Достопримечательность | |
Кремлёвская АЗС на Волхонке
|
|
Фотография 2011 года Адрес: Волхонка, между владениями 14 и 16 |
|
Страна | Россия |
Город | Москва |
Тип здания | бензоколонка |
Архитектурный стиль | ар-деко |
Автор проекта | Душкин, Алексей Николаевич (?) |
Дата постройки | 1930-е |
Статус | выявленный объект культурного наследия[1] |
Кремлёвская АЗС на Волхонке на Викискладе |
Кремлёвская АЗС на Волхонке — по некоторым сведениям, одна из старейших сохранившихся бензоколонок Москвы. Действующая бензоколонка, предназначенная только для правительственных машин[2]. Единственная бензоколонка в пределах Бульварного кольца, единственный реализованный элемент Дворца Советов и одно из последних сохранившихся зданий советского ар-деко[3].
По одной из версий, построена по типовому проекту знаменитого архитектора Алексея Душкина (автора сталинской высотки у Красных ворот, «Детского мира» на Лубянке, станции метро «Кропоткинская»). Имеет статус вновь выявленного памятника архитектуры[4].
«Заправка должна была стать частью огромного комплекса Дворца Советов, который хотели построить на месте взорванного в 1931 году храма. Но в итоге здесь открыли бассейн „Москва“, а АЗС стала единственным напоминанием о грандиозных планах. (…) Практически все оригинальные детали сохранились нетронутыми, кроме самих колонок — их несколько лет назад заменили новыми»[3].
Другая бензоколонка, построенная по аналогичному проекту, заброшена и находится в р-не «Аэропорт», по адресу улица Черняховского, между домами 16 и 18[5].
Сегодня это «кремлевская», режимная бензоколонка – между прочим, последний рудимент древней функции Государевых конюшен. ("Архнадзор")[6] |
В 2010 годах было решено превратить соседний Пушкинский музей в Музейный городок, ради чего планируется перестроить квартал. Бензоколонка, которая занимает большое пространство напротив Храма Христа Спасителя, оказалась под угрозой сноса[4]. В частности, среди макетов, представленных известным английским архитектором Норманом Фостером на ее месте изображен хай-тековский пятилистник. Позже эта идея была отвергнута, однако в 2013 году при обсуждении на Архсовете проекта «среди высказанных музею рекомендаций прозвучало предложение перенести на другое место бензоколонку и построить на ее месте выставочный зал»[7].
В числе озвученных мест — перенос «в более органичную для него архитектурную среду (например, „Дома на набережной“ или конструктивистского „Гаража“)»[8].
«Жизнь» бензоколонки продлевает то, что она находится не в собственности города Москва, а принадлежит федеральным структурам[4]. Площадка входит в территорию охранной зоны федерального памятника и имеет предмет охраны, поэтому ничего там проектировать нельзя до юридического решения этого вопроса[9].
Координатор общественной организации «Архнадзор» Рустам Рахматуллин считает, что: «Желание Архитектурного совета застроить эту территорию — это только желание. Этот участник является территорией памятников, а именно усадьбы князей Голицыных, Волхонка, 14. На этой территории не возможно не только испортить или снести дом, но и застроить пространство. Только в режиме реставрации»[4].
Кремлёвская АЗС на Волхонке.