Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр»

Перейти к: навигация, поиск
Десантный корабль проекта 12322 «Зубр»
Десантный корабль на воздушной подушке «Мордовия» проекта 12322 «Зубр» на военных учениях «Запад-2013». 26 сентября 2013 года.
Проект
Изготовители
Операторы
В строю На вооружении
Основные характеристики
Водоизмещение 555 тонн
Длина 57,3 м
Ширина 25,6 м
Высота 21,9 м (наибольшая по ВП)
Двигатели 5 ГГТА
Мощность 5 × 10 000 л. с.
Скорость хода 60 узлов (111,12 км/ч)
Дальность плавания 300 морских миль
Автономность плавания 5 суток
Экипаж 27 человек
Вооружение
Артиллерия две пусковые установки системы А-22 «Огонь» для 140,3-мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект — 66 снарядов на каждую ПУ) и система управления стрельбой
Зенитная артиллерия две 30 мм автоматические установки типа АК-630 (боекомплект — 3000 снарядов) и система управления стрельбой МР-123-02
Ракетное вооружение 8 комплектов переносных ЗРК типа «Игла» или «Stinger»
Изображения на Викискладе

Десантный корабль проекта 12322 «Зубр» — советский малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП), военное судно на воздушной подушке. Самый большой корабль на воздушной подушке в мире[1].

МДКВП, самый крупный в мире десантный корабль на воздушной подушке, предназначен для приёма с оборудованного или необорудованного берега подразделений морских десантов с боевой техникой, перевозки морем, высадки на побережье противника и огневой поддержки десантируемых войск. Кроме того, он может осуществлять транспортировку мин и постановку минных заграждений. Благодаря конструктивным особенностям воздушной подушки, может передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия (рвы и траншеи) и минные заграждения, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для МДКВП «Зубр» доступно для высадки десантов до 70 % общей длины береговой линии морей и океанов мира.

История проекта

К концу 1970-х годов советские конструкторы обладали достаточно богатым опытом постройки кораблей на воздушной подушке. В серию были запущены и давно эксплуатировались такие корабли как «Скат», «Кальмар» и проект 12321 «Джейран».

Для развития концепции военных судов на воздушной подушке в 1978 году командование ВМФ дало задание «ЦМКБ Алмаз» на создание более мощного десантного корабля. КБ приступило к началу работ, назвав проект 12322 под шифром «Зубр». В план входило увеличение скорости хода, десантной нагрузки и артиллерийского и радиоэлектронного вооружения. Проект, ставший развитием «Джейранов», возглавили главные конструкторы Л. В. Озимов, Ю. М. Мохов и Ю. П. Семенов под наблюдением капитана 2 ранга В. А. Литвиненко (позднее капитана 2 ранга Ю. Н. Богомолова) от ВМФ. Оригинальная компоновка корабля являлась заслугой заместителя главного конструктора Г. Д. Коронатова, разработавшего эскизный проект.

Головной МДКВП под номером МДК-95 являлся опытным и был построен в 1986 году и после продолжительных испытаний вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 году. По результатам этих испытаний остальные корабли серии получили некоторые изменения в конструкции.

Конструкция

Модель корабля
Вооружение корабля: видны ракетные установки МС-227

Привод нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов на корабле осуществляется от установки М35 суммарной мощностью 50 000 л. с. производства Государственного предприятия «Научно-производственный комплекс газотурбостроения „Зоря“ — „Машпроект“». Образованию воздушной подушки служат 4 нагнетательных агрегата НО-10 с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м. Создание тяги для движения судна осуществляется тремя 4-лопастными реверсивными винтами с принудительным управлением шага. Винты диаметром 5,5 м установлены в кольцевых насадках из полимерных композиционных материалов производства КТБ «Судокомпозит». На кораблях проекта 12322 имеются две электростанции, состоящие из двух газотурбогенераторов мощностью по 100 кВт каждая и главных распредщитов. Управление движением корабля и его техническими средствами происходит централизованно, дистанционно и с использованием элементов автоматизации. Оно осуществляется из главного командного пункта, центрального поста управления и выносных пультов.

Корпуса малых десантных кораблей выполнены цельносварными из высокопрочного коррозионно стойкого алюминиево-магниевого сплава. Основная силовая несущая часть корпуса корабля, обеспечивающая прочность и непотопляемость судна, представляет собой понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка разделена двумя продольными переборками на три функциональных отсека. В средней части размещён отсек техники десанта с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десантируемых групп, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от ОМП (оружия массового поражения). Гибкое ограждение воздушной подушки предназначается для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и для обеспечения требуемой высоты подъёма судна над опорной поверхностью (клиренс). Ограждение выполнено двухъярусным: с гибким ресивером и навесными элементами — с крестообразным секционированием воздушной подушки продольным и поперечным килями. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала, а также созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.

Десантная вместимость

Высадка десанта в ходе учений Запад-2009

Корабль способен перевозить:

  • 3 основных танка суммарной массой до 150 тонн
  • или как вариант 10 бронетранспортёров, суммарной массой до 131 тонн и 140 человек десанта.
  • или 8 боевых машин пехоты, суммарной массой до 115 тонн
  • или 8 плавающих танков.

Для десанта предусмотрены 4 помещения на 140 мест. Вместо боевой техники помещение может быть оборудовано для размещения дополнительно ещё 366 человек (всего около 500 человек).

Загрузка и высадка десанта производится через откидные ворота расположенные на носу.

Строительство кораблей

Строительство первых четырёх ДКВП началось в 1983 г. на судостроительных заводах Приморском судостроительном заводе и Судостроительном заводе «Море». Головной МДКВП пр.12322 под номером МДК-95 фактически являлся опытным, был построен в 1986 г. и после продолжительных испытаний вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 г. По результатам испытаний в конструкцию серийных кораблей были внесены изменения, в том числе в состав радиоэлектронного вооружения.

К началу 90-х в составе ВМФ СССР числились 8 МДКВП. После распада СССР и раздела Черноморского флота Россия забрала 5 и Украине были переданы 3 строевых корабля «Краматорск», «Горловка», «Артемовск» и 2 недостроенных на верфях в Феодосии. Один из них («Донецк») в июне 1993 г. был достроен и введён в состав ВМС Украины. Впоследствии 3 из них были списаны.

Крым, 25 ноября 2014г.

На базе судостроительного завода «Море» в Феодосии планируется возобновить строительство десантных кораблей на воздушной подушке проекта «Зубр».

Об этом сообщил глава Минпрома Крыма Андрей Скрынник. Ожидается, что все крымские предприятия, относящиеся к сфере ОПК, будут перерегистрированы к началу следующего года. Также министр предположил, что в строительстве военных кораблей будут задействованы до шести крымских заводов.

Экспорт

По контракту с Грецией в период с 2000 по 2004 годы, были проданы 4 корабля, которые вошли в состав ВМС Греции. Согласно заявлению представителя предприятия «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» Украина приступила к выполнению контракта с КНР на поставку 4 кораблей на воздушной подушке типа «Зубр». По его словам, два корабля будут построены на Украине, а ещё два — в Китае с участием украинских специалистов. По сообщениям центра исследования армии, конверсии и разоружения в 2009 году украинские компании заключили контракт на поставку партии малых десантных кораблей на воздушной подушке типа «Зубр» Китаю на сумму $ 315 млн[2][3]. В сентябре 2012 года представители завода ФСК «Море» и ГК «Укрспецэкспорт» объявили о начале швартовых испытаний первого изготовленного по контракту корабля. 12 апреля 2013 года, согласно контракту, Китаю был передан первый малый десантный корабль.[4]

На вооружении:

  •  — 4 единицы
  •  — 1 (4 план, проект 958 "Бизон")
  •  — 2
  •  — точное количество неизвестно (в резерве или на хранении)

Состав серии

Название
Заводской номер
Введён в состав флота
Изготовитель
Текущий статус
МДК-51
100
10.10.1988
Приморский судостроительный завод
Утилизирован
МДК-122
101
2.01.1990
Приморский судостроительный завод
Утилизирован
МДК-50, с 17.08.2001 — Евгений Кочешков
102
30.10.1990
Приморский судостроительный завод
В составе Балтийского флота России.

В 2013-2014 годах прошёл ремонт[5][6][7].

МДК-94, с 12.03.2001 — Мордовия
103
15.10.1991
Приморский судостроительный завод
В составе Балтийского флота России
Керкира L182
107
28.05.2001
Приморский судостроительный завод
В строю, ВМС Греции
Закинтос L183
108
25.07.2004
Приморский судостроительный завод
В строю, ВМС Греции
МДК-118, с 20.12.2000 Кефалония
104
29.08.1994
Приморский судостроительный завод
В строю, ВМС Греции
МДК-119
105
-
Приморский судостроительный завод
Не достроен
МДК-120
106
-
Приморский судостроительный завод
Не достроен
МДК-57
301
30.12.1988
Судостроительный завод «Море»
Утилизирован
МДК-123
302
30.12.1989
Судостроительный завод «Море»
Утилизирован
МДК-93
303
30.12.1991
Судостроительный завод «Море»
В строю, продан Греции
МДК-100
304
26.06.1993
Судостроительный завод «Море»
Утилизирован
Итаки L181
305
03.02.2001
Судостроительный завод «Море»
В строю, ВМС Греции
~3.2014[8]
Судостроительный завод «Море»
В строю, ВМС КНР, проект 958 "Бизон".
Судостроительный завод «Море»
1.3.2014 отправлен заказчику[9], ВМС КНР, проект 958 "Бизон".

См. также

Ссылки

  • ЦКБ Алмаз, официальный сайт производителя
  • "«Зубр» – бесспорное превосходство", малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322, Владимир Щербаков, журнал «Обозрение армии и флота» №5 за 2009 год

Примечания

  1. «Зубр» самое большое судно на воздушной подушке в мире.
  2. Украина приступила к выполнению контракта с КНР на поставку 4 кораблей «Зубр»
  3. Китай может остаться без украинских десантных кораблей на воздушной подушке. 7.4.2014
  4. ФСК «МОРЕ» ЗАВЕРШУЄ БУДІВНИЦТВО МДК «БІЗОН» ДЛЯ КНР (ВІДЕО)
  5. Десантный корабль "Евгений Кочешков" вернется на Балтфлот. 29.11.2013
  6. Десантный корабль БФ "Евгений Кочешков" прибыл к месту постоянного базирования после ремонта. 11.3.2014
  7. Десантный корабль "Евгений Кочешков" отработал высадку морского десанта. 6.8.2014
  8. Китай принял на вооружение десантный корабль на воздушной подушке украинского производства. 27.3.2014
  9. Украина спешно отправила в Китай десантный корабль "Бизон". 3.3.2014


Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр».

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24