Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Конференция ООН по устойчивому развитию Рио+20

Конференция ООН
«Конференция ООН по устойчивому развитию Рио+20»
RIO +20 United Nations Conference on Sustainable Development
Принятие: На конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию в июне 2012
Подписание: 20-22 июня 2012 года

Конференция Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию, также известная под названием «Рио+20», состоялась 20—22 июня 2012 года.

Содержание

Общая информация

Конференция прошла в Рио-де-Жанейро (Бразилия) через двадцать лет после исторической Встречи на высшем уровне «Планета Земля» 1992 года в Рио. Проведение Рио+20 дало людям также возможность представить, каким мы хотели бы видеть мир через 20 лет. Собравшиеся на Конференции Рио+20 лидеры стран, совместно с тысячами представителей частного сектора, НПО и других групп, совместными усилиями разработали стратегию того, как можно сократить уровень бедности, содействовать развитию социальной справедливости и обеспечить меры по охране окружающей среды с учётом всех факторов.[1]

Fernando Henrique Cardoso на Конференции Rio+20

История

Рио+20 — важная веха в ряду крупных конференций ООН, центральной из которых стал Саммит Земли- Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 года, поставивший вопросы устойчивого развития на первое место в повестке дня Организации Объединенных Наций и международного сообщества.

В первые десятилетия деятельности Организации Объединенных Наций (ООН)мировым экологическим проблемам уделялось не достаточно внимания в повестках дня международного сообщества. Организация больше обращала внимание на проблемы, связанные с эксплуатацией и использованием природных ресурсов, в частности, стремясь к тому, чтобы развивающиеся страны, производили контроль над собственными ресурсами. В течение 1960-х годов были заключены соглашения, касающиеся загрязнения морей, происходящих вследствие нефтяных разливов. С тех пор росла обеспокоенность международного сообщества, относящаяся к экологии планеты и благополучию человека. Организация Объединенных Наций (ООН) выступала в первых рядах по поводу состояния окружающей среды, как главный сторонник «устойчивого развития».

  • В 1972 году в Стокгольме (Швеция) впервые прошла Конференция ООН по проблемам окружающей среды, касающаяся взаимосвязи между экономическим развитием и ухудшением состояния окружающей среды. После Конференции правительства учредили Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая остается ведущим учреждением в мире по проблемам окружающей среды.
  • В 1973 году было создано Бюро ООН по вопросам Судано-сахельского района (ЮНСО), которое возглавило усилия по борьбе с распространением опустынивания в Западной Африке. Однако процесс принятия решений по этому вопросу продвигался крайне медленно. К тому же, состояние окружающей среды ухудшалось, более того, такие проблемы, как глобальное потепление, истощение озонового слоя и загрязнение воды, усугублялись, и темпы уничтожения природных ресурсов ускорялись.
  • В 1980-х годах прошли переговоры среди государств-членов по экологическим вопросам, в том числе переговоры касались договоров о защите озонового слоя и контроле над движением токсических отходов.
  • 3-14 июня 1992 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. На встрече была принята декларация, которая гласила, что «для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него». Декларация включается в себя 27 принципов, которые определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей.

На конференции в Рио-де-Жанейро была принята «Agenda 21» — программа того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точек зрения. Важной темой «Agenda 21» является необходимость ликвидации бедности с помощью предоставления бедным более широкого доступа к ресурсам, которые им необходимы для стабильной жизни.

По итогам Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) была учреждена Комиссия Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию.

  • С 26 августа по 4 сентября 2002 года в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялась Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию, которая помогла оценить достижения, произошедшие изменения и появившиеся новые проблемы после встречи на высшем уровне «Планета Земля» 1992 года. Этот саммит трансформировал цели, обещания и обязательства «Agenda 21» в конкретные, практические действия.
  • В июне 2012 года, спустя 20 лет после конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, вновь прошла встреча стран на саммите «Рио+20», где обсудили возникшие проблемы «зеленой» экономики, устойчивого развития и искоренения бедности.[2]

Проблемы, которыми займется «Рио+20»

Методы решения многих проблем в области устойчивого развития, включая вызовы, связанные с развитием городов, энергией, водой, продовольствием и экосистемами, известны. На «Рио+20» страны попытались найти пути их претворения в жизнь посредством осуществления следующих мер:

  • Переход к более безопасной для экологии экономике с уделением особого внимания искоренению нищеты.
  • Защита океанов от отлова рыбы, разрушения морских экосистем и отрицательного воздействия изменения климата.
  • Рациональное обустройство городов и создание в них более благоприятных условий для жизни.
  • Более широкое использование возобновляемых источников энергии, что позволит существенно сократить выбросы углерода и масштабы загрязнения окружающей среды внутри и вне помещений, одновременно содействуя экономическому росту.
  • Более эффективное управление лесами обеспечивает целый ряд преимуществ — сокращение масштабов обезлесения вдвое к 2030 году позволит избежать ущерба от изменения климата в результате выброса парниковых газов, составляющего, по оценкам, 3,7 трлн долл. США, если даже не учитывать стоимость рабочих мест и дохода, биоразнообразия, чистой воды и медицинских препаратов, обеспечиваемых лесами.
  • Улучшение способов сохранения и управления водными ресурсами в целях содействия развитию и защиты от опустынивания.[3]

Календарь встреч

Конференция ООН по устойчивому развитию РИО +20

Первый подготовительный комитет

Собрался 16-18 мая 2010 года, сразу же после завершения восемнадцатой сессии и первого заседания девятнадцатой сессии Комиссии.

Первая межсессионная встреча

Проведена 10-11 января 2011 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Межсессионное заседание было посвящено обсуждению целей конференции и двух её основных тем. Межсессионное заседание — не путать с переговорной сессией — представляло собой панельные дискуссии научных кругов, неправительственных организаций, а также делегатов и представителей ООН.

Второй подготовительный комитет

Собрался 7-8 марта 2011 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке (США), сразу же после Межправительственного совещания по политике 19-й сессии Комиссии по устойчивому развитию.

Вторая межсессионная встреча

Состоялась 5-16 декабря 2011 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

Третья межсессионная встреча

Состоялась 5-7 марта 2012 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

Конференция ООН по устойчивому развитию

Третий подготовительный комитет по устойчивому развитию начал свою работу 13 июня 2012 года в Рио-де-Жанейро и завершил её 15 июня 2012 года, в день открытия конференции ООН по устойчивому развитию[4]. Переговоры прошли 20-22 июня 2012 года в Рио-де-Жанейро[5][6].

Спорные моменты

Иран

По поводу участия Ирана в конференции «Рио+20» возникли жаркие дискуссии. Иран посылает на конференцию делегацию во главе с президентом Ахмадинежадом[7][8]. Дискуссии по поводу участия Ирана возникли из-за того, что у ИРИ имеются серьёзные экологические проблемы, которые страна не спешит решать. Кроме того, Иран продолжает нарушать права человека и отказывается от сотрудничества с МАГАТЭ по своей ядерной программе, хотя далеко не все эти вопросы имеют отношение к повестке дня Рио-2012. Многие полагают, что Ахмадинежад планирует использовать площадку конференции для политической пропаганды[9], хотя отрицать, что саммит предоставляет такую площадку, было бы наивным.

Быстрая индустриализация Ирана привела к сильному загрязнению воздуха в Тегеране и других крупных городах. Ещё одна проблема ИРИ — рост потребления энергии[10]. Иран — одна из наиболее энергоемких стран мира, что связано с отсутствием развитой инфраструктуры, государственных субсидий на энергоносители, а также с неэффективным потреблением[10]. Воздух загрязнен настолько, что Министерство здравоохранения Ирана сообщило об увеличении на 19% обращений в скорую помощь людей с жалобами на затруднение дыхания[11]. Казалось бы, эти проблемы говорят в пользу участия Ирана в саммите.

Министр здравоохранения Ирана Марзие Вахиди Дастджерди заявил, что сегодня в крупных городах страны нет альтернативы решению экологических проблем, кроме закрытия школ и других организаций[11]. По меньшей мере 3600 человек погибло от загрязнения воздуха в Тегеране в первые 9 месяцев 2010 года[12].

Ядерная программа Ирана также стала причиной серьёзных проблем с окружающей средой: с водными ресурсами, флорой и фауной[13]. Кроме того, местоположение некоторых ядерных объектов вызывает озабоченность. Так, Бушерская АС расположена в сейсмически опасной зоне[14]. Она находится на стыке трех плит (Арабской, Африканской и Евразийской), и эксперты полагают, что в случае землетрясения повреждения конструкций станции будут так сильны, что вызовут аварию, по масштабам равную Чернобылю[14]. Геолог из Кувейта Джасем аль-Авади предупредил, что утечки радиации могут нанести серьёзный вред странам Персидского залива, а особенно Кувейту, который находится всего в 276 км от Бушера[14]. С другой стороны, то же самое можно сказать и о ядерных программах других стран, включая США. По материалам Википедии, 8 атомных электростанций США находятся в сейсмически активных районах[15], и все ядерные реакторы оказывают негативное воздействие на окружающую среду. В основном, возражения против ядерной программы Ирана носят не экологический, а политический характер: целесообразно ли Ирану иметь программу по развитию ядерной энергетике, если она приведет к созданию ядерной бомбы[16].

Итоги конференции

Основным результатом конференции стал документ под названием "Будущее, которое мы хотим", на 49 бумажных страницах. В нём главы 192 государств подтвердили свою политическую приверженность устойчивому развитию и заявили о своей приверженности содействию устойчивому будущему.[17]

Важные результаты Конференции:

  • Была произведена попытка поддержать Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП) для того, чтобы сделать из него "ведущий глобальный природоохранный орган" [17], изложить восемь ключевых рекомендаций, включая, укрепление его управления с помощью универсального членства, увеличения его финансовых ресурсов.
  • Было заключено соглашение изучить альтернативы ВВП в качестве меры богатства, которые занимают экологические и социальные факторы.[18].
  • Все страны подтвердили обязательства по поэтапному отказу от субсидий на ископаемое топливо.Кроме того, по итогам текста, было более 400 добровольных обязательств в области устойчивого развития государств-членов.На Конференции министров африканских стран по проблемам окружающей среды, 40 африканских стран договорились о реализации данного документа.[19]

Будущее, которое хотят не все

Как создавался текст

Итоговая декларация саммита включает в себя 283 параграфа, и сильно отличается исходного варианта текста, представленного в январе 2012 года. После первого же заседания подготовительного комитета черновик увеличился в размерах более чем в 10 раз, и в последующие полгода, вплоть до субботы, 16 июня, участники переговоров убирали из текста как можно больше не согласованных моментов. Проект итогового текста был согласован всего на 40% накануне Конференции в субботу и Бразилия как страна-хозяйка среагировала на это и организовала неформальные консультации на основе своей версии текста, в которую вошли все согласованные и компромиссные формулировки по всем оставшимся острым вопросам. Текст был согласован в ночь на вторник, когда до прибытия глав государств и правительств оставались всего сутки. В итоге было принято несколько решений, касающихся запуска процесса разработки Целей устойчивого развития. Кроме того, стороны призвали Статистическое управление ООН разработать новые индикаторы устойчивого развития, которые бы дополнили ВВП, а также договорились расширить членство в совете Программы ООН по окружающей среде (UNEP). Но странам не удалось принять решение по защите биоразнообразия в международных водах.[20]

Недовольство общества

Общественные организации в последние три дня пытались привлечь внимание к тому, что итоговый документ оказался не согласован до конца . В частности, в выступлении своего представителя на первом пленарном заседании они публично заявили о том, что они не хотят иметь ничего общего с этим документом и потребовали убрать из первого абзаца слова "при активном участии гражданского общества".[20]

Итоги

Проведение переговоров не удовлетворило гражданское общество, но на "Рио+20" произошло довольно много важных событий. По данным ООН, общий объём заявленного финансирования для проектов устойчивого развития сельского хозяйства, энергетики и транспорта, снижения рисков природных катастроф, лесной политики и других направлениях превысил 510 миллиардов долларов. В итоге правительства стран, бизнес, общественные организации и университеты представили более 690 новых целей и проектов в сфере устойчивого развития и "зеленой" экономики. В целом Конференция "Рио+20" оправдала ожидания экспертов. Сопредседатель Международной ресурсной панели ООН Эрнст Ульрих фон Вайцзеккер в ходе своего визита в Москву в мае заявлял, что его прогноз по итогам конференции неудовлетворительный, поскольку странам не удалось вновь закрепить принципы декларации Рио-92.[20]

Примечания

  1. http://www.un.org/ru/sustainablefuture/about.shtml Сайт ООН (Российская версия)
  2. «Зелёный мир»
  3. http://www.un.org/ru/ecosoc/about/uncsd-rio.shtml Сайт ООН
  4. http://www.uncsd2012.org/rio20/index.php?page=view&type=13&nr=49&menu=46
  5. http://www.uncsd2012.org/rio20/index.php?page=view&type=13&nr=50&menu=46
  6. Brazil’s President Faces Defining Decision Over Forest Bill — NYTimes.com
  7. «Ahmadinejad, again in Latin America», 'La Nacion', 5 June 2012
  8. «Iranian president to attend Rio+20 Conference», 'Iran Daily Brief', 30 May 2012
  9. «Ahmadinejad comes to Rio +20 to show that Iran has friends» — 57 seconds in, 'J10 News', 30 May 2012
  10. ↑ «Middle East Environmental Law: Iran», 'Vermont Law School'
  11. ↑ «Public holiday in Iran’s capital due to pollution», 'Reuters Africa', 30 November 2010
  12. «Pollution in Tehran — The smoggiest of all capitals: A not-so-divine cloud enwraps Iran’s capital», 'The Economist', 29 December 2010
  13. «Iran Don’t Belong in Rio», 'Iranian.com', 30 May 2012
  14. ↑ «The Nightmare of an Iranian Earthquake», 'Il Tempo', 15 March 2011
  15. en:Nuclear power in the United States
  16. en:Views on the nuclear program of Iran
  17. ↑ The Future We Want Rio+20 Outcome Document
  18. Rio+20 Earth Summit: campaigners decry final document | Environment | guardian.co.uk
  19. At UN-backed conference, African countries adopt sustainable development measures. UN News Centre (September 14, 2012). Архивировано из первоисточника 12 декабря 2012. Проверено 16 сентября 2012.
  20. ↑ http://ria.ru/nature/20120623/679787921.html%7C Сайт РИА Новости

Ссылки

  • United Nations Conference on Sustainable Development
  • Videos, photos and informations about the Summit in Brazil
  • Rio+20 Portal. Building the Peoples Summit
  • Rio + 20: An Endangered Species? March/April 2012 journal Environment

Конференция ООН по устойчивому развитию Рио+20.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24