Город
|
Лозов́ая (укр. Лозова) — крупный город на юге Харьковской области. Крупнейший по населению город области после Харькова, расстояние до Харькова — 148 километров.
Город управляется Лозовским городским советом, Харьковская область.
Код КОАТУУ — 6311000000. Население по переписи 2001 года составляет 64 627 (29536/35091 м/ж) человек.
Является административным центром Лозовского района, в который сам город и городской совет не входят.
Также является административным центром Лозовского городского совета, в который, кроме того, входят пгт Панютино и сёла Димитрова, Домаха, Герсевановское, Лесовское и Хлебное.
Содержание |
Город Лозовая находится у истоков реки Лозовая, которая через 12 км впадает в реку Бритай. К городу примыкают сёла Домаха, Димитрова и Лесовское.
Через город проходят автомобильные дороги Т-2107 и Т-2113.
Крупный железнодорожный узел[1].
Название «Лозовая» происходит от слова «Лоза». По одной из версий происхождения названия города, в Лозовой протекала река Лозовая, по другой — на берегах этой реки было очень много лозы.
По поводу названия «Лозовая» пишет известный советский писатель В. Г. Ян.
Залозный шлях — очень древний торговый путь от Азовского моря к Днепру. «Залозный» произошёл от древнего происхождения слова «железо», так как по этому кратчайшему пути караванами провозилось железо, бывшее в древности ценным металлом и доставлявшееся из Китая и других мест Азии. (Забелин, Брун.) Это наименование «Залозный» сохранилось в изменённом названии станции «Лозовая»— пояснения к книге «Чингиз-хан»
Лозовая была основана в 1869 году в связи со строительством Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Вся жизнь города тесно связана с транспортом, особенно — железнодорожным. Однако, еще во времена казачества, неподалеку от Лозовой, на реке Бритай были небольшие поселения казаков. Лозовая постепенно росла и развивалась, во второй половине XIX века была построена Лозово-Севастопольская железная дорога, которая дала толчок развитию всего южного региона Российской империи.
Город стал ареной ожесточенных боёв между белыми и красными в 1919—1920 годах.
Статус города Лозовая получила в 1939 году.
В годы Великой Отечественной войны Лозовая несколько раз переходила из рук в руки. Первые подразделения вермахта вошли в город осенью 1941 года. Ожесточенные бои проходили и в 1942 году во время наступательной операции Красной армии. Во время оккупации в городе находился концлагерь для советских военнопленных. В Заячьей балке были расстреляны тысячи пленных и евреев. В городе активно действовали партизанские отряды, которые регулярно разбрасывали антифашистские листовки с пропагандой, проводили подрывы и диверсии на станции Лозовая. Особенно партизанская деятельность активизировалась в 1943 году, в дни битвы на Курской дуге. Город был освобожден 16 сентября 1943 года. Лозовую сразу же начали восстанавливать, в первую очередь — железнодорожный узел.
В 1950-х годах был построен новый вокзал. В 2007—2009 году была проведена комплексная реконструкция внутри вокзала.
Климат Лозовой умеренно-континентальный. Более засушливый, чем климат Харькова, и относится к степному. Средняя температура июля +22…+25, января −5…-8 градусов по Цельсию. Количество осадков около 500—550 мм в год. Ветры восточные и западные.
Официального административного деления нет, однако местные жители различают пять частей города: Город (центральная часть города), Микрорайон (Юго-Западный жилой массив), Авиловка (частный сектор в северной части города), Сахалин (промышленный район в восточной части города и жилой частный сектор), Цыганский (частный сектор на западе, неподалеку от ЛКМЗ).
В городе существуют четыре рынка:
В городе существует небольшое разнообразие образовательных учреждений. Школы, лицеи, Лозовское училище культуры и искусства (ЛуКіМ — Лозівське училище Культури і Мистецтва), Лозовская филия Харьковского автодорожного техникума.
Общеобразовательные учебные заведения:
В советское время единственной украинской школой была школа № 10, а все остальные были русскими
Лозовая — один из главных промышленных центров Слобожанщины, второй по объемам производимой продукции центр Харьковской области. В городе хорошо развиты разные отрасли промышленности, однако ведущие — машиностроительная, легкая и пищевая. В городе множество различных предприятий, крупнейшие из них:
В Лозовой хорошо развиты культурная и спортивно-оздоровительная сферы. В городе находится Городской дворец культуры (бывший ДК ЛКМЗ), Районный дом культуры. Для детей и подростков работает множество секций и кружков, есть Лозовской дом детского творчества. Спорт Лозовой представлен несколькими ДЮСШ: «Юность», «Олимпия» и «Локомотив». В городе весомая часть спортсменов предоставлена борьбой (вольная борьба, дзюдо, самбо). Спортсмены из Лозовой завоевывают призовые места не только на областном уровне, но и на всеукраинском и даже на мировом. В городе есть стадион «Локомотив». Футбольный клуб «Лозовая» играет на областном уровне, являясь одним из фаворитов чемпионата области. В городе находится множество парков и скверов:
Также в Лозовой расположено множество памятников, монументов и бюстов, среди них:
Рядом с городом расположен 61-й арсенал Южного оперативного командования сухопутных войск ВС Украины (в/ч 0829) со складами боеприпасов, где хранились 90 тысяч тонн артиллерийских снарядов, 80-миллиметровых мин, 150-миллиметровых реактивных снарядов. Площадь арсенала — около 500 га, общая масса боеприпасов на 27.08.2008 — 95 тысяч тонн (больше, чем в Новобогдановке).
В результате, по официальной версии, непотушенного лесного пожара (рядом с частью леса нет) 27 августа 2008, раздутого порывами ветра, огонь в 16:20 распространился на базу с арсеналом. Взрывы снарядов начались в 18:10. Дым и вспышки от взрывов ночью с 27 на 28 августа были видны на расстоянии 30 км от города. В ночь на 28 августа население эвакуировано в радиусе 3 км от складов.
28 августа из-за пожара взорвалась газораспределительная станция возле воинской части.
ЧП в Лозовой глазами очевидцев
Транспорт является одной из градообразующих отраслей наряду с машиностроением. Автотранспортный узел на трассе Харьков — Павлоград Т-2107. Автовокзал: рейсы на Харьков, Донецк, Днепропетровск, летом — Бердянск, Кирилловка.
Городские автобусные маршруты: «МКР-Н4-Рынок-Вокзал», «МКР-Н4-Рынок-Панютино», «Кольцевой 1,2,3», «МКР-Н4-Рынок-Светловщина», «Лозовая-Кон3авод-124», «Лозовая-Братолюбовка/Бритай/Вишня».
В Лозовой расположен крупный железнодорожный узел. От станции Лозовая железнодорожные линии идут на Харьков, Полтаву, Славянск, Синельниково, Симферополь. Имеется локомотивное депо. Через Лозовую часть поездов проходит на Крым, несколько поездов летом на Кавказ. В советское время около 90 % всех поездов на Кавказ шли по Харьковскому ходу через Лозовую, однако после развала СССР все эти поезда были переведены на Воронежский ход.
В городе находятся несколько АТП: № 16309, 16347 и другие.
В городе работает Локомотивное депо Лозовая ТЧ-9 ЮЖД. Приписной парк: тепловозы ТЭП70, 2ТЭ116, ЧМЭ3; электровозы ВЛ11, один электровоз ВЛ22. Депо является оборотным для электровозов ВЛ8 ТЧ Славянск, в летний период — для ЧС2 и ЧС7 депо Мелитополь. На ПТОЛ проходят ТО локомотивы ТЧ Нижнеднепровск-Узел, Славянск и Красный Лиман.
Лозовчане участвовали в боевых действиях ВС СССР. В частности, 397 жителей Лозовой и Лозовского района участвовали в советской кампании в Афганистане. В их память, а также в честь всех воинов-афганцев в городе сооружен памятник, в честь погибших названы улицы города и установлены мемориальные доски.
Шатура, Московская область, Россия (с 2009 г.)
Это заготовка статьи по географии Харьковской области. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Лозовской городской совет | |
---|---|
Город | Лозовая |
Посёлок городского типа | Панютино |
Сёла | Герсевановское • Димитрова • Домаха • Лесовское • Хлебное |
Лозовая.