Набережная туманов | |
Le Quai des brumes | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
Жак Превер |
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания |
Ciné-Alliance, Pathé, Traonouez (Paris) |
Длительность |
91 мин |
Бюджет |
000 млн $ |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 0030643 |
Просмотр онлайн
|
|
«Набережная туманов» (фр. Le Quai des brumes) — французский художественный фильм режиссера Марселя Карне, созданный в 1938 году. Фильм считается одним из лучших образцов «поэтического реализма».
Содержание |
В 1937 году берлинская студия УФА предложила Марселю Карне снять фильм с участием Жана Габена. Сценарий фильма был написан одним из столпов «поэтического реализма» Жаком Превером на основе одноимённого романа Пьера Мак-Орлана, опубликованного в 1927 году, при этом сюжет романа претерпел существенные изменения: у Мак-Орлана действие происходит в начале века в Париже, на Монмартре, Превер перенёс его в портовый Гамбург и слил двух героев книги, Раба и солдата, в одного[1].
Съёмки фильма начались в Германии, однако представление сценария в министерство пропаганды закончилось скандалом; Геббельс запретил снимать фильм. Контракты Габена, Прево и Карне выкупил у УФА продюсер Грегор Рабинович, и действие фильма было перенесено во французский Гавр[1].
У французской цензуры сценарий также вызвал сомнения; в конце концов снимать фильм Карне разрешили при условии, что слово «дезертир» ни разу не будет произнесено, а солдат, сняв форму, аккуратно уложит её на стул, а не разбросает по комнате, как первоначально предполагалось в сценарии. Костюмы для Нелли подбирала сама Коко Шанель[1].
Солдат по имени Жан (Жан Габен) автостопом добирается до Гавра; в портовом городе он хочет сеть на пароход и покинуть Францию. По тому, как он прячется от людей в военной форме, можно догадаться, что он дезертир. За Жаном увязывается бездомная собачонка, которую он не дал задавить; и сколько ни пытается Жан её отогнать (он не любит тварей, ищущих себе хозяина), собака на расстоянии следует за ним.
В ресторане почтенный коммерсант с неприятным лицом Забель (Мишель Симон) разговаривает с молодыми людьми («бандитами») о некоем Морисе: в его исчезновении винят молодых людей, и это их беспокоит; они пытаются разузнать о Морисе у коммерсанта, но тот предпочитает сокрушаться об их загубленной молодости.
Блуждая по городу в поисках ночлега, Жан сталкивается с бродягой, и тот отводит его в кабачок некоего Панамы на берегу моря, где находят себе приют неприкаянные люди. Там Жан знакомится с художником Мишелем, пребывающим в депрессии и пишущим мрачные картины, и с девушкой Нелли (Мишель Морган), потерявшей возлюбленного — того самого Мориса, чьё исчезновение беспокоит бандитов. Угловатый и колючий, Жан не желает ни чужого внимания, ни сочувствия, но в конце концов проникается симпатией и доверием к девушке, которую он принимает за проститутку.
За окном слышна стрельба: это молодые бандиты преследуют Забеля, и вскоре в доме появляется он сам с руками, запачканными кровью; как выясняется, чужой.
Утром, прощаясь с Панамой, Жан просит его подыскать штатский костюм; гуляя по набережной, Жан и Нелли сталкиваются с бандитами; их главарь Люсьен (Пьер Брассёр), молодой человек из хорошей семьи, давно и безуспешно добивается благосклонности Нелли; он пытается силой увести девушку с собой, но на помощь ей приходит солдат. Отхлестав нахала по щекам, Жан настоятельно советует Люсьену никогда не попадаться ему на глаза; трусливый и злопамятный, Люсьен временно отступает. Нелли незаметно кладёт Жану в карман деньги.
Бандиты приезжают к Забелю и обвиняют его в убийстве Мориса; нервозность Люсьена один из его приятелей объясняет тем, что некий солдат надавал ему пощёчин из-за Нелли, и Забель заочно проникается симпатией к этому солдату. Он оказывается крёстным отцом Нелли, взявшим её к себе на воспитание после потери родителей, но питающим к девушке далеко не отцовские чувства. И хотя Забель, не рассчитывая на взаимность, старается свои чувства скрывать, Нелли испытывает перед ним безотчётный страх, который и гонит её из дома.
Обнаружив в кармане деньги, Жан решает купить на них подарок для девушки и случайно забредает в магазин Забеля, где встречает Нелли. Поняв, что это тот самый солдат, Забель радушно встречает его и, догадавшись о том, что Жан — дезертир, намекнув на возможность разоблачения, предлагает ему устранить Люсьена, от чего Жан самым решительным образом отказывается. Нелли, спустившись в винный погреб, находит под лестницей запонку Мориса.
Художник Мишель, решив утопиться, оставляет на берегу свою одежду, мольберт и документы — для Жана; передавая это наследство Жану, Панама скрывает от него, что Мишель утопился. Жан устраивается на пароход, идущий в Венесуэлу.
Тем временем полиция находит тело Мориса и одновременно пакет с военной формой (оставленной Жаном и выброшенной Панамой от греха) и подозревает, что Мориса убил некий солдат. Чтобы заставить Забеля молчать о Жане, Нелли возвращается в дом крёстного. Забель признаётся Нелли в том, что убил Мориса из ревности. Жан на борту парохода, уже готового к отплытию, чувствует себя неспокойно и возвращается в город, чтобы ещё раз увидеть Нелли.
Нелли хочет навсегда покинуть дом Забеля, но крёстный силой удерживает её. Появляется Жан; в завязавшейся схватке он в приступе ярости убивает Забеля. Выйдя на улицу, Жан сталкивается с Люсьеном, который несколькими выстрелами убивает его.
Набережная туманов.