«Ночны́е охо́тницы» (24 октября 1986), «Белый танец» (19 ноября и продолжение 21 ноября 1986) — серия статей в газете Московский комсомолец, в которых впервые в СССР публично обсуждалась проблема проституции[1]. «Никто прежде в советской стране не писал о проститутках как о явлении социалистической жизни» — отмечалось спустя четверть века[2].
Содержание |
Автор статей — известный в эпоху перестройки репортёр Евгений Додолев (получивший в результате от Союза журналистов СССР звание «Лучшего журналиста года-1986») напечатал очерк «Ночные охотницы» под псевдонимом «Ю. Черкесов».
Публикация имела широкий резонанс[3] и главный редактор Павел Гусев принял решение о форсаже тематики и ряде кардинальных изменений в редакционной политике: была придумана рубрика «Срочно в номер!» и в газете на регулярной основе стала публиковаться криминальная хроника.
Член редколлегии Евгений Додолев был освобождён на три недели от рутинных обязанностей (ведение номеров, работа «свежей головой» и т. п.) и занимался литерной тематикой. И вскоре был опубликован второй очерк.
В публикациях, посвящённых «прорыву гласности» отмечалось[4]:
Тогдашняя советская пресса, делавшая первые шаги на ниве гласности, зарабатывала себе авторитет на разоблачении «ночных бабочек-путан», наркоманов и «люберов». Одной из самых громких стала статья в «Московском комсомольце» Евгения Додолева под названием «Белый танец» — о валютных проститутках, промышлявших на «уголке» (угол гостиницы «Националь») и в «Контике» (гостиница «Международная» при ЦМТ). После этой статьи страна впервые узнала о новых своих «героях» и с удивлением прочитала об их баснословных заработках… Пройдет совсем немного времени, и огромная армия молодых и здоровых девчат вольется в ряды проституток, чтобы ударным трудом достичь «высот»… И это несмотря на то, что публикации содержали не призыв идти в проститутки, а, напротив, предупреждение: «Берегите, девушки, честь смолоду!»
Вот как об этом пишет Игорь Кон:
Подобно сексуальному насилию, до середины 1980-х гг. существование в СССР проституции официально отрицалось. Конечно, были отдельные «распущенные женщины» с повышенными сексуальными потребностями, но, с официальной точки зрения, такое поведение не было и не могло стать профессиональной деятельностью, так как в стране официально не было бедных. Юристы и социологи, особенно грузинские (Анзор Габиани), проводили на эту тему исследования, но все они были закрытыми и печатались под грифом «Для служебного пользования». Заговор молчания был прорван в ноябре 1986 года сенсационным очерком Евгения Додолева «Белый танец» в газете «Московский комсомолец» о райской жизни валютных проституток… За первой статьей последовали другие, столь же сенсационные. Хотя проституция в них морально осуждалась, у бедных советских женщин, живших на скромную зарплату и не могших покупать дорогие модные наряды, этот образ жизни невольно вызывал жгучую зависть[5] |
Павел Гусев в эфире НТВ, посвящённом 90-летию газеты, заметил, что «это было не о технике проституции, а вообще о моральном облике страны»[6].
Публикациивалютных проститутках) вывели издание на общесоюзный уровень цитирования, подняли тираж на рекордную высоту[8]. При анонимном анкетировании старших школьников в Риге и Ленинграде в 1989 году валютная проституция оказалась в десятке наиболее престижных профессий[5]. По этим материалам принимал решение ЦК КПСС (1986) и вносились изменения в Кодекс об административных правонарушениях[9][10][11]. Журналиста, который стал первооткрывателем целого ряда тем, ранее табуированных в отечественной прессе, таких как партийная коррупция, криминальный кинднеппинг, семейный инцест[12], валютная проституция и пр.[13][14][15][16], пригласили на соведение в легендарную программу «Взгляд», хотя и критиковали за «взивинчивание цен» за услуги проституток[17].
. Правоохранительные органы «решились наконец объявить войну проституции»Эти газетные выступления названы «первым бликом зари гласности»[18]. Из «Онтологии победы» Леонида Афонского[19]:
В конце 1986 года, когда с высот самоускоряющейся рыжковщины Михаил Сергеевич, наконец, обратил свой долгожданный взор на культуру — аккурат после спасения новым Распутиным сибирских рек — Павел Гусев засуетился. Тут-то и грянула светлой памяти додолевская статья о проститутках, ставшая этапным моментом, поворотным пунктом, красным (жёлтым?) фонарём подлинной гласности в мире социализма. С неё, а вовсе не с VIII съезда Союза Писателей началось внедрение реального наполнения этого понятия в приватную жизнь тогда еще советских людей. Кстати, вдвойне символично, что символом горбогласности — в отличие от гласности Александра II — стали не всенародные вопли о тяжком кресте крепостных, а именно эссе о доморощенных гетерах современности. Видимо, поколение так называемых «тридцатилетних» (тридцатилетних — к началу 80-х годов) чувствовало свою онтологическую валентность этому явлению. Не в том смысле, что «все мы — проститутки», а в том, что тема латентно-продажного секса понималась как тема некоей тайной свободы, как бы понарошке продающейся (и покупающейся) некоей социоастральной грубой силой, от которой никуда не уйти. В этом ракурсе среднестатистический советский либерал представлялся «тридцатилетним» в образе забитой пасторальной девушки, вынужденной идти на панель системы днем и ночью.
Истории, описанные в очерке, легли в основу книг и фильмов[20]. Название статьи вдохновляло поэтов[21] и становились заголовками журналистских работ, превратившись в публицистический штамп[22][23]. Словосочетание употребляется как синоним других жаргонных обозначений ремесла проститутки[24]:
Молодые женщины, «путаны», «ночные бабочки», как поэтично называют их обыватели, представительницы древнейшей, столь презираемой добропорядочными матерями семейств, профессии. И, тем не менее, ночные охотницы за «легкими деньгами» мечтают почему-то не о миллионах и принцах на роскошных лимузинах…
Популяризованное Додолевым словосочетание «ночные бабочки» [25] стало устойчивой идиомой. Упомянутый в статьях жаргон («путаны» и пр.) получил широкое распространение, пополнив полуофициальный лексикон 80-х. Владимир Шахиджанян в «Дневнике предпринимателя» (9 ноября 2006 года) пишет:
Проститутки (их принято называть, с лёгкой руки Евгения Додолева, ночными бабочками) ни в чём не виноваты |
Эдуард Лимонов в своей «Лимонке в мирную жизнь» так объяснял согражданам причину их бед[26]:
Потому что вы не участвуете, не хотите стать взрослыми и взять на себя ответственность за страну, похабные толстозадые мужики в Кремле и Белом доме сели на эту страну и гонят её к гибели, превратив баб в “ночных охотниц” да “бабочек”. |
Название статьи и само стало идиомой, его использовали и в журнальных заголовках, и в литературе.
Сергей Осипов издал одноимённую книгу [27] ISBN 978-5-699-21994-0 [28].
В 2003 году вышел порнофильм «Night Hunters (Ночные охотницы)» [29].
Ночные охотницы.