Марии́нская во́дная систе́ма — водная система в России, соединяющая бассейн Волги с Балтийским морем. Состоит как из природных, так и из искусственных водных путей. Основной искусственный элемент системы — Вытегорский канал. Остальные каналы были обходными.
Строительство водного пути было необходимо Российской империи для снабжения Петербурга (как столицы и крупнейшего по населению города) хлебом, древесиной и другими продуктами, доставлявшимися через Рыбинск вверх по Волге. Для торговли зерном в Рыбинске была устроена Хлебная биржа. Впоследствии по Мариинской системе осуществлялся экспорт пшеницы в Европу.
Строительство системы протяженностью 1145 км происходило в царствование Павла I и его сына Александра (всего заняло 11 лет). В советское время реконструированная система получила название Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина.
Содержание |
Исследования по направлению этого пути — р. Вытегра — р. Ковжа — р. Шексна проводились несколько раз: при Петре I и в 1774, 1785 и 1798 годах.
В 1785 году их выполнял инженер Яков де Витте, составив предварительный, а затем законченный проект и смету в сумме 1 944 436 руб. 20 коп. 31 декабря 1787 года Екатерина II выделила на строительство Вытегорского канала 500 000 руб, но тут же переадресовала эти деньги на строительство дорог Петербург — Москва и Петербург — Нарва.
Но потребность в поставках товаров в Петербург была столь высока, что вопросом проектирования пришлось заняться начальнику Департамента — графу Направление канала взяли у разрабатывавшего этот же маршрут еще при Петре шотландца Джона Перри.
Деньги в сумме 400 тыс. рублей в год на строительство Вытегорского канала были взяты взаимообразно из сохранной казны воспитательных домов[1]. Поскольку этим фондом заведовала императрица Мария Фёдоровна, новопостроенный канал получил её имя.
Строительство начато в 1799 году. Система строилась силами Департамента водных коммуникаций, который возглавлял Н. П. Румянцев[2]. Непосредственное руководство строительством системы было возложено на инженер-генерала Ф. П. Деволанта, для чего при нем было создано специальное управление.
В связи с развитием капитализма после отмены крепостного права мощность Мариинского канала была признана недостаточной. В августе 1882 года начаты работы по его модернизации (т. н. Новомариинский канал). Работы по строительству были завершены в 1886 году. Вслед за этим началось строительство Новосвирского и Новосясьского каналов (обходных приладожских). Перестройкой каналов руководил инженер К. Я. Михайловский.
С окончанием постройки Волго-Балтийского водного пути бо́льшая часть Мариинской водной системы вошла в её состав.
Протяжённость составляла 1145 км, на пути следования. От Рыбинска до Санкт-Петербурга в среднем можно было добраться за 110 суток. При этом надо было миновать 28 деревянных шлюзов.
Вся система имела следующий вид:
Для безопасного сообщения вокруг озёр Белого, Онежского и Ладожского — которые часто штормит — были прорыты обходные каналы:
Малые размеры не только ограничивали возможности увеличения грузооборота, но и не могли пропускать к Рыбинску суда идущие по Вышневолоцкой системе. Белое и Онежские озера долгое время не имели обходных каналов, вследствие чего даже при небольшом волнении суда при их прохождении гибли. Сама трасса проходила по безлюдным и малообжитым, заболоченным районам. Возникали сложности с тем, чтобы в достаточном количестве найти людей и лошадей для тяги судов и обслуживания судоходства.
Мариинская водная система из Волги в Балтийское море | |
---|---|
Новая Ладога · Ладожский канал · Нева · Санкт-Петербург |
Ранние | Поздние | ||
---|---|---|---|
Вышневолоцкая водная система | Тихвинская водная система | Мариинская водная система | Волго-Балтийский водный путь |
Мариинская водная система мариинский канал, мариинская водная система великий артефакт древности, мариинская водная система схема.
Наследственные болезни, Эзра, Ялтинский дом-музей А. П. Чехова, Категория:Объекты по годам и странам появления, ABN AMRO World Tennis Tournament 2012.