Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Мариацкий костёл

Церковь
Церковь Успения Пресвятой Девы Марии
Kościół archiprezbiterialny pw. Wniebowzięcia Najświętszej Marii Panny (Kościół Mariacki)
Вид с Рыночной площади
Страна Польша
Конфессия католицизм

50°03′42″ с. ш. 19°56′21″ в. д. / 50.061667° с. ш. 19.939167° в. д. (G) (O) (Я)

Церковь Успения Пресвятой Девы Марии, в просторечии Мариацкий костёл  — католическая церковь готической архитектуры в Кракове (Польша), фасад которого состоит из двух высоких башен. Одна из них, высотой 80 метров, в средневековье считалась сторожевой. Каждый час с этой башни трубач играет мелодию (хейнал), с XIV века означающую сигнал о пожаре или грозящем городу нападению врагов. Готические витражи собора считаются одними из ценнейших в Польше. В 1962 году костел получил титул малой базилики.

Церковь Успения Пресвятой Девы Марии является одной из основных архитектурных доминант краковского Главного Рынка, выходя на него главным фасадом, но находясь по адресу Мариацкая площадь, 5. Костел находится на трассе Малопольской дороги святого Иакова.

Содержание

История

Внутренность собора в середине XIX века

Согласно информации Яна Длугоша, первый каменный костел в романском стиле был основан в 1221-1222 годах епископом Иво Одровонжем на месте прежнего деревянного храма. Вскоре, однако, костел был уничтожен в результате татарских набегов.

В 1290-1300 годах, частично на прежнем фундаменте, был построен раннеготический зальный храм, освященный около 1320-1321 гг. Между тем, строительные работы продолжались до 1320-х гг.

В 1355-1365 гг. на средства Миколая Вежинка, краковского мещанина и сандомирского стольника, выстроен современный пресвитерий.

В 1392-1397 гг. мастер Миколай Вернер выполнял заказ на улучшение освещения костела. С этой целью были понижены стены боковых нефов, а в главном были добавлены большие оконные проемы. Таким образом костел из зального храма превратился в базилику.

В результате землетрясения 1443 (или 1442) года частично был поврежден свод храма.

В первой половине XV века достроены боковые часовни. Большая часть из них была результатом работы мастера Франтишека Вехоня из краковского предместья Клепажа. В это же время была надстроена северная башня, исполнявшая тогда функции городской сторожевой. В 1478 году плотник Матиас Херингкан увенчал башню шлемовидной главой. На ней в 1666 году установлена позолоченная корона.

В конце XV века Мариацкий костел обрел одно из главных своих украшений — скульптурный шедевр поздней готики — Большой алтарь — творение Вита Ствоша.

В XVIII веке, по заказу архипресвитера Яцека Августа Лопацкого, внутреннее убранство костела приобрело позднебарочный характер. Автором этих работ был архитектор Франческо Плациди. Было сменено 26 алтарей, а также другое убранство, лавы, образы, а стены были украшены полихромией кисти Анджея Радваньского. С тех же времен происходит позднебарочная крухта.

В начале XIX века, в рамках благоустройства города, было ликвидировано прикостельное кладбище, на месте которого сейчас находится Мариацкая площадь.

В 1887-1891 гг. под руководством Тадеуша Стрыеньского убранству костела был придан неоготический облик. В храме появилась новая полихромия - на этот раз по проекту и в исполнении Яна Матейко, которому помогали Станислав Выспяньский и Юзеф Мехоффер — авторы витражей в пресвитерии и над главными органами.

С начала 1990-х гг. проводились комплексные реставрационные работы, в результате которых костел был очищен от загрязнений, которые оседали на его стенах на протяжении всего ХХ века, скрывая изумительную полихромию. Костелу был возвращен его первоначальный блеск. Завершающим этапом работ была реставрация крыши костела, оконченная в 2003 году.

18 апреля 2010 года в Мариацком костёле проходила церемония прощания с президентом Польши Лехом Качиньским и его супругой Марией, погибшими в авиакатастрофе под Смоленском 10 апреля 2010 года. После президентская чета была похоронена в одной из крипт Вавельского собора.

Архитектура

Современный внешний облик костел обрел в результате перестройки в 1392-1397 гг.

Башни

Фасад базилики венчают две башни.

Высокая башня (также называемая Хейналицей) имеет высоту 82 м. В плане имеет форму квадрата, ближе к вершине превращаясь в восьмиугольник. Башня накрыта готическим шлемом работы Матиаса Херингкана 1478 г. Шлем состоит из восьмиугольного заостренного шпиля, окруженного венцом восьми небольших башенок. На шпиле в 1666 г. была установлена золоченая корона диаметром 2,4 м и высотой 1,3 м. С башни, с высоты 54 м, каждый час доносится Мариацкий хейнал, который является одним из символов Кракова. У подножия башни с северной стороны расположена пристройка, в которой находится лестница, ведущая внутрь башни. За входом обращает на себя внимание большая бронзовая мемориальная доска, представляющая триумф короля Яна III Собеского. Она была создана по проекту скульптора Пиуса Веленьского в 1883 г. для увековечивания 200-летней годовщины битвы под Веной.

На башне находится часовой колокол, отлитый в 1530 году.

Низкая башня, высотой 69 м, является костельной колокольней. В плане имеет форму квадрата, имеет четко обозначенное разделение на этажи, подчеркнутое карнизами и оконными проемами. В башне находится ренессансная часовня Обращения св. Павла (часовня Кауфманов).

Интерьер

Интерьер храма имеет полихромный характер, состоящий из различных архитектурных стилей от готики до барокко и модерна. Главным элементом внутреннего убранства церкви является алтарь Вита Ствоша. В сакристии, оформленной в барочном стиле XVII века, хранятся произведения средневековых ювелиров.

Произведения искусства

В церкви находятся различные произведения искусства средневековой Европы.

Литература

  • Золотая книга. Краков, изд. Bonechi, Краков, 1998 , ISBN 88-8029-904-2

Мариацкий костёл.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24