Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Константин (Зайцев)

Архимандрит Константин (в миру Кирилл Иосифович Зайцев; 28 марта 1887, Санкт-Петербург — 26 ноября 1975, Джорданвилль, штат Нью-Йорк, США) — священнослужитель Русской православной церкви за рубежом, богослов.

Содержание

Семья и образование

Отец — крещёный еврей, придерживался консервативных политических взглядов. Жена — Софья Артемьевна, по происхождению армянка, автор книг «Детскими глазами на мир» (Харбин, 1937) и «Путь через мир» (Шанхай, 1946), скончалась в 1945.

Изучал государственное право в Гейдельбергском университете (в семинаре профессора Георга Еллинека), окончил экономическое отделение Санкт-Петербургского политехнического института (1912), был оставлен для подготовки к научному званию по кафедре государственного права, занимался изучением крестьянской реформы 1861. Так как в политехническом институте было нельзя защитить диссертацию по государственному праву, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (экстерном), был оставлен при университете по кафедре административного права, в течение двух семестров стажировался на кафедре административного права Гейдельбергского университета.

Чиновник, преподаватель и журналист

Служил в 3-й экспедиции (ведавшую делами земских и городских самоуправлений) первого департамента Правительствующего Сената, в ведомстве земледелия и землеустройства, был делопроизводителем, помощником управляющего делами Особого совещания по продовольствию. Участвовал в белом движении на Юге России, в 1920 эмигрировал из Крыма в Константинополь. Переехал в Прагу, где был приват-доцентом административного права Русского юридического факультета, подготовил книгу, посвящённую дореформенному земельному строю в России, готовился к магистерским экзаменам. По приглашению П. Б. Струве (своего профессора в Санкт-Петербургском политехническом институте, позднее работавшего вместе с Зайцевым в Петрограде и Крыму) уехал в Париж, где участвовал в выпуске газеты «Возрождение». После ухода из этой газеты они сотрудничали в новом издании — «Россия и славянский мир». Струве его основал, а Зайцев в 19281933 редактировал. Также участвовал в издании журнала «Вера и жизнь». Находился в юрисдикции Русской православной церкви за рубежом, прихожанин Знаменской церкви в Париже.

В 1935 Зайцев был приглашён преподавать на юридический факультет Харбинского университета, который тогда покинули профессора, имевшие советское гражданство. В 1935—1936 — ректор Харбинского педагогического института. В 1936—1938 — профессор политэкономии юридического факультета Харбинского университета, опубликовал в местной периодике отдельные части своей работы о земельном строе, написанной в Праге. В этот период, по собственным воспоминаниям, «впервые приблизился к церкви», был профессором Харбинского Свято-Владимировского богословского института. Сотрудничал с японским дипломатическим ведомством в качестве аналитика, однако за протест против принуждения японскими властями православных эмигрантов к поклонению богине Аматерасу выслан в Русскую духовную миссию в Китае.

Священнослужитель

С 1944 — диакон, с 28 августа 1945 — иерей, рукоположен владыкой Иоанном (Максимовичем). Был священнослужителем в Циндао и Шанхае, в последний период жизни в Китае издал пять книг. Успехи коммунистических войск Мао Цзэдуна заставили его уехать в Сан-Франциско, куда он прибыл 27 мая 1949. В начале августа 1949 переехал в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, где 31 декабря 1949 был пострижен в монашество с именем Константин. В 1949—1975 — редактор журнала «Православная Русь», также редактировал ежемесячное приложение к журналу «Православная жизнь», его англоязычный вариант The Orthodox Life и ежегодник «Православный путь». С 1950 был профессором духовной семинарии Русской православной церкви за рубежом, читал курсы догматического богословия, истории русской словесности и пастырского богословия. С 21 ноября 1954 — архимандрит. Состоял в переписке с И. А. Ильиным.

Автор трудов по богословию, русской истории и истории культуры, православный идеолог, придерживался крайне консервативных взглядов. Был решительным противником Московской Патриархии (в 2000 в сборнике трудов архимандрита Константина «Чудо русской истории», изданном в России, наиболее резкие пассажи в её отношении были изъяты). В то же время осуждал и западный «свободный мир», считая, что его «свободно идущим навстречу антихристу». Активный сторонник канонизации Иоанна Кронштадтского и Николая II, считая, что

в нашем христианском сознании св. прав. о. Иоанн и Царь Мученик как бы сливаются воедино, как Путевожди наши, сливая воедино для нас дело нашего личного спасения и дело служения России, как Православному Царству.

Похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.

Характеристики личности и деятельности

Архимандрит Нектарий (Чернобыль), сотрудник архимандрита Константина, вспоминал:

По характеру о. Константин был сдержан, молчалив, всегда углублён в себя, любил одиночество. Каждый день совершал одинокие прогулки по монастырским дорожкам. В храме служил также сосредоточенно и часто говорил проповеди. Все относились к нему с большим уважением. У него было немало духовных детей и среди иноков, и среди мирян, более же всего любили исповедоваться ему семинаристы. Вся келлия его было завалена письмами от читателей из разных стран русского зарубежья, и он едва успевал отвечать на эти письма.

Его духовный сын протопресвитер Валерий Лукьянов писал, что

будучи глубочайшим и тонким мыслителем, наделенным истинной культурностью, знанием языков и недюжинным умом, о. Константин обладал способностью проникать в глубь вещей и событий, вывести логическое и жизненное заключение в духе святого Евангелия и св. отцов Церкви.

Протопресвитер Александр Шмеман так характеризовал деятельность архимандрита Константина:

Типичным "интеллигентом" в обличии фанатического, максималистического "церковника" был, конечно, о.Константин Зайцев: он ни одной строчки со времени своего обращения не написал без надрыва... В Церкви "интеллигент" моментально начинает "суетиться" - он чего-то от нее ждет, к чему-то ее призывает, кого-то от имени ее обличает и, главное, все время что-то объясняет. У него из веры обязательно вырастает "программа". Страшная судьба.

Труды

  • Лекции по административному праву. Прага, 1923.
  • Das Recht Sowjet Russlands. — Tubingen, 1925.
  • Food Supplies During the World War. — New Haven, 1933.
  • И. А. Бунин. Белград, 1934.
  • Профессор-крестоносец. Заветные мысли Д. В. Болдырева. Харбин, 1936.
  • Основы этики. Т. 1—2. Харбин, 1937—1938.
  • Шедевры русской литературной критики. Харбин, 1938.
  • Св. Серафим Саровский и пути России. Ладомирово, 1939.
  • Материалы к изучению Святой Руси. Ладомирово, 1940.
  • Православная Церковь в советской России. Шанхай, 1947.
  • Памяти последнего Царя. Шанхай, 1948.
  • К познанию Православия. Шанхай, 1948.
  • Церковь Бога Живаго. Столп и Утверждение Истины. Шанхай, 1948.
  • Оглашенные изыдите. Шанхай, 1948.
  • Киевская Русь. Шанхай, 1949.
  • Памяти последнего Патриарха. Джорданвилль, 1949.
  • Православный человек. Мюнхен, 1950.
  • Черты личности митрополита Филарета. Джорданвилль, 1958.
  • Пастырское богословие. Т. 1—2. Джорданвилль, 1960—1961. (переиздание — М., 2002)
  • Духовный лик отца Иоанна Кронштадского. Джорданвилль, 1964 (Английский перевод).
  • Лекции по истории русской словесности. Т. 1—2. Джорданвилль, 1967—1968.
  • Время святителя Тихона. М., 1996.
  • Чудо Русской истории. М., 2000.

Библиография

  • Фомин С. В. Джорданвилльский отшельник. // Архимандрит Константин. Чудо Русской истории. М., 2000. С. 3-28.
  • Нивьер, Антуан. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920—1995. Биографический справочник. М., Париж. 2007. С. 270—271.

Ссылки

  • Биография
  • Биография
  • Биография
  • Биография

Константин (Зайцев).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24