Линейные крейсера типа «Аляска» | |
---|---|
Alaska-class big cruisers | |
Проект | |
Страна | |
Годы в строю | 17 июня 1944 — 17 февраля 1947 |
Запланировано | 6 |
Построено | 2 |
Отменено | 4 |
Отправлено на слом | 3 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | стандартное 29 779 т, полное 34 253 т |
Длина | 241,2 м / 246,4 м |
Ширина | 27,7 м |
Осадка | 9,7 м |
Бронирование | пояс — 127…229 мм; траверзы — 260 мм; палубы — 36+96-102+16 мм; башни ГК — 325 мм; барбеты — 280…330 мм; боевая рубка — 269 мм |
Двигатели | 4 ТЗА General Electric |
Мощность | 150 000 л. с. (110,3 МВт) |
Движитель | 4 |
Скорость хода | 33 узла (61,2 км/ч) |
Дальность плавания | 12 000 миль на 15 узлах |
Экипаж | 1517 человек |
Вооружение | |
Артиллерия | 3 × 3 — 305-мм/50, 6 × 2 — 127-мм/38 |
Зенитная артиллерия | 14 × 4 — 40-мм/56, 34 × 1 — 20-мм |
Авиационная группа | 2 катапульты, 4 гидросамолёта[1] |
Изображения на Викискладе | |
Линейные крейсера типа «Аляска» — тип линейных крейсеров флота США времён Второй мировой войны. В ВМС США классифицировались как «большие крейсера». Всего построено 2 единицы: «Аляска» (англ. CB-1 Alaska) и «Гуам» (англ. СB-2 Guam). Крейсер «Гавайи» (англ. CB-3 Hawaii) остался недостроенным. «Филиппины» (англ. Philippines), «Пуэрто-Рико» (англ. Puerto Rico), «Самоа» (англ. Samoa) не закладывались, заказ на их строительство был отменён 24 июля 1943 года.
С началом Второй мировой войны все международные договоры об ограничении вооружений утратили смысл и теперь адмиралы поспешили воспользоваться возможностью заказывать именно те корабли, которые им был нужны, а не те, которые были позволены договорами. На рассмотрение командования американского флота был представлен целый ряд проектов крейсеров водоизмещением от 6000 до 38 000 тонн. В итоге был принят проект крейсера с 305-мм артиллерией.
На него возлагались задачи истребления японских тяжёлых крейсеров, внушавших большие опасения, а также сопровождение быстроходных авианосных соединений. Отношение к будущим «Аляскам» было неоднозначным, ряд адмиралов выступили противниками столь дорогого и бесполезного, на их взгляд, корабля. Судьбу крейсеров решила поддержка влиятельного адмирала Кинга и особенно президента США Ф. Рузвельта.
19 июля 1940 года Конгресс США принял программу усиления флота, согласно которой, в частности, предполагалось построить 6 крейсеров этого проекта. Поскольку в силу их слабого бронирования и специфического предназначения их было невозможно классифицировать как battlecruisers, они получили ранее не употреблявшееся обозначение «большой крейсер» (англ. Big cruisers - CB). Необычность новых кораблей подчёркивалась и их названиями — если линкоры США именовались в честь штатов, а крейсера в честь городов, то большие крейсера получили названия в честь заморских владений США.
До начала 1945 года занимался боевой подготовкой вместе с «Гуамом», затем был включен в состав 58-го оперативного соединения (Tactical Forces. 58). Участвовал в операциях по захвату Иводзимы и Окинавы. 18 марта 1945 года добился единственного в своей карьере боевого успеха сбив 2 японских самолёта. В июле 1945 года безуспешно действовал против японского судоходства в Жёлтом море. После окончания войны входил в состав 7-го флота США. 2 февраля 1947 года был поставлен на консервацию.[2]
До начала 1945 года занимался боевой подготовкой вместе с «Аляской», затем был включен в состав 58-го оперативного соединения (Tactical Forces. 58). Участвовал в операциях по захвату Иводзимы и Окинавы. 18 марта 1945 года добился единственного в своей карьере боевого успеха сбив 1 японский самолёт. В июле 1945 года безуспешно действовал против японского судоходства в Жёлтом море. После окончания войны входил в состав 7-го флота США. 2 февраля1947 года был поставлен на консервацию.[2]
Строительство было прекращено вскоре после окончания войны при готовности 84 %. На корабле уже успели смонтировать 2 из трёх башен главного калибра.
Слишком большие и дорогие для того, чтобы использоваться в качестве крейсеров и слишком слабые и уязвимые для совместных операций с линкорами, к тому же явно запоздавшие с появлением на свет, они, по оценке самих американских специалистов «были самыми бесполезными из больших кораблей, построенных в эпоху Второй мировой войны».
— Кофман В.Л. Суперкрейсера 1939-1945. «Большие крейсера» типа «Аляска».
Пост-вашингтонские линкоры и линейные крейсера | |
---|---|
Великобритания: тип «Нельсон» (1926) • тип «Кинг Джордж V» (1939) • тип «Лайон»* • «Вэнгард» (1944) | Германия: тип «Шарнхорст» (1936) • тип «Бисмарк» (1939) • тип «H»* • тип «P»* | Италия: тип «Литторио» (1937) | Нидерланды: пр. 1047* | СССР: пр. 23 («Советский Союз»)* • пр. 69 («Кронштадт»)* • пр. 82 («Сталинград»)* | США: тип «Северная Каролина» (1940) • тип «Южная Дакота» (1940) • тип «Айова» (1942) • тип «Аляска» (1943) • тип «Монтана»* | Франция: тип «Дюнкерк» (1935) • тип «Ришельё» (1939) • тип «Эльзас»* | Япония: тип «Ямато» (1940) • тип B-65* * — недостроенные корабли и проекты |
Крейсера типа «Аляска».