Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Кремлёвская АЗС на Волхонке

Перейти к: навигация, поиск
Достопримечательность
Кремлёвская АЗС на Волхонке
Фотография 2011 года
Адрес: Волхонка, между владениями 14 и 16
Страна Россия
Город Москва
Тип здания бензоколонка
Архитектурный стиль ар-деко
Автор проекта Душкин, Алексей Николаевич (?)
Дата постройки 1930-е
Статус выявленный объект культурного наследия[1]

Кремлёвская АЗС на Волхонке — по некоторым сведениям, одна из старейших сохранившихся бензоколонок Москвы. Действующая бензоколонка, предназначенная только для правительственных машин[2]. Единственная бензоколонка в пределах Бульварного кольца, единственный реализованный элемент Дворца Советов и одно из последних сохранившихся зданий советского ар-деко[3].

По одной из версий, построена по типовому проекту знаменитого архитектора Алексея Душкина (автора сталинской высотки у Красных ворот, «Детского мира» на Лубянке, станции метро «Кропоткинская»). Имеет статус вновь выявленного памятника архитектуры[4].

История

«Заправка должна была стать частью огромного комплекса Дворца Советов, который хотели построить на месте взорванного в 1931 году храма. Но в итоге здесь открыли бассейн „Москва“, а АЗС стала единственным напоминанием о грандиозных планах. (…) Практически все оригинальные детали сохранились нетронутыми, кроме самих колонок — их несколько лет назад заменили новыми»[3].

Другая бензоколонка, построенная по аналогичному проекту, заброшена и находится в р-не «Аэропорт», по адресу улица Черняховского, между домами 16 и 18[5].

Сегодня это «кремлевская», режимная бензоколонка – между прочим, последний рудимент древней функции Государевых конюшен. ("Архнадзор")[6]

Судьба в XXI веке

Макет квартала в 2012 году с отвергнутым позже «пятилистником» Нормана Фостера

В 2010 годах было решено превратить соседний Пушкинский музей в Музейный городок, ради чего планируется перестроить квартал. Бензоколонка, которая занимает большое пространство напротив Храма Христа Спасителя, оказалась под угрозой сноса[4]. В частности, среди макетов, представленных известным английским архитектором Норманом Фостером на ее месте изображен хай-тековский пятилистник. Позже эта идея была отвергнута, однако в 2013 году при обсуждении на Архсовете проекта «среди высказанных музею рекомендаций прозвучало предложение перенести на другое место бензоколонку и построить на ее месте выставочный зал»[7].

В числе озвученных мест — перенос «в более органичную для него архитектурную среду (например, „Дома на набережной“ или конструктивистского „Гаража“)»[8].

«Жизнь» бензоколонки продлевает то, что она находится не в собственности города Москва, а принадлежит федеральным структурам[4]. Площадка входит в территорию охранной зоны федерального памятника и имеет предмет охраны, поэтому ничего там проектировать нельзя до юридического решения этого вопроса[9].

Координатор общественной организации «Архнадзор» Рустам Рахматуллин считает, что: «Желание Архитектурного совета застроить эту территорию — это только желание. Этот участник является территорией памятников, а именно усадьбы князей Голицыных, Волхонка, 14. На этой территории не возможно не только испортить или снести дом, но и застроить пространство. Только в режиме реставрации»[4].

Ссылки

  • Фотогалерея советских бензоколонок
  • Фото на Oldmos[1]

Примечания

  1. Объекты культурного наследия
  2. Переломная Москва — Советская Москва // Большой город
  3. ↑ В зоне риска: АЗС «Кремлёвская» // The Village
  4. ↑ Старейшую бензоколонку Москвы могут снести // МК
  5. Заброшенная советская АЗС с грибками (Москва)
  6. Р.Рахматулин. Волхонка и Чертолье — 5 // Архнадзор
  7. Фостера ждут на Волхонке // Российская газета
  8. Национальный центр культуры и искусства «Большая Волхонка»
  9. Архсовет Москвы рекомендовал возвести здание для ГМИИ на месте бензоколонки // Ведомости

Кремлёвская АЗС на Волхонке.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24