословие, лишённое большинства ритуальных и социальных прав.

Важную роль у всех кафиров (кроме прасунцев) играла война: грабительские набеги небольшими группами прежде всего на нижележащие селения мусульман. (Напротив, отношения с исмаилитами за основным хребтом Гиндукуша носили в основном мирный характер). Военные подвиги (количество награбленного и число убитых врагов) повышали «ранг» совершившего и давали ему дополнительные права в общине и в совершении ритуалов. Другим путём увеличения общественного почёта было устройство «праздника заслуг» — ритуальных пиршеств для всей общины.

Агнатические группы объединялись в селения (grom, ср. ведич. grāma-), в свою очередь составлявшие гуры (gur, ср. ведич. gotra-), возглавлявшиеся советом (ure) влиятельных представителей родов (имелись титулы джаста и мир). Все кафирские племена, несмотря на периоды взаимной вражды, объединялись в религиозный союз почитателей бога Имры/Мары (кати Imrā, прасун Mārā < арийск. *Yama rājan- «Яма царь»), главное святилище которого располагалось в долине Прасун/Парун. Имелись также официальные жрецы uta/urta.

Если ещё в начале XX в. европейские этнографы собирали мифы и сказания о кафирских богах, то с уходом поколений, помнивших языческие времена, ислам прочно вошёл в жизнь нуристанцев, и элементы гиндукушской религии остаются только в виде отдельных пережитков.

Известные нуристанцы

Примечания

  1. [Коган 2005]
  2. Afghanistan: A Study of Political Developments in Central and Southern Asia‎, 1967, p 58, William Kerr Fraser-Tytler, Michael Cavenagh Gillett — Afghanistan.
  3. [1].
  4. S. Levi states that Chinese Kipin is a rendering of an Indian word Kapir (See quote in: Geographical and Economic Studies in the Mahābhārata: Upāyana Parva, 1945, p 44, Moti Chandra — India; See also: Bhārata-kaumudī; Studies in Indology in Honour of Dr. Radha Kumud Mookerji, 1945, p 916, Radhakumud Mookerji — India).
  5. Peoples and Languages of Nuristân
  6. Tuzak-i-Timuri, III, pp 400.
  7. ШУРМАЧ Мохаммад Акбар  (рус.), База персоналий "Кто есть кто в Центральной Азии".

Литература

  • Коган А. И. Дардские языки: Генетическая характеристика. М.: Восточная литература РАН, 2005. ISBN 5-02-018460-8
  • Кочнев В. И. Нуристанцы // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. С. 390.
  • Карл Йеттмар. Религии Гиндукуша. Пер. с нем. 524 с., М., Наука, 1986 г. (5,64 Мб, djvu)

Нуристанцы фото, нуристанцы это, нуристанцы история, нуристанцы греки.

Временное правительство Сирии, Категория:Дизайнеры Швейцарии, Категория:Ракетно-ядерное оружие Израиля.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24