Космическая Платформа (или Спутниковая Платформа) — это общая унифицированная модель для построения космических аппаратов (КА), которая включает в себя все служебные системы спутника (т.н. Модуль Служебных Систем), а также конструкцию модуля полезной нагрузки, но без целевой ретрансляционной аппаратуры.
С другой стороны, в зависимости от типа КА, понятие платформа часто употребляется для обозначения Модуля Служебных Систем, содержащего только лишь служебные системы спутника (без конструкции модуля полезной нагрузки).
Содержание |
Использование космических платформ имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальным изготовлением космический аппаратов[1]:
Космическая платформа обычно применяется для изготовления геостационарных спутников связи, но может служить и для других проектов.
Обычно, в космическую платформу входят все служебные системы спутника кроме модуля полезной нагрузки. В этом случае, платформа также называется Модулем служебных систем и содержит[2][3][4]:
Также, на космической платформе предусматривается место для установки отсека полезной нагрузки и антенн. Тем не менее, на платформах для построения спутников связи, например Спейсбас, Экспресс или SS/L 1300, конструкция модуля полезной нагрузки (без ретрансляционной аппаратуры установленной на ней) обычно тоже считается частью платформы.
Обычно платформы оптимизируются под массу выводимой полезной нагрузки, что в свою очередь определяет массу всего спутника и мощность системы энергоснабжения[4].
Одним из важнейших параметров является отношение массы ПН к общей массе КА. Очевидно, что чем лучше это соотношение, тем эффективнее могут быть выполнены задачи миссии. Обычно грузоподъемность ракеты-носителя определяет максимальную массу КА на орбите. Таким образом, чем меньше весит платформа, тем больше полезного груза может быть доставлено на заданную орбиту[4][5].
В настоящее время это отношение составляет примерно 18-19 % для современных тяжелых телекоммуникационных платформ, таких как Спейсбас или Экспресс 2000. Основной технологической проблемой является энергетическая стоимость повышения орбиты с геопереходной до геостационарной. КА должны нести большое количество горючего для повышения орбиты (до 3 тонн и больше). Кроме того, ещё 400—600 кг используется для удержания спутника на заданной орбите за все время активной эксплуатации[6][7].
В недалеком будущем, широкое использование электрических ионных двигателей, а также уменьшение массы солнечных батарей и аккумуляторов должно привести к улучшению отношения массы ПН к общей массе КА до 25 % и более[6][7].
Одним из самых перспективных направлений является развитие электрических ионных и плазменных двигателей. Эти двигатели обладают гораздо более высоким удельным импульсом по сравнению с традиционными двух-компонентными гидразиновыми системами (1500-4000 сек. против 300 сек) и поэтому их использование может привести серьёзному уменьшению массы спутников и соответствующему уменьшению стоимости их запуска. Например, электрический ионный двигатель фирмы Boeing XIPS25, использует всего лишь 75 кг горючего для удержания спутника на орбите в течение 15 лет. При возможном использовании этого двигателя для повышения и последующего удержания орбиты, можно сэкономить до 50 млн Евро (хотя в данный момент эта функция полностью не используется)[5][6][7][8].
С другой стороны, использование новых технологий применительно к солнечным батареям (переход с кремниевых на многослойные GaInP/GaAs/Ge) и аккумуляторам (внедрение литий-ионных технологий) также приведет к снижению веса КА[9].
По массе (вместе с горючим), в настоящее время спутниковые платформы можно разделить на три категории[2][4]:
Также при разработке платформы учитываются тип вывода на опорную орбиту: прямой вывод или с довыводом с геопереходной на геостационарную орбиты с помощью апогейной ДУ спутника. В общем случае, КА построенные на легких платформах могут быть напрямую выведены на геостационарную орбиту, что позволяет избавиться от апогейного двигателя и сопровождающего его топлива.
В настоящее время основные производители геостационарных спутников используют следующие спутниковые платформы:
Название | Масса КА, кг | Мощн. ПН, кВт | К-во изготовл. (в производстве) КА | Производитель | Страна |
---|---|---|---|---|---|
Средние и тяжелые платформы | |||||
Spacebus 4000[4] | 3000-5900 | до 11,6 | 65 (7) | Thales Alenia Space | / |
Eurostar 3000[10] | до 6400 | 6 — 14 | более 60 | EADS Astrium | / |
Alphabus[11] | 6000 — 8800 | 12 — 18 | 0 (1) | EADS Astrium / Thales Alenia Space | / / |
Boeing 702 | до 6000 | до 18 | 25 (15) | Boeing | |
Boeing 601 | 73 (3) | Boeing | |||
SS/L 1300 | до 8000 | до 20 | 83 (25)[12] | Space Systems/Loral | |
A2100AX | 2800 — 6600 | до 15 | 36 | Lockheed Martin Space Systems | |
КАУР-4 | 2300 — 2600 | 1,7 — 6,8 | 31 | ОАО ИСС | |
Экспресс 2000[13] | до 6000 | до 14 | 0 (4) | ОАО ИСС | |
Дунфан Хун-4 (DFH-4) | до 5200 | до 8 | 12 | China Aerospace Science and Technology Corporation | |
Легкие платформы | |||||
STAR bus[14] | 1450 (сухая) | 1,5 — 7,5 | 21 (10) | Orbital Sciences Corporation | |
Экспресс 1000[13] | до 2200 | до 6 | 3 (18) | ОАО ИСС | |
A2100A | 1-4 | Lockheed Martin Space Systems | |||
LUXOR (SmallGEO) | 1600 — 3000 | до 4 | 0 (1) | OHB | |
Навигатор[15] | 650 — 850* | до 2,4 | 2 (6) | НПО им. Лавочкина | |
Яхта[16] | 350 — 500* | до 3,9 | 4 | ГКНПЦ им. М.В.Хруничева | |
Универсальная космическая платформа[17] | 950 — 1200 | до 3000 Вт | 4 (1)[18] | РКК «Энергия» | |
* Cухая масса платформы |
Космическая платформа.