Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Люцифер

Перейти к: навигация, поиск
«Падение Люцифера с небес», иллюстрация Гюстава Доре к поэме Дж. Мильтона «Потерянный рай», 1866 г.

Люцифе́р (лат. Lucifer «светоносный»; в том же значении — др.-греч. Φωσφόρος[1], др.-рус. Денница[2]) — образ «утренней звезды» в римской мифологии; в христианстве с XVII века — падший ангел, отождествляемый с дьяволом[3][4].

История

Слово Lucifer состоит из латинских корней lux «свет» и fero «несу». Люцифером римляне называли «утреннюю звезду» (Венеру), тогда как «вечерняя звезда» называлась Веспер (ср. Геспер). Люцифера считали сыном Авроры и титана Астрея. Он упоминается в Энеиде:

Той порой Люцифер взошёл над вершинами Иды, День выводя за собой.

В Риме времён поздней империи (домината) использовалось как мужское личное имя (praenomen). Известен, также, Святой Люцифер — церковный деятель IV в. н. э. епископ Кальяри (Сардиния), противник арианства.

Люцифер в христианстве

Статуя Люцифера в Льеже (Бельгия).

Первое упоминание утренней звезды с негативным оттенком встречается в Книге пророка Исаии, написанной на древнееврейском. Здесь династия вавилонских царей сравнивается с падшим ангелом, благодаря чему читатель узнаёт историю о том, как один из херувимов возжелал стать равным Богу и был за это низвергнут с небес. В оригинале еврейское слово «хейлель» (утренняя звезда, денница) переведено как «Люцифер» (в русском переводе «Денница»):

Ис. 14:12-17

Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: "Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города её, пленников своих не отпускал домой?

Иудеи и ранние христиане не использовали «хейлель» как имя Сатаны, для них это слово не имело негативного оттенка. Для сравнения, в Новом Завете с утренней или предрассветной звездой сравнивали Иисуса Христа (Числа 24:17; Псалом 88:35—38, 2 Петра 1:19, Откр. 22:16, 2-e Петра 1:19).

Откр. 22:16

Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.

2-e Петра 1:19

И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.

Византийская церковная поэзия уподобляет и деву Марию «звезде, являющей солнце» («Акафист богородице», VI или VII век)[5].

Иероним Стридонский при переводе указанного места из Книги Исайи применил в Вульгате латинское слово lucifer («светоносный», «свет несущий»), использовавшееся для обозначения «утренней звезды». А представление о том, что, подобно царю Вавилона, низвергнутому с высот земной славы, и Сатана некогда был низвергнут с высот славы небесной (Лк. 10:18; Откр. 12:9), привело к тому, что имя Люцифер было перенесено на Сатану. Это отождествление подкреплялось также замечанием апостола Павла о Сатане, который «принимает вид Ангела света» (2Кор. 11:14)[6].

Однако у самого Иеронима слово «светоносный» не использовалось как имя собственное, а лишь как метафора. Создатель Вульгаты использовал это слово и в других фрагментах Писания, даже и во множественном числе[7]. Однако именно перевод Иеронима, который пользовался огромным авторитетом в христианском мире, в конечном итоге послужил основой для придания латинскому эквиваленту еврейского «хейлель» значения личного имени Сатаны. В Библии короля Якова (1611 год) фраза обрела иной смысл: «How art thou fallen from heaven, O Lucifer, son of the morning!». Написанное с большой буквы, обращение больше не воспринималось, как метафора. Слова эти уже нельзя было воспринять, как песнь о победе над царем Вавилона, это было прямое обращение к Сатане.

Люцифер в современном сатанизме

Сигил Люцифера.

Образ Люцифера сохраняется более или менее неизменным в источниках, авторы которых принадлежат к различным традициям. Характеристики этого образа:

  • Свобода или восстание.
  • Гордыня.
  • Познание (безнравственное познание, вульгарное).
  • Принадлежность к ограниченному списку высших демонов, архидемон (The Complete Book of Demonolatry[8], Liber Azerate[9]).
  • Он — Дьявол Водолея[8], стихии Воздуха[8], Сатурна[10] и Урана[10]

Inferion — система знаков демонов и кратких описаний, издаваемая Vox Inferni Press, описывает Люцифера как духа Восстания и отца Гордыни[11]. В Liber Azerate[9] Люцифер описывается, как «доброжелательный аспект Сатаны, который своим светом освещает надёжный путь и указывает дорогу к свободе и божественной власти по ту сторону границ творения». В Luciferian Witchcraft[12] Люцифер описан как «Чёрное пламя разума и воли». Список демонов Антона Шандора ЛаВея[13] приводит следующее описание Люцифера: «Люцифер — (лат.) носитель света, просвещения, утренняя звезда, Властелин воздуха и Востока».

В других религиозных учениях

  • Е. П. Блаватская в Лондоне была издателем и главным редактором теософского журнала «Люцифер».
  • Люцифер в мифологии Розы мира — великий демон, богорождённая монада, поднявшая бунт против замысла Бога, ставший причиной отпадения множества меньших монад — демонов.
  • Люцифер в Книге Урантии — падший и низложенный Сын в иерархии вселенской власти. Он пал в объятия греха, поддавшись эгоистическим побуждениям и софистике ложной личной свободы, — отрицанию вселенской преданности, неуважению к братским обязанностям, забвению космических взаимоотношений.

См. также

В Викитеке есть тексты по теме
Catholic Encyclopedia: Lucifer (англ.)

Примечания

  1. Фосфор // Большой энциклопедический словарь
  2. Люцифер // Энциклопедия мифологии
  3. Люцифер // Большой энциклопедический словарь
  4. Люцифер // Современный толковый словарь русского языка, 2000
  5. Мифы народов мира
  6. Люцифер // Энциклопедия Кругосвет
  7. «numquid producis luciferum in tempore suo et vesperum super filios terrae consurgere facis» — «Можешь ли выводить созвездия в своё время и вести Ас с её детьми?» Иов. 38:32
  8. 1 2 3 The Complete Book of Demonolatry, S.Connoly, ISBN 978-0-9669788-6-5
  9. 1 2 Liber Azerate, TOTBL (Орден Черного Пламени)
  10. 1 2 Liber HVHI, Форд М, Succubus Publishing, 2005
  11. Inferion, Vox Inferni Press
  12. Luciferian Witchcraft, Форд М, Succubus Publishing, MMV
  13. Сатанинская Библия, Антон Шандор ЛаВей

Литература

Ссылки

  • Утренняя звезда // Иллюстрированная полная популярная Библейская Энциклопедия

Люцифер.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24