Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Крушение на станции Гонжа

Крушение на станции Гонжа
Подробные сведения
Дата 9 декабря 2001
Время 16:40 — 16:43
Место станция Гонжа (с. Гонжа, Магдагачинский район, Амурская область)
Страна  Россия
Железнодорожная
линия
Свободненское отделение Забайкальской железной дороги
Оператор МПС России
Тип происшествия Крушение
Причина проезд запрещающего сигнала из-за позднего применения автотормозов
Статистика
Поезда № 2126, 3004, 2805
Погибшие 2

9 декабря 2001 года на станции Гонжа Забайкальской железной дороги произошло крушение с тяжёлыми последствиями в результате столкновения трёх грузовых поездов.

Крушение

В 16:29 на первом участке удаления станции Гонжа по 2-му главному пути остановился грузовой поезд № 2516 под управлением локомотивной бригады в составе машиниста Белоусова и помощника машиниста Шайдурова (депо приписки — Магдагачи). Причина остановки поезда была технической — на его электровозе ВЛ80С-780/798 (депо приписки — Могоча) произошло перекрытие поворотного и наклонного изоляторов главного выключателя.

Дежурная по станции (ДСП) Гонжа Петрова связалась с машинистом Петровым, который вёл поезд № 3004, и предупредила об остановке впереди идущего поезда № 2516 на перегоне, в связи с чем выходной сигнал со 2-го главного пути был закрыт. Далее Петрова связалась с машинистом Кузнецовым, который вёл поезд № 2126 и на тот момент находился у проходного светофора № 6, и предупредила его о закрытом входном светофоре (по причине остановки поезда № 3004 на станции). Машинист Кузнецов подтвердил принятие информации о закрытом входном сигнале, поэтому ДСП вышла из помещения для встречи поезда № 3004. В 16:33 у красного выходного сигнала станции на 2-м главном пути остановился поезд № 3004. Поезд полностью поместился на станции, а расстояние между его последним вагоном и позади расположенным входным светофором составляло 38 метров.

Следом за ним ехал № 2126 весом 5281 т при длине 62 вагона (~870 м) и ведомый электровозом ВЛ80С-788/809 (депо приписки — Могоча, оборудован системами УКБМ, Л159 и системой от ухода назад усл. № 1227) под управлением локомотивной бригады из депо Магдагачи: машинист 2-го класса Ю. В. Кузнецов (1962 г.р., стаж 10 лет), и помощник машиниста С. А. Сонин (1983 г.р., стаж два месяца). При подходе к предвходному светофору с жёлтым огнём машинист Кузнецов отпустил тормоза на скорости 40 км/ч и превысил при этом давление в тормозной магистрали на 0,3 кг/см², таким образом нарушив инструкцию по тормозам (№ ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277). После того как поезд № 2126 на скорости 35 км/ч проехал предвходной сигнал, а до закрытого входного оставалось 1400 метров, Кузнецов не стал снижать скорость, более того — на уклоне в 5 тысячных (1/200) № 2126 начал разгоняться. Помощник машиниста Сонин трижды докладывал машинисту о подходе к красному сигналу и даже периодически нажимал рукоятку бдительности, но при этом, видя что машинист не снижает скорость поезда, не предпринял никаких мер (например, дёрнуть стоп-кран) по предотвращению проезда запрещающего сигнала. Лишь за 335 метров от входного светофора, когда поезд разогнался уже до 50 км/ч, машинист Кузнецов наконец задействовал тормоза, применив поначалу тормозную ступень 0,7 кгс/см², а затем ещё две величиной 1,0 и 1,3 кгс/см². Однако при такой скорости даже при экстренном торможении тормозной путь составил бы 402 метра, а при полном служебном торможении — 424 метра. В результате, в 16:40 поезд № 2126 проехал запрещающий входной светофор станции Гонжа и на скорости 32 км/ч врезался в хвост поезда № 3004.

От удара электровоз поезда № 2126 и 4 вагона поезда № 3004 сошли с рельсов, при этом 3 вагона (порожние) вышли за габарит и оказались на 1-м главном пути. Всего через пару минут на станцию Гонжа въехал грузовой поезд № 2805 весом 2746 т при длине 61 вагон (~855 м) и ведомый электровозом ВЛ80С-1408/1225 (депо приписки — Завитая) под управлением локомотивной бригады из депо Магдагачи (подменный пункт Сковородино), состоящей из машиниста И. В. Котова, и помощника машиниста А. А. Персина. Так как станция Гонжа находится в кривой, из-за чего станционные пути имеют сильный изгиб, то бригада поезда № 2805 не могла видеть полностью № 3004 и не подозревала об опасности. В результате, когда они увидели сошедшие вагоны, то расстояния для торможения уже не оставалось, поэтому бригада применила экстренное торможение и выбежала из кабины. В 16:43 поезд № 2805 левой стороной врезался в сошедшие вагоны, причём у электровоза ВЛ80С-1408/1225 от удара разрушило боковую стенку. Машинист Котов и помощник машиниста Персин погибли, так как находились в этот момент в боковом проходе.

Расследование

Литература

  • Приказ № 53 МПС России от 29 декабря 2001 г. «О крушении грузовых поездов № 2126, 3004, 2805 на станции Гонжа Забайкальской железной дороги»
  • В. А. Крутов. Со смертельным исходом (рус.) // Локомотив. — 2002. — № 2. — С. 4—6.

Крушение на станции Гонжа.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24