Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Куриный бог

Куриный бог (иногда собачий бог, «собачье счастье», Боглаз) — небольшой камень с отверстием[1] естественного происхождения, проточенным водой, речной или морской. В древности ему приписывали свойства оберегать животных и жилища от злых сил. То есть, куриный бог это - апотропей (от греч. apotropaios — отвращающий беду), амулет, "оберег", в археологии и этнографии название предметов и изображений, которым приписывалась магическая способность отгонять злых духов.

Содержание

Этимология

Название куриный бог образовано, по аналогии со «скотий бог» (так характеризуется Волос в летописях) — оберег скота; функции того и другого оберега могли выполнять одни и те же предметы. В Нижегородской губернии горлышки от разбитых кувшинов вешали в курятниках и под стрехами домов, полагая, что это помешает домовому и щипать кур, и мучить скот. «Скотьими богами» называли и святых Кузьму и Демьяна — покровителей скота. В Ярославской губернии «собачиным богом» именовали старый горшок, который помещали на высоком шесте в том месте двора, где находятся насесты: «В горшке селится дух, покровительствующий курам».

Исторические корни

По А. Н. Афанасьеву, в Костромской губернии такой собачий камень вешают как талисман в псарне, чтобы кикиморы не давили собак.

В некоторых деревнях вешают в псарнях круглые камни с небольшим отверстием внутри; такой камень, напоминающий громовый молот Тора, предохраняет птицу от болезней и называется собачьим богом.

А. Н. Афанасьев. Глава XV. Огонь // Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трех томах. — М.: Современный писатель, 1995. — 416 с. — ISBN 5-265-03309-2

Собачий (куриный) бог — у славян название ритуального предмета, оберега домашней птицы. Роль собачьего бога могли выполнять камешки со сквозными отверстиями, горшок, кринка или глиняный рукомойник без дна, горлышко от разбитого кувшина, изношенный лапоть и др. Обычно их помещали в псарне около кормушки или над ней, под стрехами хлевов, вешали на кол во дворе и т. д. Делали это, чтобы собаки хорошо спали и были целы, чтобы домовой и кикимора не пугали, не давили и не воровали их.

Поверья

  • По поверьям, приносит удачу и здоровье нашедшему. Если камень дарился кому либо, то одариваемый должен был поцеловать того кто дарил, чтоб перенять удачу, здоровье и т. д.

Галерея

См. также

Примечания

  1. Е. Левкиевская "Заложные" покойники и неправильная смерть. Кикимора. // Мифы русского народа. — М.: Астрель, 2003. — С. 228. — 477 с. — ISBN 5-271-06698-3

Литература

  • А. Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трех томах. — М.: Современный писатель, 1995. — ISBN 5-265-03309-2
  • Dmitrij Zelenin. Russische (Ostslavische) Volkskunde. Grundriß der slavischen Philologie und Kulturgeschichte. Hrsg. v. Reinhold Trautmann und Max Vasmer. Walter de Gruyter, Berlin/Leipzig, 1927.
  • Е. Левкиевская "Заложные" покойники и неправильная смерть. Кикимора. // Мифы русского народа. — М.: Астрель, 2003. — 477 с. — ISBN 5-271-06698-3

Ссылки

Куриный бог.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24