ПАО «ЗАЗ» | |
Тип | |
---|---|
Листинг на бирже |
ПФТС:ZAZA |
Год основания | |
Расположение | |
Ключевые фигуры |
Николай Евдокименко |
Отрасль | |
Продукция |
Легковые автомобили, фургоны, автобусы |
Операционная прибыль |
▼ 190,667 млн грн (2011)[1] |
Чистая прибыль |
▲ 107,663 млн грн (2011)[1] |
Число сотрудников | |
Сайт |
ПАО Запорожский автомобилестроительный завод (укр. Запорізький автомобілебудівний завод, ранее "Автомобильный завод «Коммунар») — украинское предприятие, производитель легковых автомобилей, а также фургонов и автобусов, лидер украинского автопрома. Основное производство находится в Коммунарском районе города Запорожье. Является головным заводом корпорации «УкрАВТО»[3]. В качестве ключевых производственных подразделений выступают хозрасчётное предприятие Ильичёвский завод автомобильных агрегатов и Мелитопольский моторный завод.
На заводе существует полный цикл автомобильного производства — от штамповки металлопроката в прессовом производстве и автоматизированных и роботизированных линий сварки, окраски и сборки до проведения ТО авто, реализованных в сети автосалонов.
Содержание |
ЗАО «ЗАЗ» по состоянию на 2010 год выпускал легковые автомобили (ЗАЗ, Chance, Sens, Lanos, Chevrolet, ВАЗ и KIA), грузовые автомобили (ТАТА, JAC), автобусы малого класса (I-VAN), запасные части для автомобилей и экспортирует их в Россию, Египет, Армению, Беларусь, Грузию, Азербайджан, Сирию, Индонезию, Албанию[4].
За одиннадцать месяцев 2010 года на ЗАО «ЗАЗ» (включая ХРП «ИЗАА») произведено:
Экспорт составил 19 439 автомобилей[5].
В 2007 году объём производства автомобилей составил 276,8 тысяч штук, что составляло 72,9 % от всего производства украинских легковых автомобилей. В 2009 году сократил выпуск автотранспортных средств в 5,6 раза по сравнению с 2008 годом — до 46,18 тыс. ед.[4]
Датой создания завода принято считать 1863 год, когда менонит Абрагам Яковлевич Кооп открыл в колонии Шенвизе мастерские по производству соломорезок и железных деталей к ветряным мельницам. Вскоре эти мастерские преобразовали в завод сельскохозяйственных машин, выпускавший жатки, молотилки, буккеры и плуги.
В 1908 году был основано предприятие, впоследствии превратившееся в Мелитопольский моторный завод (МеМЗ). С 1960 года МеМЗ начал поставлять свои двигатели на ЗАЗ. С 1975 года МеМЗ вошёл в состав производственного объединения «АвтоЗАЗ». Ныне он является одним из структурных элементов ЗАО «ЗАЗ».
В 1923 году бывший завод Абрагама Коопа был переименован в «Коммунар». Однако направление деятельности сохранилось, с учётом появления новой сельскохозяйственной техники — тракторов, уборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники. На заводе был выпущен первый советский зерноуборочный комбайн Коммунар.
В 1961 году завод был переименован в «Запорожский автомобильный завод». Завод занимался выпуском единственного автомобиля — ЗАЗ-965, вошедшего в историю как «Горбатый Запорожец».
В 1970 году на конвейер вошёл обновлённый «Запорожец» — ЗАЗ-966, который кардинально отличался от своего предшественника. Всего (с 1960 по 1994 гг.) в Запорожье было изготовлено 3 422 444 автомобилей «Запорожец» и двигателей с воздушным охлаждением производства МеМЗ.
В 1979 году был запущен в массовое производство ЗАЗ-968М.
В 1986 году по контракту с итальянской «фабрикой фабрик» Comau создаётся новый производственный комплекс, включивший в себя: цех сварки кузовов, цех окраски, цех сборки.
В 1987 году начался выпуск автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия» — первых автомобилей с жидкостным охлаждением двигателя, выпускаемых на ЗАЗе.
В 1994 году 1 июля, закончилось производство автомобиля ЗАЗ-968М, последнего заднемоторного автомобиля ЗАЗ.
В середине 1990-х сложная финансовая ситуация на заводе усугубилась тем, что всю валютную выручку надо было сдавать государству, что повлекло основательное вымывание оборотных средств. Чтобы завод удержался на плаву, директор занялся поиском инвестора в среде лидеров мирового автопрома. В поле зрения попали сначала «Пежо», потом «ФИАТ», а в 1995 году «Дженерал моторс». На переговоры в столицу Украины прилетал даже первый вице-президент «Дженерал моторс». Однако руководители Минпромполитики остановились на варианте создания совместного предприятия с концерном «Daewoo», с уставным капиталом в $150 млн. Несогласный с этим директор Степан Кравчун написал заявление об уходе[6].
В 1998 году завод начинает сотрудничество с корпорацией Daewoo, в связи с чем создается ЗАО «Совместное украино-корейское предприятие с иностранной инвестицией „АвтоЗАЗ-Daewoo“», в которое передаются все активы «АвтоЗАЗа». Начинается сборка новых автомобилей. Генеральным директором СП «АвтоЗАЗ — Daewoo» назначен А. Н. Сотников (укр.)русск..
На головном заводе организован выпуск качественно нового автомобиля ЗАЗ-1102 «Таврия-Нова». На ХРП «ИЗАА» завершены работы по подготовке производства и начата крупноузловая сборка автомобилей Daewoo: Daewoo Lanos, Daewoo Nubira, Daewoo Leganza.
В 1999 году начинается выпуск ЗАЗ-1103 «Славута» (с кузовом «пятидверный лифтбэк»), созданного на базе шасси «Таврии» и с участием её кузовных панелей. В разработке принимала участие компания Daewoo.
Разработаны новые модели таврического ряда, среди них ЗАЗ-1105 «Дана» (с кузовом «пятидверный универсал»), в массовом производстве вскоре заменёная на ЗАЗ-1103 «Славута».
На базе индекса 11055 выпускаются различные модели пикапа.
В 2003 году завод меняет название и превращается в закрытое акционерное общество с иностранной инвестицией «Запорожский автомобилестроительный завод».
В 2004 году завод пережил полное обновление средств производства. На производственных мощностях головного завода начинается производство автомобилей АвтоВАЗ (ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099), GM-DAT («Ланос (Т-150)»), Opel Astra G («OTGF69-40» и «OTGF69-60»).
В 2005 году на ХРП «ИЗАА» подготовлены производственные мощности для выпуска автобусов «I-VAN» на базе шасси автомобиля «TATA».
Для модели «ZAZ-Sens» на МеМЗ был разработан двигатель объёмом 1,4 литра, созданный на основе прежнего 1,3-литрового. Впоследствии автомобиль переименован в «Lanos 1.4».
В 2006 году ЗАО «ЗАЗ» подтверждает соответствие собственной системы управления качеством международному стандарту ISO 9001:2000. Продукция ЗАО «ЗАЗ» соответствует требованиям Евро 2. Освоен выпуск полуприцепов НХ2210 для перевозки легковых автомобилей. В этом же году была на ХРП «ИЗАА» освоена гамма легковых китайских автомобилей «Chery».
В 2007 году запущена программа локализации производства автомобиля Daewoo Lanos, проведён рестайлинг базовой модели, который получил название «ZAZ Lanos» (ЗАЗ Ланос T-150). Разработан и начат выпуск фургона на его базе.
19 сентября 2008 года с конвейера снята трёхдверная Таврия[7][8]
В 2008 году в состав цеха окраски добавился новый участок — окраски пластмассовых изделий, построенный по контракту немецкой компанией «Eisenmann»
Произведено техническое переоснащение прессового производства. Модернизирована Воронежская автоматическая линия прессов. На прессы были установлены контроллеры Siemens Simatic S7-300, взамен старых Simatic S5, что позволило для осуществления операций загрузки заготовок в штамп и разгрузки из штампа оснастить линию роботами фирмы ABB. Установлена новая автоматическая линия прессов итальянской компании «AIDA S.r.l.», также оборудованная роботами фирмы ABB. Начала производиться штамповка крупных узлов автомобиля «Lanos» моделей T-100 и Т-150 в прессовом цехе завода.
В 2009 году завод продолжил изготавливать модели на базе Daewoo Lanos с использованием украинских комплектующих (степень локализации версии с двигателем 1,5 составляет более 50 %, для двигателей 1,3 и 1,4 она ещё выше)[9]: ЗАЗ Lanos Hatchback[10] [11] [12], ЗАЗ Sens [13] [14] [15] и «ZAZ Chance»[16][17]; модели таврического ряда: ЗАЗ-1105 «Славута»[18][19] и пикап[20][21]; собирает и производит автомобили Chevrolet, Chery и ВАЗ (ВАЗ-210934-20[22] и ВАЗ-210994-20[23]). Было начато сотрудничество с Kia Motors по сборке Kia cee’d (пятидверный KIA Cee’d[24], трёхдверный спортивный хэтчбек[25]) и Kia Sportage[26] но в серийное производство модели KIA не пошли.
В мае 2009 года Запорожский автозавод выиграл международный тендер на поставку автомобилей для ветеранов и инвалидов Азербайджана. 4 июня был подписан контракт на поставку 500 автомобилей. 29 июля Запорожский автозавод начал отгрузку первой партии продукции.
В 2009 году вступил в строй новый роботизированный участок металлизации в цеху металлизации покрытий.
10 сентября 2009 года на лакокрасочном складе завода произошёл сильный пожар, в результате которого с ожогами различной степени тяжести госпитализированы трое сотрудников предприятия[27].
С декабря 2010 года начат выпуск нового автомобиля ЗАЗ Forza аналогичного Chery A13[28].
С 2011 года на головном заводе вводятся производственные мощности для выпуска автомобилей проекта T-25X (T-250NB, T-255HB, T-259), изготовленные в 2006 году GM-DAT для варшавского завода FSO[29]. Массовый выпуск новых моделей запланирован с декабря 2011 года[30].
В апреле 2011 года форма акционерного общества меняется на публичное акционерное общество.
В январе 2011 года были сняты с производства автомобили Славута (ЗАЗ-1103) и Таврия-пикап (ЗАЗ-110557) с учетом нерентабельности в связи с сокращением спроса[8].
13 марта 2012 года начались продажи новой модели ZAZ Vida на Украине. В сентябре 2012 года ЗАЗ планирует начать продажи модели в России.
ЗАО «ЗАЗ» сотрудничает с ведущими автомобильными компаниями[31]:
Автотехника, производимая ЗАО «ЗАЗ» | |
---|---|
Автомобили ряда «Запорожец»: | ЗАЗ-965 • ЗАЗ-966 • ЗАЗ-967 • ЗАЗ-968 (ЗАЗ-968М, ЗАЗ-968А, 3A3-968МБ, 3A3-968МД, ЗАЗ-968МР) • ЗАЗ-969 |
Автомобили таврического ряда: | ЗАЗ-1102 «Таврия» • ЗАЗ-1102 «Таврия-Нова» • ЗАЗ-1103 «Славута» • ЗАЗ-1105 «Дана» |
Автомобили на базе моделей General Motors Daewoo Auto & Technology: |
ZAZ Lanos • ZAZ Sens • ZAZ Lanos Pick-up • ZAZ Chance • ZAZ Vida |
Производство сторонних моделей: | ВАЗ: ВАЗ-21093 • ВАЗ-21099 • Adam Opel: «Opel Astra G» • ZAZ Forza |
Крупноузловая сборка: | Kia Motors • ТАТА |
Автобусы: | «I-VAN» |
zaz.ua — Официальный сайт |
ЗАЗ, подразделение UkrAVTO Group, время выпуска с 1960е- по настоящее время | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Модель | 1960-е | 1970-е | 1980-е | 1990-е | 2000-е | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Городской автомобиль | ЗАЗ-965 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Супермаленький автомобиль | ЗАЗ-966 | ЗАЗ-968 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАЗ-1102 «Таврия» | ЗАЗ-1102 Таврия Нова | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАЗ-1105 «Дана» | ЗАЗ-1103 Славута | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Маленький семейный автомобиль | ЗАЗ Сенс | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАЗ Ленос | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пикап | ЗАЗ-11055 Таврия Пикап | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАЗ Ланос Пикап |
Коммунар (завод).