Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Монополия

Перейти к: навигация, поиск

Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — это крупное капиталистическое предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции; это такая структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм. Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Факторы монополизации

Причины возникновения монополий:

  1. Желание получать монополистическую прибыль — прибыль выше средней, возможную в результате того, что потребитель лишен альтернативы;
  2. Высокая доля постоянных издержек, которые требуют одномоментных крупных вложений создания бизнеса и в случае появления конкуренции не окупаются;
  3. Законодательные барьеры для осуществления деятельности; (лицензирование, сертификация)
  4. Внешнеэкономическая политика. Она направлена на защиту рынка от иностранной конкуренции с целью поддержать отечественные субъекты. Включает: (обложение пошлинами иностранных товаров, ограничение ввоза или запрет).
  5. Поглощение и слияние фирм (когда более крупная покупает более мелкую фирму, устраняя конкуренцию на рынке).
  6. Запугивание конкурентов.[источник не указан 337 дней] Угрожая, например, физической расправой или физически воздействуя на персонал (руководство) фирмы, можно добиться закрытия фирмы конкурента и ухода ее с рынка.

Виды монополий

  • Естественная монополия (железная дорога, системы водоснабжения) — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. При этом, может быть такая ситуация, когда услуги компании имеют аналоги, но по общепризнанным нормам такая компания всё равно считается монополией (например, пассажироперевозки ж/д транспортом конкурируют с авиа перевозками, однако некоторые железнодорожные компании всё равно считаются монополией).
  • Государственная (закрытая) монополия — монополия, созданная силой законодательных барьеров, определяющих товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
  • Открытая монополия — временная ситуация, существующая в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке

Один Несколько
Продавцы Монополия Олигополия
Покупатели Монопсония Олигопсония

Равновесие фирмы чистой монополии в краткосрочном периоде

Фирма-монополист, для того чтобы максимизировать прибыль устанавливает для себя оптимальный объем производства. Для этого использует те же способы, что и в совершенной конкуренции, т.е сопоставляет общие доходы и издержки (TR и TC) и предельные доходы и издержки (MR и MC). В то же время использование второго метода имеет свои особенности. В отличие от совершенного конкурента у фирмы монополиста динамика спроса на продукцию фирмы совпадает с динамикой спроса на продукцию отрасли. Из-за того, что разное количество продукции фирма будет продавать по разным ценам, то предельный доход не будет постоянной величиной. По мере увеличения объема продаж он будет снижаться. Знания о динамике изменения спроса дают возможность изменения динамики MR. Если фирма не будет практиковать дискриминацию цен, то увеличение объема продаж будет сопровождаться снижением цен и сокращении MR более быстрыми темпами, чем снижение цены.[источник не указан 337 дней]

Равновесие фирмы чистой монополии в долгосрочном периоде

С учетом факторов монополизации в большинстве случаев монополия защищена от конкуренции и в долгосрочном периоде ее поведение не будет отличаться от краткосрочного. Однако для ситуации с естественной и открытой монополией могут появляться дополнительные обстоятельства, приводящие к изменению поведения фирмы. Особенностью естественных монополий являются высокие AC. При этом достижение ACmin не имеет для фирмы экономического смысла, т.к она при этом не будет получать прибыль, либо будет нести убытки. Поэтому оптимальный объем фирмы будет выбираться в диапазоне, когда присутствует прибыль. Для открытой монополии существует опасность вхождения на рынок новых фирм. Для того, чтобы этого не произошло, первая вошедшая фирма создает на рынке условия схожие с условиями естественных монополий (т.е устанавливает цену ниже оптимального, обеспечивая низкую окупаемость затрат).[источник не указан 337 дней]

Монополии и эффективность

Жёлтым треугольником показан размер неэффективности распределения ресурсов при монополии: «мёртвый груз»

В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли (P>MR=MC), что приводит к неэффективности распределения ресурсов («мертвый груз», eng. «Deadweight Loss»), когда произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, будь он совершенно конкурентным. То есть по факту провоцируется еще и дефицит производимого товара.

Кроме несправедливого распределения дохода, монополии и другими способами способствуют снижению экономической эффективности, не используют всех доступных производственных ресурсов, не так активно как конкурирующие с другими фирмы снижают производственные издержки и не стремятся использовать достижения научно-технического прогресса.

Регулирование монополий

В каждой стране создаются различные органы для регулирования монополий. Их целью является поддержание конкуренции на рынке, контроль над ценами товаров, предотвращение зависимости других фирм от монополий. Для регулирования монополий создается законодательство, в котором указывается правило их функционирования на рынке. По сравнению с другими видами естественные монополии регулировать сложнее всего. Тогда возникает вопрос об экономической обоснованности их деятельности, законодательное установление цен или доходности. Также применяется контроль отношений собственности - выясняются конкретные бенефицианты и лица, принимающие решения о деятельности монополии.

Первым шагом является выявление видов деятельности, которым свойственна естественная монополия. Следующим шагом является проверка обоснованности затрат и цен. После проверки обоснованности затрат и цен и их утверждения государством дальнейшие изменения, которые провоцируют монополии будут наблюдаться только после проверки антимонопольными органами. Для более эффективного регулирования естественных монополий государство их национализирует. В этом случае наблюдается проблема закрытости информации в деятельности монополий.

Монополия в главном направлении современной экономической теории

По мнению Арнольда Харбергера, присутствие монополии на рынке ведет к необратимым потерям благосостояния общества — DeadWeight Loss (DWL).

По мнению Харви Лейбенстайна, у монополии нет стимулов поддерживать эффективное производство (X-эффективность).

Ценами Рамсея называют линейные цены, минимизирующие чистые потери общества при условии, что общая выручка предприятия равна его общим затратам[1]. В этом случае цены будут выше рыночных, но потери общества от монополии будут минимальны.

Согласно мнению Ричарда Познера, монополии создают дополнительные затраты на завоевание и поддержание монопольного положения.

См. также

Примечания

  1. 50 Лекций по микроэкономике: Лекция 48. Монопольная власть, раздел 3. Естественная монополия: инструменты регулирования.

Литература

  • Общая характеристика буржуазных «теорий» монополии // Критика буржуазной политической экономии: В 3 томах. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. — Т. III. Кризис современной буржуазной политической экономии. — С. 206-212. — 379 с. — 3 200 экз.

Ссылки

  • (Ричард Познер. «Теория монополии», гл.9-Экономический анализ права)



Шаблон:Link FA

Шаблон:Link FA

Монополия.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24