Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Кякук сяйе

Перейти к: навигация, поиск
Кякук сяйе
Тип Народный с языческими элементами
Отмечается башкирами
в период с конца апреля до середины июля
Празднование Народные гулянья
Связан с встречей весны

Кякук сяйе (Кукушкин чай; башк. Кәкүк сәйе, от башк. кәкүк — «кукушка», сәй — «чай») — башкирский обрядовый праздник, посвящённый встрече весне.

История

Кякук сяйе свое начало берёт от архаичных доисламских верований, которые были связаны с древним культом птиц у башкир — о способности душ умерших превращаться в птиц.

Традиции

Кякук сяйе проводился в весенне-летний период — с конца апреля до середины июля.

Организатором праздника обычно являлась пожилая женщина, знающая правила проведения торжества[1]. В некоторых районах её называли юлбарсы. Юлбарсы одевалась в пёстрое платье и украшенный монетками красный камзол-безрукавку, а на голову были наброшены два платка: один платок с пришитыми по краям медными круглыми бляшками — накидывался на голову в развернутом виде и покрывал всю спину, а другой — повязывался косынкой. Поверх платков надевала шапочку с высокой тульей. Обычно, организаторы устанавливали дату проведения праздника по времени прилета и голосу кукушки.

В день торжества празднично одетые женщины и дети собирались на склоне горы или на берегу реки, иногда на лужайке перед домом, для чаепития приносили с собой беляш (бэлиш), баурсак, блины, губадию, мёд, чак-чак, эремсек и другие.

Кякук сяйе начинался с обряда умилостивления кукушек: под корни деревьев, на которых куковали кукушки, дети поливали молоко, катык и клали яйца, а на ветки деревьев завязывали красные ленты. Пожилые женщины читали молитвы, смотря на вершины деревьев, просили у кукушек даровать изобилие пищи, мира и благополучие роду. А потом дети подбирали хворост, сушняк для разведения костра. Пока женщины приступали к кипячению чая и приготовления пищи, молодежь играла в различные народные игры («Ак тирэк, кук тирэк», «Кумер юзек», «Йэшерэн яулык», «Ус букэн», «Ак кайын», «Балга бар», бег взапуски, прыжки, перетягивание каната между командами девушек и молодых женщин и др.), исполняли танцы, песни и такмаки.

Пожилые женщины во время чаепития, рассказывали поучительные истории, легенды, сказки, предрассудки о кукушке. После чаепития, загадывали желание и гадали, прислушиваясь к кукованию кукушки. Иногда на празднике раскладывали остатки каши на камнях, деревьях, пнях, и обращаясь к природе и птицам, произносили благопожелания с просьбой об изобилии и благополучии. Женщины исполняли песни о кукушке, исполняли танцы.

См. также

Литература

  • Нагаева Л. И. Весенне-летние празднества и обряды башкир. //Исследования по исторической этнографии Башкирии: сб. науч. тр. Уфа, 1984.
  • Сулейманова М. Н. Доисламские верования и обряды башкир. Уфа, 2005.

Примечания

  1. Азалия Илимбетова. Образ кукушки в доисламских верованиях башкир.// «Ватандаш», 2012. № 3.

Ссылки

  • Сулейманова М. Н. Кукушкин чай. // Башкортостан: краткая энциклопедия. — Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.— 672 с. — С.355.
  • Сулейманова М. Н. Кякук сяйе. // Статья в Башкирской энциклопедии. (башк.)
  • Азалия Илимбетова. Образ кукушки в доисламских верованиях башкир.// «Ватандаш», 2012. № 3.

Видеозаписи

  • Кукушкин чай. Автор сценария: Г. Кулсарина; реж.: Л. Султангулова. (башк.)

Кякук сяйе.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24